на главную страницу

26 Июля 2002 года

Армия и общество

Пятница

Выбор

Константин РАЩЕПКИН, «Красная звезда». Фото автора.



     Летом 2000 года, когда газеты вовсю писали о завершении военной фазы контртеррористической операции, Игорь Резнюк получил лейтенантские звездочки и желанное распределение в отдельный разведполк ВДВ.
     «На войну не просись, а пошлют - не отказывайся», говорят прошедшие бой офицеры. Но кто из поступающих в Рязанский институт ВДВ не мечтает о подвигах? В том, что на его век войны хватит, хотя все крупные банды в Чечне вроде бы и разгромлены, Игорь не сомневался. Потому даже во время подготовки к госэкзаменам большую часть времени посвящал изучению специальной литературы о разведке. Был уверен: опыт прошедших Афган, Чечню, да и Великую Отечественную армейских разведчиков пригодится.
     В правильности выбора профессии и места службы еще раз убедили рассказы вернувшихся из Чечни офицеров разведполка. Убедило общение с ними и в другом - там, в чеченских горах, работы десантному спецназу хватит еще не на один год.
     Долгие месяцы изнурительной разведподготовки на полковом полигоне и в очень похожих на чеченские горах под Новороссийском, и в июле 2001 их батальон направляют в Чечню.
     - Та командировка, - вспоминает Игорь, - стала для батальона, наверное, одной из самых ярких за обе чеченские кампании. Едва ли не каждый разведвыход в горы заканчивался боем. Видимо, поняв, что роты и батальоны в горы уже не ходят, боевики осмелели.
     Первый же разведвыход лейтенанта Игоря Резнюка в окрестности Киров-Юрта обернулся боем с боевиками. В соседней группе, принявшей на себя основной удар бандитов, - раненый и убитый. Отстрелялись от боевиков, навели артиллерию, встретили «вертушку», прилетевшую за «двухсотым» и «трехсотым» соседней группы. Так и пошли изнурительные боевые будни десантной разведки. Не успевали вернуться из одного разведвыхода, получали приказ на другой. Сотни пройденных километров по покрытым «зеленкой» горам, сотни расстрелянных магазинов. Убитые боевики, трофейное оружие, снаряжение, радиостанции... Как мало было в тех выходах киношной романтики фильмов о «голубых беретах», зато как много настоящей мужской работы - из последних сил, с постоянным риском, к которому в конце концов привыкаешь.
     Почти каждый выход разведчиков в горы наносил непримиримым невосполнимый урон - или несколько бандитов завершали земной путь, или уничтожался очередной схрон с оружием. Только и десантный спецназ нес потери. Принимая контактный бой в горной «зеленке», куда не пройти танкам и боевым машинам, и сходясь с противником на бросок гранаты, не используешь преимущество армии над боевиками в численности, артиллерии, авиации. На горных тропах другие законы войны: не рассчитал патроны, позволил противнику обнаружить себя раньше, чем увидел его, и первым открыть огонь, попал в засаду, плохо проложив путь или оказался в невыгодном положении - уже никто не поможет. В этом смысле у ходящих по горной тропе разведчиков настоящая, классическая война с равным, а то и превосходящим по силам противником. Вот и тот памятный бой, которым завершилась первая командировка Игоря на войну, унес жизнь его боевого товарища. Да и Игорь был в шаге от смерти...
     Боевая операция, спланированная под руководством майора Андрея Зотова, предполагала засаду на путях выдвижения боевиков к лагерю десантников. По опыту прошлого раза, когда почти вся полковая тактическая группа выполняла задачу под Ведено, и бандиты попытались обстрелять лагерь, в котором оставались лишь подразделения обеспечения, можно было вновь ожидать их вылазки. Теперь тоже нельзя было исключать того, что боевики, которых по оперативным данным в этих лесах в течение суток собралось более двух сотен, могут попытаться атаковать лагерь. Ну а уж в том, что повторят обстрел, сомнений вообще не было.
     Когда полк покинул лагерь, три группы разведчиков под видом поездки за дровами были вывезены на грузовике в лес. Путь к месту засады занял почти день. Место, где сходились три горные гряды, лежало на ведущих в лагерь тропах. В ночь разведчики окопались. Началось ожидание.
     Сутки после выхода полка из лагеря были потрачены боевиками, чтобы подтянуться в горы из ближайших сел и собраться в банду. Шли они в режиме молчания - наши подразделения РЭБ не должны были их обнаружить.
     Первым бандитов увидел командир группы старший лейтенант Сергей Жабреев. До тихо идущих по горной «зеленке» боевиков было не больше 50 метров, а в десяти шагах впереди - поставленная десантниками управляемая по проводам «монка» - противопехотная мина направленного действия.Взрыв дал начало перестрелке. Находясь в выгодной позиции, разведчики полосовали очередями «зеленку». Явно застигнутые врасплох боевики не отступали - значит, пока не могли взять раненых и убитых. Значит, надо помешать им это сделать! И в разгар боя замкомандира группы лейтенант Игорь Резнюк получает приказ с двумя солдатами пробраться вперед. Несколько перебежек, и, удобно укрывшись в складках местности, Игорь бросает две «лимонки». Вперед! Вот он уже миновал место, где стояла мина, вот он совсем близко к кустам, где боевики были остановлены взрывом. Шевеление за одним из кустов, очередь... Отвоевавшийся боевик в хорошей разгрузке оказывается командиром группы минирования.
     Когда стрельба заметно стихает, появляется возможность осмотреть поле боя. Судя по следам крови, брошенным автоматам, радиостанциям, снаряжению, ранены или убиты еще человек пять. Правда их боевикам удается все же забрать. Характерная деталь: на поясе убитого боевика - наручники. Значит, бандиты действительно собирались атаковать лагерь. А этот отвоевавшийся «душок» хотел кого-то взять в плен. Не повезло.
     Не теряя времени, Игорь с солдатами возвращаются на позиции. Не проходит пяти минут, как боевики атакуют разведчиков с другой стороны горки.
     - Я «Брат», взрываю «монку», - успел услышать Игорь в эфире доклад командира соседней группы старшего лейтенанта Алексея Никулушкина.
     Взрыв, треск автоматных очередей. И меньше, чем через минуту, - рвущий душу доклад прапорщика Георгия Чебана: «Брата» убили!»
     Судя по плотности огня, боевики атаковали тот скат горки немалыми силами. «Брата» и солдата из его двойки, оказавшихся на пути боевиков, надо было вытаскивать. Взяв солдата своей двойки, Игорь ринулся на помощь. Справа - отвесная скала, слева - обрыв. Впереди - десятки метров под огнем противника. Пока десантники, обрушив шквал огня на «зеленку», заставляют боевиков на время прижаться к земле, Игорь успевает добраться до Никулушкина. Заметив это, боевики переносят весь огонь на него. Показав знаками пулеметчику, куда сосредоточить огонь, Игорь все-таки пытается вытащить «Брата». Резкая жгучая боль в правой ноге, и тут же в левой. Раненный в оба бедра, Игорь скатывается со склона, едва успев уцепиться руками за траву.
     - Хорошо, ребята грамотно прикрыли, - вспоминает он тот бой.
     Зависнув на краю обрыва, на какие-то минуты он стал хорошей мишенью для боевиков. Но десантники своих не бросают. Под прикрытием сосредоточенного огня разведчиков командир группы - старший лейтенант Жабреев - вытащил из-под огня своего офицера.
     Бой шел еще часа полтора. Потрепанные бандиты, не решившись пойти на штурм занятой десантниками высотки, отошли в горы, унося раненых и убитых.
     Пройдя курс лечения, старший лейтенант Игорь Резнюк вновь в строю. Недавно получил орден Мужества. Как и два года назад, не мыслит себя вне десанта и вне разведки. Таков его выбор. Тем более там - в чеченских горах - по-прежнему есть работа для бойцов разведполка ВДВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker