на главную страницу

2 Августа 2002 года

Заметки писателя

Пятница

Ильин день

Юрий БЕЛИЧЕНКО, «Красная звезда».



Недавно по электронной почте в редакцию «Красной звезды» пришло письмо от поэта Александра Герасимова из Москвы. «Как вы знаете, в начале августа, 2 числа, - Ильин день,. - пишет он. - Как известно, святой Илия (Муромец) считается покровителем воинов. Знаю, что и «Красная звезда» не оставляет без внимания этого героя. (Помню, читал про храм Ильи Муромца, который находится на территории воинской части в подмосковном городке Власиха). Я пишу стихи. Могу предложить одно из них как раз к этому случаю».

     К стихам, которые, на мой взгляд, заслуживают публикации, мы еще вернемся. А поначалу давайте разберемся в той путанице, которую вольно или невольно допускает автор письма.
     Да, 2 августа по православному календарю - Ильин день. Но посвящен этот праздник не Илье Муромцу, а Илье-пророку. И это разные православные святые.
     Илья-пророк - один из самых почитаемых и любимых на Руси святых. В народном представлении Илья - святой грозный, суровый, карающий. И в то же время щедрый. Он - распорядитель самых страшных и самых благодетельных сил природы. В его подчинении - дожди, громы, молнии; он посылает на землю плодородие. На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей и животных: волков, лисиц, зайцев, собак, кошек. По народным поверьям, к примеру, собак и кошек в этот день в дом не пускают, чтобы не навлечь на него карающую молнию Ильи.
     Преподобный же Илья Муромец Печерский, которого народ отождествляет с былинным богатырем, поминается по православному календарю 1 января по новому стилю. Мне довелось стоять в пещере Киевско-Печерской лавры у ниши, в которой покоятся мощи Ильи Муромца. Воинствующие атеисты, без разбора отвергая все церковное, всегда стремились замолчать связь между этими мощами и былинным русским богатырем. Но народ упорно отождествлял их с прахом этого великого предка. И был прав хотя бы уже потому, что старался перевести важнейшие страницы своей древней истории из области героического фольклора в область реального героического деяния, сближая былину с былью.
     Мне думается, что, несмотря на эту очевидную неточность, стремление поэта Александра Герасимова напомнить согражданам о реальном существовании Ильи Муромца, закончившего дни свои в монашеском чине, как никогда своевременно. Стоит ведь сегодня включить телевизор, как попадаешь на какой-нибудь боевик. А в нем, почти не выпуская из рук оружия, по экрану мечутся «богатыри» электронной цивилизации: Арнольд Шварценеггер, Клод Ван Дамм, Дольф Лундгрен или иные мускулистые звезды западного кино с волевыми лицами. Изредка целуя опекаемых ими блондинок (на одно лицо), они непрерывно стреляют, взрывают, разрушают, десятками уничтожая своих врагов во имя своеобразно понятого чувства справедливости. Снятые с техническим мастерством и размахом, фильмы постоянно фиксируют лужи крови, искаженные предсмертной судорогой лица. А их герои воплощают в себе некую малоуправляемую мстительную силу, выведенную из равновесия и уже не обремененную моральными ограничениями.
     Понятно, что смотреть боевики никто не заставляет. Но ведь смотрим же, коли ничего другого на экране нет. И неизбежно чувствуем, что разжигающий страсти бунт разгневанных одиночек, на беззаконие отвечающих беззаконием, вызывает в нас какое-то неосознанное неприятие и сопротивление. Почему?
     Потому, полагаю, что все это совершенно чуждо нашим национальным традициям. В русском менталитете совсем иное представление о природе героического. Наши предки умели безошибочно определять разницу между злодейством и героизмом и никогда не смешивали этих понятий.
     Один из лучших примеров тому - Илья Иванович Муромец, крестьянский сын из села Карачарова, который умудрился тридцать лет «пролежать на печи», вовсе и не подозревая в себе богатыря, пока ключевая вода из русской реки не пробудила в нем «силу великую».
     И сила эта была добра: отправляясь в Киев, он дает родителям обет «не делать бою-драки-кроволития» во имя одной лишь потехи или удальства, вступать в бой лишь тогда, когда просит об этом «матушка Русиюшка».
     Интересна логика его рассуждений, когда подъезжает он к алатырю-камню с тремя расходящимися дорогами. Надпись на камне дает варианты выбора: богатому быть, женатому быть либо убитому быть. И Илья выбирает третью дорогу. Причем не потому, что жизнь не мила, а оттого, что сила его великая есть одновременно и великая ответственность перед Русской землей и людьми, ее населяющими. Иной выбор кажется ему бессовестным. Ведь, коли она пролегла по Руси, такая дорога, кому, как не ему, богатырю, попробовать изменить предначертанную на ней судьбу?! И, побив на этой дороге сорок тысяч разбойников, Илья вновь возвращается к камню и пишет на нем, что эта дорога очищена.
     Пишет, заметьте, - так повествует былина. А это значит - не только сильными, совестливыми, добрыми, но и грамотными были древнерусские наши богатыри.
     А затем Илья опробовает на себе оставшиеся варианты дорог. На той, где женатому быть, встречает коварство, на той, где богатому быть, - клад. И, раздав этот клад «сиротам да бесприютным» (сейчас последних называли бы «бесквартирными»), вновь возвращается к камню и сообщает на нем, что все дороги очищены. От чего очищены? От страха, сластолюбия и корысти. Именно так понимали наши предки общественное назначение физической и духовной силы.
     И каких бы героев ни предлагало нам в образец коммерциализированное телевидение, давайте не забывать о том, что мы - великий народ с более чем тысячелетней культурой и героической историей. А потому имеем и право, и основание относиться к героям западных супербоевиков насмешливо и скептически.
     Сегодня я глубоко убежден в том, что введение в общественный обиход таких памятных дат, как день поминовения Ильи Муромца, могло бы активно способствовать возрождению русского национального сознания и консолидации русской нации, а значит, и делу возрождения самой России. Да и вновь напомнило бы разделившимся славянам об их общих исторических корнях, забывать которые и грешно, и опасно.
     Так что хорошие стихи о наших былинных героях, которые в жизни были реальными людьми, для военной газеты всегда кстати.
     

     P.S. А теперь - стихи
     

     Александр ГЕРАСИМОВ
     

     Тяжко стонет наша земля -
     То у пришлых сабли востры.
     Неужель нет богатыря
     Потоптать чужие костры?
     Завсегда, от седых веков,
     По рассказам из уст в уста
     Были те, кто бивал врагов.
     И сегодня Русь не пуста...
     Как тогда, герои былин
     Неприметный ведут дозор
     Среди чистых полей, равнин,
     Чтоб чуть что - одолеть разор.
     Подрастает крестьянский сын
     В Карачарове день за днем.
     На округу больным прослыл,
     Да к иной судьбе урожден.
     Он нальется могутных сил,
     Изваляет коня в росе,
     Чтобы тот исправно носил
     По родной сторонке-красе...
     Не срамно погибнуть в бою
     За святую веру и дом.
     Нынче будет ратай в раю,
     Коли был он светлым орлом.
     Подломилися семь дубов,
     Мочи нет терпеть Соловья.
     Не к лицу нам удел рабов.
     Подымайся-вставай, Илья!

     

     На снимке: памятник Илье Муромцу в городе Муроме.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker