на главную страницу

3 Августа 2002 года

Армия и общество

Суббота

Карты для покорителей Берлина

Исполнилось 60 лет единственному в мире поезду-литографии

Евгений ЛИСАНОВ.



На одном из московских вокзалов за высоким бетонным забором расположилась необычная воинская часть. Не каждый железнодорожник покажет к ней дорогу. Здесь, на запасном пути, стоит обыкновенный с виду поезд. Между тем он имеет немалое значение для обороноспособности страны и обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил. Это уникальный в своем роде ордена Красной Звезды поезд-литография.

     ...В начальный период Великой Отечественной топографических карт, особенно крупного масштаба, в войсках было мало. Специальные карты (разведывательные, артиллерийские, водных преград и т.д.) только-только разрабатывались. Требовались новые картографические мощности для составления, обновления и издания топо- и спецкарт, боевых графических документов.
     Задумка создать картографическую часть на колесах принадлежала военному инженеру 1 ранга Зиновию Вениаминовичу Кравчинскому (впоследствии он стал ее первым командиром). 24 июня 1942 года приказом начальника Военно-топографической службы Красной Армии был создан поезд-литография ВТС Красной Армии. Уже в первой половине июля на вагоноремонтном заводе им. Войтовича (г. Москва) начался монтаж литографического оборудования в шести железнодорожных вагонах-теплушках.
     В сентябре 1942-го поезд прибыл на Воронежский фронт. С того момента и началась боевая летопись мобильной литографии. Продвигаются войска - меняет свою дислокацию и картография на колесах.
     О боевом пути поезда можно рассказывать до бесконечности. Исколесил он практически всю европейскую часть страны. Побывал в Польше и Чехословакии, Австрии и Германии. Вот лишь некоторые наиболее яркие примеры работы картографов в пору военного лихолетья.
     В апреле 1944 года войска
     1-го Украинского фронта вышли к советско-румынской границе. У личного состава поезда появились новые трудности: на всех иностранных картах, захваченных у противника, необходимо было указать названия на русском языке. Работа была выполнена безупречно и в кратчайшие сроки.
     Перед Берлинской операцией личный состав принимал активное участие в составлении плана города. Работа велась круглосуточно. Только за февраль было отпечатано 145 тысяч топокарт. (Кто знает, может, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков использовал именно их при планировании штурма Берлина).
     О вкладе военных картографов в победу над врагом свидетельствуют цифры. За годы войны поезд-литография выпустил 3.801.976 экземпляров различного рода продукции. 51 военнослужащий награжден орденами, боевыми медалями. Как признание этого вклада стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1945 года о награждении поезда орденом Красной Звезды.
     В послевоенные годы продолжилась работа по обеспечению войск и штабов специальными картами, фотодокументами. Личный состав поезда принял активное участие в демаркации границ СССР с Польшей и Афганистаном, Румынией и Ираном. А по ее завершении прибыл в Московский военный округ и стал на запасный путь. После доукомлектования он получил новое название - военно-картографический поезд ВКП-01.
     Сейчас «ноль первый» размещается в 20 современных цельнометаллических вагонах: с казармами и складами, электростанциями и спецтехникой. Словом, целый военный городок на колесах, способный полнокровно функционировать в любой точке страны.
     Но с 1973 года он стоит, что называется, на приколе. Однако, как заверили здесь, готов в любой момент сняться с якоря и пуститься в путь-дорогу по городам и весям нашей необъятной страны. И такая возможность представилась совсем недавно. Но...
     - Три года назад, когда только-только начиналась вторая чеченская кампания, - вспоминает начальник мобильной картографии подполковник Владимир Лисенков, - поступила команда убыть в Моздок для обеспечения войск специальными топографическими картами и фотодокументами местности.
     В кратчайшее время были подготовлены спецтехника, личный состав. Словом, поезд стоял «под парами». Однако... В связи с тем, как выяснилось, что он вовремя не прошел плановый деповский ремонт, так и остался стоять без движения на запасном пути в Москве. А жаль. Ведь войска нуждались и нуждаются в обновленных картах Чечни.
     Процесс изготовления топографических карт многосложный, трудоемкий. Картосоставительское отделение занято составлением карт и фотодокументов. Задача фототехнического - определена в названии. Огромные фотоаппараты изготавливают негативы специальных топокарт, другой документации. А в печатном отделении производится тираж.
     Вместе с тем, отметим, из-за хронического недофинансирования в течение последних лет часть спецтехники морально устарела и не отвечает современным требованиям. Еще немало ручной работы. Профессионалы экстра-класса работают в буквальном смысле дедовскими способами: при помощи туши, карандашей, линеек.
     Вместе с тем военные картографы смотрят в будущее с оптимизмом. Они возлагают большие надежды на предстоящее техническое перевооружение, которое начнется уже в этом году. От ручной работы их избавят компьютеры. Будут заменены центрифуга, копировальная рама, допотопный фотоаппарат ФАП-3М. Уйдут в прошлое и некоторые процессы: например, электрохимическое зернение для получения шероховатостей на форме, закрепители, проявители. Вот лишь один пример модернизации. Картографическая информация в цифровой форме с помощью компьютера будет выводиться на печатную форму. В результате процесс изготовления заметно ускорится. Если сейчас он затягивается подчас на месяц, то после модернизации займет считанные дни. А некоторые процессы - всего несколько минут. На очереди создание электронных карт. Ну а если поезд к тому же обзаведется современной навигационной спутниковой антенной, то печатать можно будет и в дороге.
     Ну а пока техническое перевооружение только в проектах, здесь по-прежнему работают по-старинке, выполняя задания в интересах Московского военного округа, Генерального штаба. Наверное, поэтому случаются порой и курьезные ошибки. Например, на картах вдруг исчезают реки, озера, дороги... Но такие «ляпы» устраняются в процессе работы и отразиться на жизнедеятельности войск не могут. «Нам ошибаться нельзя», - улыбнулся Владимир Алексеевич.
     Припомнили здесь и почти анекдотичный случай. 1991 год. В Москве комендантский час. Из штаба МВО поступила команда отпечатать 100 тысяч пропусков. За двое суток наштамповали 10 тысяч. Когда комендантский час отменили, работа, само собой, прекратилась. Но так как бумага в части - дефицит, пришлось употребить использованные бланки для других целей. Скажем, для списков вечерней поверки, увольнительных записок, листов нарядов, других внутрихозяйственных документов. Все это стало поводом для разного рода упражнений здешних острословов.
     Как уже отмечалось, поезд-литография уникален в своем роде. Такого нет нигде в мире. В армиях других стран для сравнения подвижные картографические комплексы оборудованы на базе большегрузных автомобилей и могут функционировать только с развертыванием в заранее подготовленных районах или на остановках. А вот создатели «ноль первого» обеспечили возможность выполнения картоиздательских работ в пути. Надо ли говорить, как это важно особенно в боевых условиях?!
     Однако это понятно, увы, не всем. Реформирование Вооруженных Сил не обошло стороной и топографию на колесах. Ее трижды, так сказать, секвестировали. В общей сложности лишились работы 40 человек: картографы, печатники, лаборанты, ретушеры, техники, водители, повара. Вместе с тем увеличилась нагрузка на оставшихся. Например, майор Валерий Басов совмещает функции начальника столовой, вещевой и продовольственной служб и т.д., и т.п. Словом, все тыловое обеспечение на нем.
     Но и это еще не все. Было время, когда поезд-литографию хотели попросту расформировать. Видно, кому-то показалось, что для обороноспособности страны он больше не пригодится. Но в конце концов возобладал здравый смысл...
     Если техническое перевооружение «ноль первого» не за горами, то решение жизненно важных проблем офицеров и прапорщиков оптимизма не вселяет. Ох уж эта «социалка»! Как до боли знакома она каждому командиру! И главная боль - отсутствие жилья. Из почти двух десятков офицеров - 10 бесквартирных. Чтобы хоть как-то снизить остроту проблемы, Владимир Алексеевич решает ее, что называется, подручными средствами. Так, пять человек, в том числе и семейные, расселены... в вагонах. Вот так и проходит вся жизнь в буквальном смысле на колесах.
     Понятно, что скудноватое материальное обеспечение военных топографов плюс квартирная беспросветность в конечном итоге сказываются на кадровом вопросе. Семь офицерских должностей вакантны. Еще три офицера собираются увольняться. Все это само собой неизбежно отражается на службе.
     И тем не менее безысходности в настроениях не чувствуется. Определенный шарм, своеобразную изюминку в прозаические армейские будни вносят работающие здесь женщины. Светлана Никитина в части более 7 лет. Службу начинала с низов. Была рядовым, ефрейтором. Сейчас прапорщик Никитина заведует делопроизводством части. А вот ефрейтор Елена Михеева - из семьи военных топографов. Отец преподает на геодезическом факультете в Военном инженерном университете. Так что тонкости топографического дела ей известны не понаслышке.
     ...Этим летом в жизни поезда-литографии ожидается знаменательное событие. Часть подвижного состава отправится в Псковскую область на ремонт. А потом снова станет на запасный путь в ожидании серьезной командировки.
     На снимке: начальник картосоставительного отделения старший лейтенант Ю. ПОЛЯКОВ и ефрейтор Г. АНЦИФЕРОВА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker