на главную страницу

6 Августа 2002 года

Пульс планеты

Вторник

США: к вооруженным силам будущего

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



Какими должны быть вооруженные силы в новом веке? Какие задачи они должны быть способны выполнить и какими средствами? Эти и многие другие вопросы актуальны для военных аналитиков и экспертов буквально всего мира: реформирование вооруженных сил в той или иной степени сегодня идет, наверное, в каждой стране, их имеющей. Активно работают в этом плане и специалисты Пентагона, которые не только предлагают свое видение будущего американских вооруженных сил, но и отрабатывают их модели на практике.

     Сокращения во имя повышения боевой мощи
     Военное измерение национальной безопасности пока остается и сегодня основным в политике США. Джордж Буш-младший унаследовал от предыдущей администрации так называемую «Национальную военную стратегию». В ее основе лежат, как отмечают эксперты известной аналитической структуры – Центра оборонной информации (ЦОИ), три ключевых элемента: «формирование международной среды, готовность к действиям в каких угодно кризисных ситуациях, подготовка уже сегодня к
     неопределенному будущему».
     Один из способов формирования международной среды – присутствие, в том числе постоянное базирование и временное развертывание сил, в любой точке мира, проведение учений, военное и военно-техническое сотрудничество, обучение иностранных военнослужащих. По мнению американских специалистов, «присутствие там» в отличие от «возможности туда добраться» - наиболее эффективный способ сдерживания агрессии и обеспечения гарантий безопасности союзникам. Примерно в этом же направлении находится «готовность к действиям в каких угодно кризисных ситуациях». Между тем сегодняшние доктрина и структура министерства обороны США, а также система закупок вооружений направлены прежде всего на обеспечение третьего элемента современной военной стратегии страны – «подготовки уже сегодня к неопределенному будущему».
     Это все традиционные для США мнения. Нетрадиционные же, в основе которых лежат в первую очередь, конечно же, экономические аспекты - экономия, заключаются в качестве и количестве сокращений вооруженных сил США.
     Предлагаемая структура вооруженных сил США основана на гибкости и стремлении к проведению совместных с союзниками военных операций. С учетом предполагаемого увеличения военных возможностей союзников США вместе с ними должны быть способны участвовать и побеждать в нескольких конфликтах различного масштаба одновременно. Задача передового задействования остается, но формы передового развертывания трансформируются. По мере создания европейских сил быстрого реагирования США могут сокращать свои тяжелые силы постоянного базирования в Европе. Вашингтон также продолжит участие в миротворческих операциях под эгидой НАТО (как в текущих, так и в новых).
     В Азии, по мнению экспертов, следует продолжать проведение военных учений со всеми региональными союзниками (причем стараться расширять круг участников таких учений), придавать большее значение многосторонним инициативам в области безопасности. Кроме этого, необходимо активнее развертывать силы на ротационной основе перед сокращением постоянного передового базирования в регионе и по мере необходимости сохранять военную инфраструктуру (пример – новый причал в Сингапуре, который, как и причал в Порт-Кланге в Малайзии, может принять авианосец). По согласованию с Сеулом следует для начала сократить наземные силы США в Южной Корее до одной механизированной бригады и оставить оборудование для развертывания еще двух таких бригад. По истечении срока действия соглашения о статусе сил следует сократить военное сотрудничество с Японией до поставки ей вооружений, их обслуживания и поддержания необходимой инфраструктуры, позволяющей в случае необходимости обслуживать авианосец. На Окинаве необходимо сохранять систему снабжения, поддержания оборудования и инфраструктуры, но при этом передислоцировать наземные силы на Гуам и Гавайи. На Филиппинах стоило бы изучить возможность возрождения в будущем эксплуатационной, обслуживающей и снабженческой базы в Субик-Бэй.
     Эксперты предлагают вывести со временем остающиеся две дивизии из Европы и расформировать их, так как, по их мнению, угроза крупной войны на этом континенте исчезла. Одновременно предлагается нарастить военные возможности НАТО. После вывода из Европы тяжелых дивизий могут быть также выведены штабы корпусов и связанные с ними части. Бронетанковые полки, которые включают тяжелый броневой компонент с танками М-1 «Абрамс», не нужны. Сейчас дивизиям и корпусу придано по одной эскадре ударной авиации. Вывод двух дивизий и корпуса из Европы позволит отказаться от трех авиаэскадр. Еще одна эскадра выводится в соответствии с другими сокращениями в тяжелых силах.
     Благодаря наращиванию возможностей воздушно-десантных дивизий можно смело сокращать легкую дивизию. В сценариях высокоинтенсивных боевых действий парашютные десанты, выбрасываемые на хорошо укрепленные позиции и даже в тылу, слишком уязвимы, что вызывает вероятный неприемлемый уровень потерь. Однако авиадесантные силы должны быть сохранены: бригада парашютистов-десантников в составе авиадесантной дивизии,
     173-я авиадесантная бригада, которая пополнилась бы батальоном из Южно-Европейской войсковой группы, подразделения специального назначения, способные выполнять парашютные десанты (например, рейнджеры). Воздушно-десантная бригада была бы объединена с ударными силами (мобильная пехота на вертолетах и штурмовые вертолеты), чтобы создать на их основе гибкие, комбинированные группы войск.
     Дивизии национальной гвардии не интегрированы в боевые планы крупной войны, поэтому несколько тяжелых дивизий можно спокойно сократить. Сохранились бы две дивизии национальной гвардии и восемь тяжелых усиленных отдельных бригад в стратегическом резерве.
     Европейские союзники сейчас стремятся к созданию более надежных авианесущих сил. Великобритания собирается ввести в строй два новых авианосца среднего класса, у Франции есть атомный авианосец и планируется построить еще один. Италия строит авианосец среднего класса, малый авианосец есть и у Испании. Хотя они и не столь эффективны, как суперавианосцы США, эти корабли в состоянии осуществлять различные операции в Средиземноморье. Это позволило бы США отказаться от планов постоянного присутствия в регионе одного авианосца. Упор в этой стратегии делается также на многосторонние действия и сокращения расхождения интересов с союзниками с таким расчетом, чтобы США как можно реже приходилось бы действовать в одиночку. При ротации, применяемой ВМС США по принципу «держать один авианосец у стенки», это означает, что в совокупности три авианосца были бы больше не нужны. Сокращение же трех боевых авианосных групп позволит осуществить соответствующее сокращение трех авиакрыльев, девяти боевых надводных кораблей (не ниже крейсеров) и шести штурмовых подводных лодок.
     Корпус морской пехоты включает пехоту, тяжелую бронетехнику, авиацию, штурмовые и транспортные вертолеты, артиллерию и корабли для обеспечения развертывания, снабжения и боевого подкрепления. Гибкие возможности этих сил в сочетании с продвинутым состоянием их доктрин и концепций в отношении новых форм ведения боевых действий делают их хорошо приспособленными к непредвиденным ситуациям и локальным конфликтам. Хотя традиционная прибрежная миссия морских пехотинцев сегодня несколько менее востребована, нет необходимости в сокращении дивизий морской пехоты вследствие их полезности для разрешения наиболее распространенных ситуаций меньшего масштаба.
     Подводные лодки с баллистическими ракетами (в меньшем количестве, чем сегодня) как наименее уязвимая часть ядерной триады – это все, что предлагается оставить от ядерных сил. Как только США и Россия достигнут уровней ядерных вооружений в пределах нескольких сотен боезарядов, станет возможным проведение дальнейших сокращений с вовлечением в процесс
     разоружения других крупных ядерных держав – Великобритании, Франции, Китая.
     Американские эксперты призывают к дополнительному финансированию в таких областях, как военно-транспортная авиация, оснащение ВМС меньшими кораблями, но в большем количестве, поддержка реформирования сухопутных войск. В рамках этих программ сокращенные военные расходы были бы направлены на финансирование вооруженных сил с меньшим количеством подразделений и личного состава, а также ограниченного производства отдельных систем вооружений, программ ПРО и защиты от оружия массового уничтожения.

     Быть готовыми к любой угрозе
     Третий - и на самом деле основной - элемент современной военной стратегии США – «подготовка уже сегодня к
     неопределенному будущему». Во многом, правда, это будущее, во всяком случае ближайшее, по мнению американских экспертов, как раз предопределено. Считая, что в ближайшие четверть века американские вооруженные силы подвергнутся «радикальным» преобразованиям, они предлагают не полагаться на прогнозы о том, каким станет мир в 2025 году и какими окажутся конкретные угрозы, а применяют другой подход. Он заключается в том, что специалисты представляют, каким хотели бы видеть мир в 2005 году именно США, и уже исходя из этого формировать стратегию и вооруженные силы таким образом, чтобы способствовать реализации именно такого, а не других, менее привлекательных сценариев. Мир 2025 года, рассматриваемый авторами как в наибольшей степени отвечающий интересам США, должен характеризоваться:
     - крупным сокращением (не более чем до 500 единиц с каждой стороны) ядерных боеголовок и средств доставки России и США, прогрессом в деле ликвидации всех ядерных вооружений при условии, что Китай не будет значительно наращивать свой арсенал;
     - разработкой и реализацией более жестких режимов контроля в отношении химического, биологического и ядерного оружия;
     - общим сокращением расходов на обычные вооружения и вооруженные силы за счет расширения возможностей региональных организаций (и, возможно, ООН) по реагированию на конфликты внутри государств и между ними, а также на гуманитарные катастрофы и стихийные бедствия;
     - более справедливым экономическим развитием на основе рыночной экономики, свободной торговли, а также содействия и помощи со стороны развитых стран;
     - разумным использованием сокращающихся природных ресурсов, включая пресную воду, плодородные почвы, продукты питания, леса и источники энергии.
     При этом США для сохранения «морального, дипломатического, экономического и военного лидерства в мире» в ближайшие четверть века, по мнению экспертов, необходимо:
     - активизировать участие в разработке соглашений и договоров, регулирующих вопросы международного права, распределения природных ресурсов и затрагивающих жизненно важные национальные интересы США;
     - поддерживать прочные связи с союзниками (НАТО, ЕС, ОБСЕ, Организацией американских государств) и ключевыми государствами Дальнего, Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки;
     - поощрять развитие новых отношений в области безопасности, основанных на общих интересах, с Россией, Китаем, Индией, Бразилией и другими нарождающимися региональными центрами силы;
     - развивать военные структуры для эффективного реагирования на сохраняющиеся угрозы и чрезвычайные ситуации, с которыми можно справиться с помощью военной силы;
     - создавать новые возобновляемые источники энергии, которые должны замещать традиционные невозобновляемые источники.
     Для создания «проамериканского» мира 2025 года, по мнению экспертов, необходимо также пересмотреть роль и значение элементов национальной мощи. Дипломатия – главный элемент как наступательной, так и оборонительной политики США. С помощью дипломатии страна проявляет свое намерение вмешиваться в мировые дела или воздерживаться от участия в них. Дипломатические шаги могут подкрепляться экономическими мерами – позитивными (к примеру, сокращение тарифов, расширение торговых соглашений) или негативными (введение санкций). Военная мощь должна подкреплять дипломатию. Несмотря на то что на протяжении последних 60 лет военная сила была основным элементом американской внешней политики, сейчас ей следует придать в основном вспомогательную роль. США должны вести себя таким образом, чтобы ни у кого не возникало даже мысли, что Америка готова угрожать применением силы в одностороннем порядке ради достижения своих интересов и в ущерб международной безопасности и справедливости.

     Вызов нового тысячелетия и технологии будущего
     Некоторые элементы в рамках вышесказанного уже сегодня отрабатываются в вооруженных силах США. Так, сейчас в стране проходят учения под кодовым названием «Вызов нового тысячелетия-2002». Основная цель «Вызова» - практическая отработка принципиально новой концепции «трансформации» всей структуры вооруженных сил, в основе которой лежат новейшие информационные разработки и технологии.
     В учениях, как сообщается, принимают участие всего лишь 13.500 военнослужащих, подготовлено 5 реальных и 17 имитационных объектов на местности. Тем не менее официальные представители Пентагона называют их «самым широкомасштабным и сложным военным экспериментом в истории». Потому что, пожалуй, основная цель учений – убедиться в надежном функционировании интерактивной интегрированной компьютерной системы, способной обеспечивать сбор детальной информации обо всех подразделениях и объектах, обрабатывать все данные в режиме реального времени. Особенность системы в том, что она объединяет все виды вооруженных сил США. Учения являются этапными, так как по их результатам конгресс США и Пентагон будут принимать решения о перспективности превращения подразделений «из просто механизированных в предельно мобильные и координированные».
     Уже сегодня проведение и подготовка любых операций американских вооруженных сил на суше, воде, в воздухе и в космосе обеспечиваются их тотальной компьютеризацией, уже сегодня американцы активно применяют самые современные и во многом революционные разработки, например, те же беспилотные самолеты-разведчики, превратившиеся в беспилотные боевые воздушные средства, в боевых действиях. В ходе учений вооруженные силы США опробуют на практике и целый ряд технологических новинок, способных перевернуть представления о тактике и стратегии боя.
     Иностранные СМИ, в частности, отмечают следующие примеры высокотехнологичных решений, применяемых в ходе учений:
     - Система связи Linkway TDMA. Новая широкополосная система радиосвязи с временным разделением каналов в будущем способна заменить систему с частотным разделением каналов. По утверждениям разработчиков, широкополосный сигнал практически невозможно заглушить или подавить, что заставит противника кардинально менять тактику ведения радиоэлектронной борьбы на поле боя.
     - MSDS Reachback. Система оперативного – по целевому запросу - получения детализированной информации об определенном участке местности. Выводит на экран подробную специфическую информацию о скрытых участках местности и объектах, выстраивает изображение в перспективе.
     - RTV. Система оперативной визуализации профиля местности. На основании снимков высокого разрешения генерируется трехмерное изображение профиля местности с любым нужным уровнем детализации.
     - TACSPACE. Широкополосная система получения и обработки графической информации с военных спутников. С помощью специального программного обеспечения позволяет оперативно запрашивать и получать цветные снимки участков местности в очень высоком разрешении.
     - CROP. Интегрированная компьютерная система. Мощнейший компьютерный центр, непрерывно получающий и обрабатывающий в реальном времени данные от всех доступных источников. Предполагается, что он позволит в любое время получить как общую картину происходящего в районе ведения боевых действий, так и детальную информацию обо всех событиях боя, например, о потерях.
     США явно лидируют в вопросах внедрения и применения в войсках информационных технологий, важность которых в ходе ведения боевых действий трудно переоценить. Еще одна технология, открывающая новые возможности, - устройства космического базирования. Космос и впредь будет использоваться для достижения широкого диапазона целей, особенно на основе новых сенсоров и систем связи. И в этой области США будут стремиться удержать и по возможности укрепить свое лидерство.
     Понятно, что большинство и, видимо, самые интересные новшества остаются пока недоступными в открытых источниках. Но вместе с тем очевидно и то, что Пентагон очень активно внедряет наисовременнейшие информационные технологии непосредственно в войска. По замыслу организаторов, учения «Вызов нового тысячелетия-2002» моделируют боевые действия в том виде, который будет характерным для них уже в 2007 году. А это значит, что примерно к этому сроку США намерены не просто определиться с тем, какая армия им нужна, но хотя бы в самом общем виде уже и завершить реформу своих вооруженных сил.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker