на главную страницу

1 Августа 2002 года

Тема номера

Четверг

От Провиантского приказа - до наших дней

Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



Тылу Вооруженных Сил России уже более 300 лет, а свой профессиональный праздник у тех, кто ежедневно осуществляет тыловое обеспечение армии и флота, появился сравнительно недавно. Его отмечают 1 августа, в день создания Петром I Провиантского и Комиссариатского приказов - первых тыловых структур, сотни тысяч людей. В основном это гражданский персонал, но в частях и подразделениях Тыла несут службу также немало офицеров, прапорщиков, мичманов - настоящих специалистов своего дела.

     В канун праздника состоялась ставшая уже традиционной встреча начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя министра обороны Российской Федерации генерала армии Владимира Исакова с журналистами. На ней он рассказал о проблемах, которыми живут управление и штаб Тыла, а также 9 главных и центральных управлений, три службы, а также органы управления, войска и учреждения тыла видов Вооруженных Сил и родов войск, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей. Они проводят ежедневно большую организационную работу, поставляя в войска около 8 млн. тонн горючего, продовольствия, вещевого имущества и других материальных ресурсов.
     Обеспечение жизнедеятельности войск, как подчеркнул генерал армии Исаков, является главной задачей, которую решают тыловые структуры. Среди приоритетных направлений в работе он выделил также обеспечение мероприятий военной реформы, действий объединенной группировки войск в Северо-Кавказском регионе, а также соединений и частей, входящих в состав миротворческих сил, переход к межведомственной системе тылового обеспечения, контроля, сохранности и законности расходования материальных и денежных средств.
     По мнению заместителя министра обороны, все эти задачи решаются вполне успешно прежде всего потому, что финансирование расходов Тыла в последние два года заметно улучшилось. Так, удалось полностью решить вопрос обеспечения горючим частей постоянной готовности и высших военных учебных заведений, что раньше было большой проблемой. Вместе с тем острой остается проблема обеспечения авиационных частей керосином. Выделяемых средств достаточно лишь для того, чтобы обеспечить средний налет на одного летчика порядка 50 часов. А этого явно мало, о чем свидетельствуют и участившиеся авиакатастрофы.
     Денег на продовольственное обеспечение армии и флота стабильно выделяется более 80 процентов. В этих условиях, как сказал генерал армии Исаков, удается находить возможности по улучшению норм обеспечения личного состава. Так, в целях реализации Закона «Об ограничении курения табака» была введена по согласованию с Минэкономразвития норма замены табака для военнослужащих. Отныне они будут получать 600 г сгущенного молока или леденцовой карамели, помимо действующей нормы замены сигарет на сахар. Таким образом, можно надеяться, что курящих в армии и на флоте вскоре будет меньше.
     Кроме этого, министром обороны подписан приказ, которым в дополнение к положенным продовольственным пайкам установлена временная норма для военнослужащих, назначенных в состав караула для несения караульной службы. Им теперь выделяется на ночь 200 г хлеба, 100 г мяса или сала, сахар, масло и чай.
     Серьезной проблемой для продовольственной службы является проблема освежения продуктов в условиях сокращения численности Вооруженных Сил. Как сказал Владимир Исаков, сейчас пересматриваются объемы хранения, и эта работа будет полностью завершена в этом году.
     Наиболее проблемными по-прежнему остаются вещевая и медицинская службы, которые финансируются на уровне всего 21 и 35 процентов соответственно от реальной потребности. Растет задолженность военнослужащим за невыданное вещевое имущество. На сегодняшний день она составляет 2,8 млрд. рублей, а к концу года, по прогнозам, может достигнуть 3,6 млрд. рублей. Эта проблема обсуждалась и в Министерстве финансов, и в правительстве, но реальное ее решение, похоже, займет несколько лет. Последние два года компенсация за «вещевку» в полном объеме выдавалась только увольняемым в запас. В этом году в федеральном бюджете по разделу «Военная реформа» на эти цели предусмотрено 810,5 млн. рублей, что позволит обеспечить всех, кто расстается с военной службой.
     Давно вышла за пределы Министерства обороны проблема охраны здоровья военнослужащих, военных пенсионеров, членов их семей. Сегодня в соответствии с действующим законодательством правом на медицинское обслуживание по линии ГВМУ имеют 6 млн. человек, из которых военнослужащие составляют не более 20 процентов. А с переходом на единую систему медицинского обеспечения всех «силовиков» их число возрастет до 7,5 млн. человек. Реально возможности медицинской службы Вооруженных Сил позволяют обслужить 100 процентов военнослужащих, 60 процентов военных пенсионеров и 25 процентов членов семей.
     На коллегии Министерства обороны РФ, которая прошла 28 мая 2002 года, было решено, что проводимое сокращение Вооруженных Сил не должно повлечь сокращения лечебно-профилактических учреждений. Сокращение же госпиталей может привести к нарушению территориальной системы медицинского обеспечения.
     Участвовавший в пресс-конференции начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны генерал-полковник Иван Чиж отметил, что благодаря усилиям правительства, Минздрава, субъектов Российской Федерации улучшилось здоровье призывников, приходящих на военную службу. Их годность составляет сейчас 69 процентов в среднем по стране. Если юношей с недостатком веса раньше приходило в Вооруженные Силы не менее 15 процентов, то сейчас - 10 - 11 процентов.
     Как рассказал генерал-полковник Чиж, в этом году будет отмечаться 80-летие санаторно-курортного дела в Российской Федерации. Трудно в это поверить, но за последние 10 лет в Минобороны введено в действие и отремонтировано больше здравниц, чем за две самые успешные пятилетки советских времен. Число коек в санаториях увеличилось больше чем на 4 тысячи.
     Одной из самых сложных текущих проблем тылового обеспечения, по мнению генерала армии Владимира Исакова, является рост тарифов на всех видах транспорта, особенно на железнодорожном. С 1 января они выросли на 17,5 процента, а в феврале было принято решение об их повышении еще на 16 процентов. Расчеты показывают, что с учетом прошлогодней задолженности и роста тарифов дополнительные расходы Минобороны составят 2,3 млрд. рублей. В таких условиях реально обеспечить только 60 процентов воинских перевозок. Поэтому уже принимаются жесткие меры экономии, чтобы в первую очередь обеспечить организационно-штатные мероприятия, завоз грузов в районы Крайнего Севера и подготовку к зиме. Вместе с тем, как подчеркнул Владимир Исаков, в любом случае на 100 процентов будут обеспечены льготы военнослужащих по их проезду в отпуск.
     Эти и другие задачи руководству Тыла Вооруженных Сил приходится решать под знаком перехода на единую систему тылового обеспечения войск, которая должна быть завершена в 2005 году. С прошлого года уже действуют совместные приказы по Министерству обороны, Федеральной пограничной службе, Железнодорожным войскам и Спецстрою России об организации совместной работы в сфере снабжения. Завершается подготовка таких же «двусторонних» приказов с МВД и МЧС. В ближайшее время будет проведена инвентаризация имеющихся фондов, и в основу единой тыловой системы будет положено лучшее. К примеру, в Новороссийске у Спецстроя есть современный госпиталь, который оснащен гораздо лучше госпиталя Минобороны. Наверное, тот, который хуже, и следует закрыть, сказал генерал армии Исаков.
     Но это, наверное, не самые сложные с юридической точки зрения вопросы, которые потребуют решения при переходе на единую тыловую систему. Как известно, в снабжении государственных потребителей сегодня большую роль играют конкурсы по размещению заказов на поставки продовольствия, горючего, техники, имущества. К примеру, за первое полугодие 2002 года проведено 445 конкурсов, заключено 1.228 контрактов на общую сумму 11.857 млн. рублей. Общее сокращение расходов бюджетных средств при этом составило 83,4 млн. рублей. В постановлении правительства по государственному оборонному заказу высказано пожелание уже в этом году организовать совместные торги для обеспечения «силовиков». Но с правовой точки зрения эти вопросы пока никак не урегулированы. Кто будет нести ответственность по договорам? Как их оформлять? Кому и по каким ценам (а они будут различаться в зависимости от партии продовольствия или имущества) распределять полученное?
     Необходимо совершенствовать работу и с поставщиками. В конце прошлого года в легкоатлетическом комплексе ЦСКА прошла первая общероссийская выставка, в которой приняли участие более 350 производителей. Состоялся очень полезный обмен информацией. Сейчас организован учет фирм, не выполняющих договорные обязательства. С ними в дальнейшем государственные контракты заключаться не будут.
     В рамках подготовки ко второй выставке запланированы «круглые столы», конференции, другие мероприятия, где будут детально обсуждены многие проблемы, которыми живут сейчас тыловые службы.
     Их главной заботой по-прежнему остается бесперебойное снабжение личного состава всем необходимым. От их усилий в значительной степени зависит и постоянная, и мобилизационная готовность войск.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker