на главную страницу

8 Августа 2002 года

Армия и общество

Четверг

Военнаяя авиация России XXI века

Ее во всей полноте представляет в канун 90-летия ВВС очередной том крупнейшего издательского проекта

Анатолий ДОКУЧАЕВ, «Красная звезда».



Масштабность замысла, мастерство исполнения четвертого тома энциклопедии «Оружие и технологии России. XXI век» (она издается под общей редакцией министра обороны России Сергея Иванова и является совместным трудом авторитетнейших экспертов российского оборонного комплекса и военного ведомства, ученых, историков, журналистов) позволили ярко, объемно и широко показать боевой авиационный мир России. К 90-летию отечественных Военно-воздушных сил, к юбилею, который вместе с нами будут отмечать и другие авиационные державы, издательский дом «Оружие и технологии» приготовил хороший подарок. Увидевший свет том «Военная авиация», по мнению многих военных специалистов, познакомившихся с ним, станет, по крайней мере, на целое десятилетие гидом в мире боевой авиации России и всей отечественной крылатой «оборонки».

     ТРИ года назад, в ночь с 25 на 26 июня 1999 года, снопы холодного синего пламени «подбросили» пару белоснежных воздушных ракетоносцев Ту-160 ввысь. Гвардии подполковники Игорь Ситский и Владимир Попов повели их на боевое задание. Они взяли курс на север и в указанный срок пришли в заданный квадрат за фарреро-исландским рубежом. В ходе учения «Запад-99» ракетоносцы провели в воздухе двенадцать часов, безупречно выполнив пуск стратегической ракеты воздушного базирования. Западная печать тогда просто-напросто завопила, что «Россия готовит ядерный удар по США», что «российские соколы опять пугают Запад», что «Москва нарушила воздушное пространство Исландии». Ничего такого не было. Просто дальняя авиация России напомнила о себе, что она жива, она продемонстрировала свои неординарные возможности, и два «Белых лебедя» исполнили магический танец в северном варианте, показав свою красоту и мощь.
     И сегодня ракетоносцы уходят в небо с бетонной полосы авиационной базы Энгельс - одной из лучших в Военно-воздушных силах России - каждый с собственным именем: «Илья Муромец», «Михаил Громов», «Василий Решетников», «Иван Ярыгин», «Александр Голованов», «Александр Молодчий». Уходят, осваивая новые учебно-боевые задачи, о чем «Красная звезда» подробно рассказала во вчерашнем номере. Воздушные корабли - лидеры мировой стратегической авиации в XXI веке - носят имена русских витязей, легендарных летчиков Отечества. Отчасти потому, что авиабогатырям нет равных в мире.
     «Стошестидесятый» - многорежимный самолет с изменяемой стреловидностью крыла. На высоте 10-15 километров он может развивать скорость в два раза превышающую скорость звука (это самый скоростной самолет из стратегических бомбардировщиков - он может лететь со скоростью 2.230 км/час) и в то же время этот почти трехсоттонный гигант (столько же, кстати, весит десяток истребителей Су-27) способен лететь на минимальной высоте у земли в режиме автоматического огибания рельефа местности. Боевой потенциал Ту-160 практически безграничен. Любая имеющаяся на сегодняшний день в ВВС система оружия, предназначенная для стратегического бомбардировщика, может быть применена на Ту-160: от термоядерных бомб и крылатых ракет до авиационных бомб обычного назначения, в том числе корректируемых.
     Реально «стошестидесятые» вооружены крылатыми ракетами Х-55СМ, каждый самолет способен нести 12 таких ракет. Экипаж может производить пуск, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника. Ракеты поражают цели на расстоянии более трех тысяч километров с высочайшей точностью - с отклонением, не превышающим 30 метров. К слову, здесь все идет по правилу «пустил - забыл». Резко оторвавшись от носителя и включив двигатель, крылатый груз способен лететь часами по намеченной траектории, не сбиваясь с курса, огибая рельеф местности, в точности выполняя программу, заложенную в его «мозг». К объекту поражения он прорывается на предельно малых высотах, стремясь остаться незамеченным расчетами средств противоракетной обороны.
     ДА, БЕЗУСЛОВНО, путешествие в боевой мир авиации начинается с представления самого мощного, по единодушной оценке специалистов, ударного авиационного комплекса в мире. И тут же читатель получает емкую, профессиональную информацию о стратегическом ракетоносце Ту-95МС. Он предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий. Такой же емкий текстовой иллюстративный материал о дальнем ракетоносце - бомбардировщике Ту-22М3. Интереснейший факт. Из книги читатель узнает, что существующая концепция расширения возможностей стратегических и дальних ракетоносцев и бомбардировщиков основана на повышении ударного потенциала обычных средств поражения. В этих целях ведутся интенсивные работы по созданию нового высокоточного ракетного вооружения для Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3.
     В первом разделе речь идет не только о современных машинах российской бомбардировочной авиации. Редакция издательского дома «Оружие и технологии» преподнесла авиационному миру прекрасный сюрприз. Да, да, именно так.
     Четвертый том вобрал в себя и очерки об авиационных комплексах, которые уже сняты с вооружения наших Вооруженных Сил, но оставившие яркий след в мировой авиации. А потому читателю предлагается повествование о бомбардировщике Ту-16, стратегических машинах М-4 и ЗМ. И так в каждом разделе увесистого тома. Здесь уместно сказать, что том «Военная авиация» - 780 страниц текстового и иллюстративного материала. В нем системно представлены очерки и тактико-технические характеристики бомбардировщиков, истребителей-бомбардировщиков, истребителей, штурмовиков, военно-транспортных, учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов, а также самолетов специального назначения. Конечно же, перед читателем предстанут «портреты» вертолетов военной авиации, беспилотные комплексы и мишени, а также дирижабли и аэростаты.
     Здесь нужно отметить, что основу боевой мощи военной авиации России составляют Военно-воздушные силы, главными боевыми задачами которых являются борьба за господство в воздухе и авиационная поддержка войск и сил флота. Кроме того, военная авиация входит в состав Военно-морского флота, Сухопутных войск, Ракетных войск стратегического назначения, а вертолеты военной авиации имеются в Пограничных и Внутренних войсках.
     Краткая экскурсия по разделу, который почти целиком является эксклюзивным. Том представляет широкую палитру беспилотных авиационных комплексов и мишеней. Читатель имеет возможность познакомиться с оперативно-тактическим беспилотным самолетом-разведчиком Ту-141 «Стриж», который может вести воздушную разведку объектов противника и местности с малых высот на глубину 400 км от линии фронта в условиях сильного противодействия ПВО противника и радиоактивного заражения местности. Он узнает о возможностях и «хитростях» тактических беспилотных разведчиков Ту-143 и Ту-243. Далеко не все слышали, что существует многоцелевой беспилотный вертолет Ка-137. Он создан на базе соосной схемы, имеет фюзеляж сферической формы.
     А ТЕПЕРЬ о новом крутом повороте в крупном издательском проекте, в ходе которого планируется издать 15-16 томов. Каком?
     - Наряду с образцами авиационной техники, состоящими на вооружении, - говорит генеральный директор – главный редактор издательского дома «Оружие и технологии» Николай Спасский, - в томе впервые содержится информация об экспериментальных и перспективных летательных аппаратах различных типов и назначения.
     Вот как! В томе представлены 15 экспериментальных и перспективных самолетов, 23 проекта самолетов различного назначения, а также 11 проектов перспективных разработок вертолетной техники. Это осуществляется впервые в отечественной и мировой литературе. Здесь наряду с известными экспериментальным самолетом Су-47 «Беркут», противолодочным самолетом-амфибией А-40 «Альбатрос» читатель узнает о проектах, которые ранее были знакомы только узкому кругу специалистов. Каких? Многофункциональным истребителем «Витязь-2000», предназначенным для поражения воздушных и наземных целей в любое время суток в различных метеоусловиях (не путать с многофункциональным фронтовым истребителем – опытно-экспериментальным самолетом «1.44»). Или вот проект высотного самолета дальнего обнаружения М-67. Самолет может входить в состав информационных воздушных комплексов и предназначается для размещения на нем специализированного оптического комплекса обнаружения и сопровождения баллистических ракет и их составных частей как на активном, так и на пассивном участках траектории полета. Еще одна интереснейшая новинка – проект транспортного самолета вертикального взлета и посадки двойного назначения. Он предназначен в базовом десантно-транспортном варианте для доставки и десантирования техники, грузов и личного состава Вооруженных Сил. Может эксплуатироваться с элементарно подготовленных грунтовых площадок.
     Не могу не рассказать о таких новинках – проекте сверхтяжелого многоцелевого грузового самолета М-90, который способен перевозить до 1.020 десантников, и разработке сверхтяжелого двухбалочного самолета «Молния-1000» («Геракл»), предназначенном для перевозки на внешней подвеске крупногабаритных грузов массой до 450 тонн (обратите внимание на вес, уважаемый читатель!). «Геракл» может использоваться и как носитель авиационно-космических систем. Его габариты выбраны такими же, как у известного самолета Ан-225 «Мрия», – для того чтобы его можно было изготавливать на существующих в России заводах без постройки новых сборочных цехов. Однако новый богатырь при этом обладает в полтора раза большей, чем «Мрия», грузоподъемностью.
     Из разработок винтокрылых машин выделю транспортно-пассажирский винтоплан Ми-30, предназначенный для грузопассажирских перевозок. Он рассматривался как перспективная замена известного во всем мире многоцелевого вертолета Ми-8. Винтоплан спроектирован по двухвинтовой поперечной схеме с поворачивающимися осями несущих винтов. Он способен, как вертолет, совершать с помощью несущих винтов вертикальный взлет и посадку, а горизонтальный полет (обратите внимание, читатель!) осуществлять как самолет, благодаря наличию крыла и аэродинамических рулей управления.
     РАЗРАБОТКА и производство летательных аппаратов различного назначения по плечу только государствам с сильным промышленным производством. Россия таковым, несомненно, является. И хорошо, что в вышедшей книге раскрыты возможности наиболее крупных российских фирм и компаний по разработке, производству и экспорту военной авиационной техники. Значительное место отведено описанию широкой номенклатуры современных авиационных двигателей, производимых российскими компаниями и фирмами. Важной особенностью вышедшего тома является обстоятельное раскрытие потенциальных возможностей и содержания модернизации конкретных образцов военных самолетов и вертолетов с целью придания им принципиально новых тактико-технических характеристик при минимальных затратах.
     Безусловно, книга станет добрым помощником специалистам в области боевой авиатехники, представителям фирм и предприятий, работающих на рынке вооружения. Удобством является то, что в издании традиционно использован Единый классификатор предметов снабжения Вооруженных Сил России, совместимый по своим параметрам с аналогичными зарубежными классификаторами.
     ПУБЛИКУЕМЫЕ материалы, как и в предыдущих томах, подготовлены учеными научно-исследовательских учреждений, специалистами предприятий и фирм оборонно-промышленного комплекса, Министерства обороны и в целом дают представление о боевой авиации российских Вооруженных Сил и перспективах ее совершенствования в начале ХХI века.
     - Количественный и качественный состав военной авиации России в целом отвечает требованиям, определяющим эффективность выполнения возлагаемых на нее задач, - отмечает главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал-полковник Владимир Михайлов. – Вместе с тем время предъявляет новые требования к перспективным образцам военной авиационной техники. На первый план выдвигаются многофункциональность, всепогодность, круглосуточность, высокая точность навигации и применения вооружения, помехозащищенность и ряд других качеств. Российская Федерация сохраняет научно-технические, производственно-технологические и экономические возможности и предпосылки для адекватного ответа на вызовы XXI века в области мирового военного авиастроения и в будущем останется великой авиационной державой.
     «Россия – страна с давними авиационными традициями, нам есть что вспомнить… Нам есть чем гордиться», - говорил при открытии 5-го Международного аэрокосмического салона «Макс-2001» Президент России Владимир Путин. В преддверии 90-летия наших Военно-воздушных сил эти слова более чем актуальны. Несомненно, чувство гордости за нашу авиацию вселяется в сердце каждого, кто знакомится с вышедшей монографией. А как еще? Редакция ставила перед собой сверхзадачу: показать талант и возможности наших современников – авиаконструкторов, инженеров, рабочих, достойно продолжающих славные традиции российских авиастроителей. И решила ее. Книга наглядно демонстрирует наш крылатый оборонный потенциал. А он пока нужен. Анализ войн и военных конфликтов последних десятилетий убедительно показывает возрастающую роль авиации не только в рамках проведения отдельных операций, но и в достижении поставленных политических целей применения военной силы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker