на главную страницу

31 Июля 2002 года

Планета людей

Среда

Мир от "поднебесных гарнизонов"

Анатолий ДЕРГИЛЕВ. Южная Осетия.



Кто не бывал на Кавказе, тот не видел настоящей красоты. В верности этой поговорки я еще раз убедился в недавней поездке по Южной Осетии. Однако восхищали не только завораживающие пейзажи крутых горных вершин, причудливых ущелий и мощных водопадов. Также радовали глаз ухоженные, мирно соседствующие осетинские и грузинские села, крестьяне, без боязни работающие на своих угодьях, оживленные улицы Цхинвали. Чувствовалось, что здесь царит спокойствие и люди разных национальностей больше заняты заботами об урожае, чем выяснением отношений силой оружия.
Невольно вспомнил этот регион Кавказа десять лет назад, когда мне довелось тут служить. В то время Юго-Осетинская автономия была объята огнем
межэтнического конфликта. Зияли пустыми окнами полусожженные и разрушенные дома. Убитые как с осетинской, так и с грузинской стороны исчислялись сотнями, беженцы - тысячами. Порой пустели целые села.
Препятствовать кровопролитию могли только самые решительные действия. Их сумело предпринять руководство России. По его инициативе и согласованию с враждующими сторонами в зону конфликта было введено подразделение миротворцев. А вскоре они уже представляли собой Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе трех батальонов - российского, грузинского и осетинского. Общее командование контингентом было доверено россиянам. Это был первый подобный опыт. Он как бы положил начало миротворческой деятельности России и ее Вооруженных Сил.
Прошедшее десятилетие было непростым. В Южной Осетии еще долго не утихал огонь распрей. В вооруженных столкновениях продолжали гибнуть люди, в том числе и российские военнослужащие. Но, вопреки всему, миротворцы, ставшие живым буфером между конфликтующими сторонами, своей цели достигли. В бывшей автономной области наступило относительное спокойствие. Не льется кровь, в покинутые села вернулись беженцы, люди занялись созидательным трудом. На улицах Цхинвали звучит как осетинская, так и грузинская речь. Даже из старых добрых времен возродилась традиция приглашать грузин на осетинские свадьбы и наоборот.
Но главным свидетельством признания заслуг ССПМ служат развешанные по всему городу транспаранты со словами благодарности в адрес миротворцев.
То, что в процессе достижения мира, стабилизации обстановки в автономии главную скрипку сыграли россияне, подчеркивают все. Признал это в беседе со мной и старший воинский начальник от контингента Грузии полковник Михаил Кебадзе. Кстати, уроженец здешних мест.
И все же сказать, что нынешнему составу миротворцев досталась легкая служба, что они почивают на лаврах своих предшественников, будет в корне неверно. Добиться мира в Южной Осетии недостаточно, его еще надо суметь сохранить. Именно такая очень важная и крайне сложная задача стоит перед воинским контингентом, которым командует генерал-майор Василий Приземлин.
Василию Васильевичу и его подчиненным ежедневно приходится решать самые разнообразные и непростые проблемы. Урегулировать межнациональные отношения порой мешают обычные бытовые неурядицы. Люди в Южной Осетии живут пока достаточно бедно. Особенно сильно дает себя знать безработица. Досаждает необузданный криминал. Острой проблемой стал дефицит воды, что серьезно сказывается на сельскохозяйственных работах. Все это усиливает социальную напряженность, которая в любой момент может перерасти в выяснение отношений на национальном уровне.
Так что Смешанным силам по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта нести службу приходится постоянно в напряженном режиме. Основная нагрузка, как и прежде, ложится на российский батальон под командованием подполковника Андрея Балябина. От подразделения на самых ответственных и сложных участках выставлены три стационарных и два подвижных поста контроля. В местах компактного проживания грузин и осетин круглосуточно работают смешанные группы наблюдателей, в составе которых, кроме российских офицеров, есть представители обеих конфликтующих сторон.
В свое время мне довелось быть свидетелем ввода в Южную Осетию миротворческого контингента, работы по его размещению. И вот спустя десять лет представилась возможность вновь увидеть обустройство миротворцев, организацию службы на постах. В то время я опубликовал о них ряд материалов в газете ГРВЗ под заголовком "Поднебесный гарнизон". Это определение невольно пришло на ум и сейчас.
Взять, к примеру, пост, где начальником заместитель командира роты по воспитательной работе старший лейтенант Александр Зудилкин. Расположен он на высоте около тысячи метров над уровнем моря. Это в общегеографическом понятии. Если же взять конкретно по отношению к Южной Осетии, пост занимает позиции на самой большой возвышенности, или, говоря военным языком, на господствующей высоте. Внизу видимые словно на ладони раскинулись соседствующие осетинские и грузинские села. Наблюдать за этими населенными пунктами, в случае обострения обстановки там принимать оперативные меры к предотвращению конфликта, разводить и локализовывать противоборствующие стороны, одним словом, обеспечивать безопасность местного населения в своей зоне ответственности - вот главная задача подчиненных старшего лейтенанта Зудилкина.
Задача, на первый взгляд, кажется простой. На самом деле она требует предельного напряжения, постоянной готовности и умения осадить конфликтующих без применения оружия. Миротворцам неоднократно приходилось выполнять такую работу, и каждый раз их мастерство, выдержка помогали наводить порядок без крови.
В подчинении старшего лейтенанта Александра Зудилкина штатный взвод его роты со средствами усиления. От базового района пост расположен довольно далеко и представляет собой пусть маленький, но самостоятельный гарнизон. Гарнизон, словно упирающийся в небо. И хотя быт здесь вполне обеспечен, служить на посту тяжело. Рождается чувство замкнутости, сказывается оторванность не только от крупных населенных пунктов, но даже и от базового военного городка батальона. Дают о себе знать высокогорье, а еще изнуряющая жара, которая здесь начинается в мае и длится до самого октября.
Несмотря на столь тяжелые условия, боевая учеба на посту идет беспрерывно и с предельной интенсивностью. Наблюдатели и мобильные группы находятся в дежурном режиме, остальные тренируются, что называется, до седьмого пота. Ведь от миротворцев здесь требуются навыки действий в горной, сильнопересеченной местности, а еще особое умение выполнять очень специфичные задачи, при которых надо уничтожать не врага, а разъединять конфликтующие стороны, действовать не оружием, а силой слова.
Правда, случаются и исключения. В день приезда делегации правительства Москвы тренировки не проводили. Встреча столь высоких гостей стала здесь настоящим праздником. Тем более с концертом. Известный артист театра, эстрады и кино Леонид Серебренников прямо под открытым небом исполнил более десятка песен. Руководитель делегации Василий Лисов от имени правительства Москвы передал миротворцам многочисленные подарки.
Заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по миротворческой деятельности генерал-лейтенант Валерий Евневич наиболее отличившимся вручил награды и ценные подарки. Их удостоились старший лейтенант Александр Зудилкин, старший сержант Петр Яцкий, сержанты Владимир Шпак, Руслан Конев, младший сержант Сергей Дубинин, рядовые Владислав Кокосов и Евгений Самарцев.
Возвращаясь с поста, мы встретили сельскую свадьбу. Сразу повеселело на душе: ведь это - добрый знак. Свадебная процессия между тем направлялась в сторону российского поста. В Южной Осетии зародилась традиция: при особых торжествах местные жители посещают миротворцев, чтобы в очередной раз сказать им от всего сердца "спасибо".


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker