на главную страницу

27 Июля 2002 года

Армия сегодня

Суббота

КОМАНДИРСКАЯ НОША

Владислав ПАВЛЮТКИН, «Красная звезда».



Шел к чернеющему на утренней морской глади пирсу, не в силах справиться с накатившим, словно прибой, волнением. Будто бы не шел даже - летел на крыльях, как на первое свидание. Так оно в сущности и было: первое свидание с экипажем в новом для него качестве – командира корабля. В который уже раз обдумывал, что скажет людям, волею судьбы и приказа почти безраздельно ему теперь подчиненным, за каждого из которых он отныне столь же безраздельно и отвечает. Каким будет первое его командирское обращение, где взять нужные слова? Слова нашлись сами собой. Сказал коротко и просто: корабль становится в док, потом будет участвовать в сбор-походе. Времени на раскачку нет. Он, как командир, очень рассчитывает на помощь экипажа. На календаре был 1998-й.

     ЧЕТЫРЬМЯ годами раньше выпускник старейшего в стране Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе (ныне Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский военно-морской институт) Юрий Некипелов ступил на палубу БПК «Азов». Встретили новоиспеченного лейтенанта, назначенного на должность командира группы противолодочного вооружения, с подлинным флотским радушием.
     - Что очень важно, нас, молодых офицеров, с первых же шагов учили самостоятельности, - рассказывает Юрий Анатольевич. - Принцип был такой: ставится задача, определяется срок ее выполнения — и вперед с песней! Контроль, конечно, присутствовал, но никогда не подменялся мелочной опекой.
     Этот стиль работы он усвоит как «Отче наш» и будет им руководствоваться в последующей службе. Которая, грех жаловаться, складывалась на «все сто»: уже через два года после училища, в звании старшего лейтенанта, Некипелов возглавил минно-торпедную боевую часть (БЧ-3) на БПК «Красный Кавказ».
     Все бы хорошо, только что это за бочка меда в суровой нашей действительности – и без сакраментальной ложки дегтя? Флот все крепче брала за горло острейшая нехватка топлива, как, впрочем, и всего остального. Проворачивание оружия и механизмов все чаще проводилось вручную, занятия по специальности переместились в область теории. «Красный Кавказ» уныло томился у причальной стенки. Поэтому годичная учеба на Высших специальных офицерских классах в Санкт-Петербурге, куда Некипелову выпала удача поступить, пришлась как нельзя кстати.
     - СТАВ после них командиром малого противолодочного корабля «Касимов» в Новороссийской военно-морской базе, - делится тогдашними своими наблюдениями Юрий Анатольевич, - вскоре понял: главное - не просто досконально знать свой корабль, но и чувствовать его как единый живой организм. Еще важна командирская предусмотрительность. Жизнь, правда, такие кренделя порой выписывает, что всего и не предусмотришь…
     Отдоковавшись, прошли ходовые испытания. Сдали курсовые задачи, отработали взаимодействие с подводной лодкой. Однако главный экзамен – участие в сбор-походе ЧФ, обещавшем стать моментом истины для всего экипажа и прежде всего для командира, – был еще впереди.
     - Для меня тогда многое решалось в плане «верю в себя». Внешне старался быть спокойным, зато в душе...
     Перед выходом в море Некипелов вместе со своим заместителем по воспитательной работе Вадимом Цыпнятовым (ныне заместитель командира дивизиона МПК, капитан 3 ранга) выстроил экипаж на причальной стенке.
     - Наш корабль единственный на флоте будет выполнять практическую стрельбу по низколетящей воздушной цели, - обратились к морякам. - Мы должны доказать всему флоту, самим себе, что можем это сделать. Да?! – «замполит» неожиданно вскинул вверх кулак.
     - Да!! – в едином порыве гаркнул экипаж. С таким настроем смело можно было идти не то что в учебный - в настоящий бой!
     Море встретило густым туманом, лишь незадолго до времени «Ч» слегка распогодилось. Цель, обнаруженную на предельной дистанции, уничтожили первым же залпом. Барражировавшие на «дострелке» летчики поздравили с успехом. «Жаль, - добавили, - что не дали нам поработать».
     На переходе в базу жизнь выписала первый «крендель»: из-за технической неполадки произошло возгорание на торпедном аппарате. Страшно даже подумать о последствиях, доберись огонь до самих торпед. Мичман Виктор Кальщиков, матросы Николай Булдырев, Дамир Муртазин, Денис Санин действовали, как в реальном бою, – самоотверженно, перекрывая все мыслимые нормативы. И вскоре ликвидировали нависшую над кораблем смертельную опасность. Выдержка и хладнокровие командира многих тогда поразили…
     Не успели отойти от пережитого, как новый «крендель», на этот раз радиограмма: срочно следовать в заданный район, взять на буксир и оттащить в Новороссийск потерявшее ход гидрографическое судно. Словом, боевое командирское крещение в тот день состоялось у Некипелова по полной программе. Однако и это еще было не все.
     Служба, служба, служба… Когда в последний раз вместе с женой нормально, по-человечески проводил выходной? То послеремонтная свистопляска, то беспрерывные, из месяца в месяц, боевые дежурства, то подготовка к сбор-походу. Дома в задрипанной, снимаемой на последние кровные халупе полгода, считай, толком и не бывал. Зато теперь можно перевести дух, расслабиться. Он нынче – победитель. К жене спешил, переполненный радостью до конца выполненного долга. Сам Бог велел накрыть сегодня праздничный стол!..
     Квартирка встретила холодным молчанием. На столе – белым флагом – записка: «Устала, больше так жить не могу, уехала к маме».
     Так Некипелов второй раз от рождения стал холостяком.
     КАЮТА хоть и командирская, а особо не повернешься: корабль боевой, компактный, да и водоизмещением невелик.
     - В экипаже всего лишь три женатых офицера, один из них пока бездетный, - развивает злободневную для нынешнего флота тему Юрий Анатольевич. – Мне люди так прямо и говорят: «Чем я буду кормить семью? Я же нищий!» У одного моего мичмана, для сравнения, жена работает уборщицей в коммерческом банке. Так вот, ее зарплата вдвое превосходит мою, командирскую. Если дружить с логикой, то получается, что мера ответственности, сложности и опасности труда у уборщицы вдвое выше?
     Что ни год – неизменные кадровые проблемы: остро не хватает мичманов, офицерский состав ежегодно обновляется на две трети. Даже понятие такое появилось – лейтенанты на один год. Каким образом ему, командиру, удержать их на службе? Взыванием к чувству долга? Как будто они сами не видят, кому живется весело, вольготно на Руси, кто и на какие шиши скупает за границей виллы. А что у нашего брата-военного? Из 34 офицеров и 25 мичманов дивизиона лишь один имеет свою, еще двое – служебные квартиры.
     В жизни самого Юрия Анатольевича не так давно произошло поистине знаменательное событие: он-таки обрел свою крышу над головой! Помог случай. Находившийся в Новороссийске главком ВМФ посетил бригаду кораблей, где по этому поводу провели строевой смотр. На вопрос, кто имеет квартиру, сиротливо поднялась одинокая мичманская рука… Удивленный таким раскладом, главком распорядился безотлагательно выделить жилье командирам кораблей.
     ПО ИТОГАМ боевой учебы МПК «Касимов» неоднократно признавался лучшим кораблем в Новороссийской ВМБ. Легко ли быть передовиком?
     - Так мне даже погода помогает, - смеется Некипелов. – Как только задует сильный ветер, особенно «южак», так сразу начинает бить корабль о пирс. Хочешь не хочешь, надо выходить на рейд в район штормования. Вот и стараемся каждый такой выход максимально использовать в интересах боевой учебы.
     - Корабли должны чаще находиться в море, а не у причалов, как это происходит сейчас, - вторит его давний друг и соперник по службе капитан 3 ранга Александр Вьюрков, командир морского тральщика «Железняков». - Нельзя жалеть средств на боевую подготовку! Доходит ведь до абсурда: за каждый израсходованный килограмм топлива пишем отчеты с доказательством целесообразности его использования.
     Оба эти офицера мне глубоко симпатичны. Они еще молоды. Преданы, как пишут в характеристиках, морской службе. Хорошо профессионально подготовлены, не лишены здорового честолюбия и, безусловно, перспективны. Будет искренне жаль, если кого-то из них обстоятельства вынудят уйти с флота.
     Надеюсь, что этого и не произойдет. Мы с ними много и откровенно говорили о проблемах.
     Помимо топлива, не обеспечиваются корабли в полной мере и другими положенными видами довольствия – краской, шкиперским и техническим имуществом, продуктами питания. Даже канцелярские принадлежности вынуждены закупать на собственные деньги или прибегать к помощи шефов. А вот писание всяческих бумаг, заполнение документации становится едва ли не главным содержанием командирской деятельности.
     В подтверждение сказанному Некипелов вытащил из-под стола пухлую папку – плоды эпистолярного творчества за последние два дня. Знающие люди утверждают: в сравнении с сегодняшним бумаготворчеством даже приснопамятное, забюрократизированное донельзя соцсоревнование выглядит невинным цветочком...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker