на главную страницу

3 Августа 2002 года

Культура

Суббота

Дом Даля держит марку

Виктор ЕВДОКИМОВ.



Более 140 лет выпускает знаки почтовой оплаты, или, проще говоря, почтовые марки, открытки, конверты Издательско-торговый центр «Марка», ведущий свою историю от первой российской почтовой миниатюры. О создании марок, их роли в военно-патриотическом воспитании граждан России мы беседуем с главным редактором центра Борисом Мусихиным.

     - Борис Владимирович, с чего же начиналась российская филателия?
     - Своими корнями она уходит в 1858 год к первой русской марке. Но до революции их выпускалось мало. Еще не пришло понимание практического значения марки как средства пропаганды своей страны, истории, людей. Активно использовать почтовую миниатюру как способ информации стали лишь в начале ХХ столетия.
     - И кто же был первым?
     - Первыми это оценили, пожалуй, новозеландцы и австралийцы. А в России большая серия вышла в 1913 году к 300-летию дома Романовых. Это были портреты всех императоров. А уж затем только большевики подхватили их знамя. Кстати, что интересно, первая марка РСФСР была подготовлена до революции, а создана после нее. Она носила аллегорический смысл, но очень подошла для изображения новой советской действительности. К слову, и первая российская марка была сделана еще в советские времена, она посвящена Олимпийским играм в Альбервиле в 1992 году.
     - В тематическом плане издания почтовых марок на 2003 год все 25 тем, или 59 марок, посвящены так или иначе нашей Родине, ее природе, истории, людям. И даже в совместном российско-бельгийском выпуске вы не отступили от этого правила.
     - И не только в бельгийском. Совместный проект со швейцарцами по выпуску марки, посвященной переходу русской армии через Альпы в 1799 году, был очень интересным. Пять лет шла подготовка. Активное участие в ней приняли наш тогдашний посол в альпийской республике и ярый поборник выпуска Андрей Степанов и специально созданный фонд «Суворов». Осложнялось все тем, что в Швейцарии существует принцип - не создавать миниатюр, посвященных военным событиям, принцип нейтральной страны. Пришлось подключать многих известных в Швейцарии людей, в том числе военных, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.
     Мне довелось побывать в Альпах, у знаменитого Чертова моста, в 1998 году вместе с нашим художником Борисом Илюхиным и посмотреть места, где проходили известные исторические события. Памятный крест на перевале появился лишь через столетие после сражения как памятник силе русского духа. И только там, на месте героического прорыва суворовских чудо-богатырей через Сен-Готард, нам удалось убедить швейцарских коллег в важности этого выпуска. Ведь оглянешься там вокруг - дух захватывает, голова кружится. И вот на таком душевном подъеме, после двухдневных переговоров со швейцарской стороной удалось отстоять этот сюжет.
     - А что же изобразили на своей миниатюре швейцарцы?
     - Конечно, величественные Альпы и символическое движение по ним русского войска. А для нас важен был и героизм наших солдат. Из поездки я привез целый мешок камешков от памятника на Чертовом мосту. Они остались там после ремонта. Друзья и знакомые расхватали у меня эти сувениры в момент. Сейчас осталось только два: один я подарил отцу, а второй лежит на моем столе.
     - Страна отмечает 60-летие важнейших побед Великой Отечественной войны и уже сейчас готовится к празднику Победы в 2005 году. Чем вы порадуете филателистов?
     - Марка, посвященная битве под Москвой, уже вышла. Готовится к изданию миниатюра о Сталинградской эпопее, в плане 2003 года - 60 лет Курской битвы. Темы мы стараемся определять, используя опросы и учитывая мнения работников почты, филателистов, ветеранов. Сюжет московского сражения был выбран по просьбе Российского комитета ветеранов войны и военной службы, который возглавляет генерал армии Владимир Говоров. Использование общественного мнения, покупательского спроса помогает избежать, как мы называем, «вкусовщины» нескольких лиц, улучшает творческий процесс. Это помогает нам держать качество российской марки на высоком уровне.
     - А каков этот уровень?
     - Среди 170 стран—членов всемирного почтового союза, мы уверенно располагаемся в первой полусотне. Наши марки выполнены без помощи компьютерных технологий, руками живых художников, они любимы и популярны в мире. Они согреты теплом человеческих рук. Проекты художника Леонида Зайцева завоевали первое место в Европе и третье - в мире. Но и новые методы с использованием конгрева, это выпуклая форма, и золотое напыление мы тоже применяем. Используем драгоценный металл 905-й пробы. Правда, слой такой тонкий, что даже если сжечь на сковороде весь тираж с целью выплавить золото, то не разбогатеешь. Но именно по таким технологиям мы в апреле сего года выпустили серию, посвященную 300-летию Санкт-Петербурга. Автор - Александр Жаров.
     - Кто еще ваши художники, сколько их?
     - Примерно 15-20 человек. Кто-то уходит, уже не может рисовать, им на смену приходят новые люди. Нашим золотым фондом я бы назвал Юрия Арцименова, он автор петербургской серии, первой российской марки; Леонида Зайцева, его работы заслужили международное признание; Бориса Илюхина, он один из лучших портретистов.
     - Говорят, из-за ошибок живописцев почтовая марка может стать филателистической редкостью, стоит больших денег. Бывали ли такие случаи?
     - Курьезы случаются. Один из художников зашифровал в орнаменте марки свое имя и имена членов семьи. Хорошо, что вовремя заметили. Тираж уничтожать не стали, а сделали дополнительный выпуск. Но в целом времена редких и дорогих марок прошли. За безошибочностью сюжетов следит группа высокопрофессиональных консультантов. Тиражи изданий достаточно велики. Есть этический кодекс государств - членов почтового союза, по которому марки должны быть доступны любому гражданину. Выпускать дорогие издания малым тиражом мы не имеем морального права. К слову сказать, наши миниатюры одни из наиболее качественных и недорогих в мире.
     - Это заслуга всех работников центра. Каков он, ваш коллектив?
     - Уже не первый год его возглавляет генеральный директор Левон Карленович Манукян. Он сумел сплотить в единую команду 250 сотрудников. Большинство - опытные специалисты со стажем 15-20 лет, одна из сотрудниц проработала здесь 53 года. Своеобразный рекорд. Очень важен и тот исторический микроклимат, который создает само здание, знаменитый «Дом Даля» на Большой Грузинской, 4/6. Особнячок когда-то за ветхостью планировали снести, но реликвию все же удалось отстоять, и вот с 1997 года мы располагаемся здесь. Так что мы создаем наши почтовые миниатюры там, где когда-то ступала нога великого русского лексикографа.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker