на главную страницу

27 Июля 2002 года

Армия сегодня

Суббота

Корабли XXI века

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».



     Стоимость флота, говорят, есть страховая премия, которую государство уплачивает за обеспечение безопасности своих ценностей. Сегодня у России нет денег на строительство и содержание могучего ВМФ. Зная об этом, невозможно не удивляться новым кораблям, которые продолжают сходить со стапелей кораблестроительных заводов России и пополняют грозной силой Военно-морской флот, - такими, например, как гордость российского судостроения тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий», большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Чабаненко», атомный подводный ракетный крейсер «Томск», многоцелевая атомная подводная лодка «Гепард».
     На стапелях заводов находятся в различной стадии постройки еще 38 кораблей. Однако для завершения их строительства нужны средства, которые во много раз превышают сумму ассигнований государственного оборонного заказа. Поэтому лишь несколько кораблей дождутся того момента, когда их форштевни вспенят морскую волну.
     Главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов считает, что лучше временно уйти в ближнюю морскую зону и сохранить флот, чем под тяжестью неподъемных задач его разрушить. Именно на перераспределение большинства стоящих перед ВМФ задач в ближнюю морскую зону и нацелен ныне действующий план строительства и развития флота.
     В ближайшее десятилетие весь Военно-морской флот, поднатужившись, сможет послать в океанскую зону только один отряд боевых кораблей. Причем боевое ядро отряда составят корабли оперативной эскадры Северного флота. Речь идет прежде всего о флагмане ТАРКР «Петр Великий», БПК «Адмирал Чабаненко», а также о БПК «Североморск» и эсминце «Настойчивый». Последний - из состава бригады надводных кораблей Балтийского флота.
     ТАРКР «Петр Великий» сегодня самый современный, самый мощный по вооружению корабль ВМФ. Таковым он останется как минимум до 2010 года. Но и в 2020-м он еще будет способен выполнять боевые задачи по основному предназначению при условии грамотной эксплуатации. И все же, несмотря на все свое совершенство, «Петр Великий» уже в скором времени может морально устареть. Слава Богу, российская наука не стоит на месте. Еще четверть века назад в Государственном научном центре - Центральном научно-исследовательском институте имени академика А.Н. Крылова был создан прототип корабля будущего. Его модель и сегодня хранится в лаборатории радиолокации, тепловой и оптиколокационной защиты кораблей, судов и морских технических сооружений. Идею создания кораблей с малой радиолокационной заметностью, которая существенно повышает их боевую устойчивость от высокоточного оружия с наведением по вторичному радиолокационному полю, российские ученые высказали раньше, чем на Западе. Эта идея воплотилась в стелс-технологиях. Хранящаяся в лаборатории модель корабля-невидимки с полной архитектурной защитой имеет радиолокационную заметность в 100 раз (!) меньше, чем у любого современного российского корабля. Если поставить рядом современные американские корабли 90-х годов типа эсминец «Фрюйленд» и ракетный крейсер «Тикондерога», то по этим характеристикам они уже уступают нашим. Хотя первыми на этом пути были американские конструкторы, которые сначала создали самолеты особой конфигурации из специальных материалов, а затем и корабли, такие, как эсминец «Орли Бёрк» («Arleigh Burke»). «Орли Бёрк» - всего лишь первый этап внедрения средств архитектурной защиты, поэтому все артиллерийские установки еще остаются на палубе, а на мачтах - антенны радиолокационных станций. Следом за США Франция построила фрегат «Лафайет» («La Fayette»).
     Очередной шаг в 2000 году сделали шведы, построившие корвет «Весби» («Visby»). В дополнение к ранее упоминавшимся отличиям он еще и сделан из компаундов - материалов на основе углепластиков. В отличие от металла компаунды не отражают радиоволны, а преимущественно поглощают их. Артиллерийская установка корвета - это трехгранная пирамидка, ствол убран и поднимается только во время стрельбы. Не видно ни одной пусковой установки на палубе. Не определить даже, где находится ангар для вертолета.
     Таким образом, от архитектурной защиты или шейпинга - придания малоотражающих форм – на Западе перешли к технологии так называемых абсорберов, или поглотителей. Такой корабль максимально приближен к малозаметной платформе. Даже в самую спокойную погоду 73-метровый, 600-тонный корабль неразличим с расстояния в 21 километр. Комбинированные дизельно-газовые турбины позволяют двум очень тихим двигателям развить скорость до 35 узлов (65км/ч). Тихо подкрадываясь к цели, судно имеет возможность нанести удар из 57-миллиметрового многоцелевого орудия, скрытого под специальным куполом.
     В 80-е годы мы тоже строили тральщики из конструкционных радиопоглощающих материалов на базе промышленных стеклопластиков. Однако переданный флоту в этом году новый российский тральщик «Валентин Пикуль» сделан из традиционного материала. Страна оказалась неготовой к использованию стеклопластиков. Объяснение вполне «современное»: с экологической точки зрения они неблагоприятны для здоровья членов экипажа, так как выделяют связующие вещества – эпоксидные и полиэфирные смолы, которые, как известно, достаточно токсичны.
     В то же время в проекте бюджета на 2003 год для ВМС США заложены 8,6 миллиарда долларов на строительство пяти кораблей, в том числе трех эсминцев УРО типа «Орли Бёрк». Кроме того, конгресс США одобрил программу создания 32 кораблей-«стелсов» DD21 классификации «land-attack destroyer», что буквально означает «атакующий берег». Ни один флот мира пока не обладает подобным классом кораблей-штурмовиков.
     В ЦНИИ Крылова тоже продолжают изучать весь комплекс физических полей в верхней полусфере, который используется в системах обнаружения, распознавания и наведения ракетного оружия. Но от научной мысли до ее воплощения в металле - «дистанция огромного размера». В России научные идеи опережают технологические возможности производства.
     - Когда мы достигнем с пластиками того же, чего достигли шведы, – сказать трудно. А с шейпингом - наш «Скорпион», проектируемый в конструкторском бюро «Алмаз», уже приближается к западным конструкциям. Он весь на новых технологиях, хотя без использования абсорберов, - рассказал мне в ЦНИИ Крылова начальник сектора радиолокационной защиты Александр Андреев.
     Лишь через 15-20 лет наш Военно-морской флот, видимо, получит принципиально новый корабль-невидимку, защищенный от обнаружения во всех физических полях.
     - Может быть, по технологической базе, по приборному парку мы в каких-то вопросах и отстаем - это было всегда, но зато Россия всегда славилась своими оригинальными техническими решениями, нестандартными подходами к проектированию тех или иных систем, - отметил в беседе со мной заместитель начальника отделения корабельной электродинамики по научной работе ЦНИИ им. Крылова доктор технических наук, профессор Александр Вишневский.
     Для корабля будущего уже разработаны различные способы защиты, в том числе методом постановки ложных целей и применения завес, которые позволяют или, по крайней мере, помогают сделать корабль малоотличимым на фоне моря. В инфракрасном диапазоне, например, существует ловушка, которую бортовой компьютер самонаведения ракеты ошибочно воспринимает как силуэт корабля с температурами похожими либо более высокими. Это лишь одно из ноу-хау российских ученых. А ведь таких разработок уже не один десяток.
     Пока даже трудно представить себе корабль будущего. Известно одно – это будет высокоинтеллектуальный робот, способный принимать самостоятельные ситуационные решения и функционировать в едином информационном пространстве оперативного объединения. До сих пор ничего подобного на Военно-морском флоте не было. Но появится он в составе флота, наверное, не ранее 2025 года.
     Судьба России неотделима от флота. Начав строить флот, Петр I построил империю. Потеряв флот в Крымской войне 1853 - 1856 гг., империя потеряла не только международный авторитет, но и свои территории. Сегодня у нас просто нет иного пути, кроме создания нового Военно-морского флота, потому что Россия не может без флота. Вместе они победят, а иначе – погибнут.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker