на главную страницу

9 Августа 2002 года

Армия и общество

Пятница

АЛЬТЕРНАТИВЫ ГЖС ПОКА НЕТ

Беседу вел Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



Взглянув на справку о ходе реализации федеральной программы «Государственные жилищные сертификаты» по Приволжско-Уральскому округу в 1998-2001 годах, можно сделать вывод: не считая незначительного всплеска активности в 1998 году, кривая графика обеспечения жильем военнослужащих округа в эти годы стремительно падала вниз. По сравнению, например, с 1999 годом, в 2000 году реализация ГЖС снизилась на 16 процентов. 2001 год и вовсе, по словам начальника жилищного отделения КЭУ ПУрВО полковника Николая Зонова, оказался «провальным». Из 562 полученных округом сертификатов было реализовано лишь 106. Это составило 18,9 процента от плана.

     И все же полковник Зонов обеими руками голосует за продвижение на рынок жилья жилищных сертификатов. Почему?
     - Сегодня ГЖС для военнослужащего - единственный приемлемый способ приобретения собственного жилья, - поясняет он свою точку зрения. - Судите сами: на третий квартал текущего года цена квадратного метра жилплощади в рамках программы «Государственные жилищные сертификаты», скажем, по Свердловской области установлена 9.730 рублей, что существенно больше, чем в предыдущем году. В округе очередь из желающих приобрести собственное жилье с помощью сертификата постоянно растет.
     Конечно, надо учитывать, что регион региону рознь. В Ханты-Мансийске, например, квадратный метр стоит дороже, чем в Саратове или Уфе. Был недолгий период, когда по некоторым местностям Приволжско-Уральского военного округа установленная разница даже перекрывала рыночную планку.
     А сейчас в округе нет ни одного областного центра, где можно было бы приобрести квартиру в обмен на сертификат без доплаты со стороны военнослужащего. К примеру, в Екатеринбурге стоимость квадратного метра жилья на рынке составляет 15.500 рублей.
     Вместе с тем сейчас квартиру по жилищному сертификату легко приобрести в малых городах и поселках. Хотя, с другой стороны, зачем для таких небольших городов, как Алпатьевск, Верхотурье или Реж, общесвердловская расценка стоимости квадратного метра 9.730 рублей? На периферии она запредельна даже для рынка первичного жилья.
     - Какой же, на ваш взгляд, существует выход из создавшегося положения?
     - Я считаю, что нужны коррективы финансового обеспечения сертификата, чтобы в малых городах максимально приблизить цену квадратного метра по программе «Государственные жилищные сертификаты» к реальной себестоимости жилья «в глубинке», а высвободившимися суммами пополнить вес сертификата в таких городах, как Екатеринбург, Пермь, Челябинск и т.д. Если такое решение принять сегодня, то список кандидатов на получение жилищных сертификатов в округе в текущем году будет реализован полностью или почти полностью.
     - Но есть и противоположное мнение: с отменой «уравниловки по перечню» все увольняемые ринутся приобретать жилье только в областных центрах...
     - Я считаю, что военнослужащий, отслуживший в отдаленных районах со сложным климатом, имеет право обосноваться там, где он желает. А так выходит, что, не имея средств на доплату по сертификату, отставник вынужден подыскивать себе квартиру (и, как правило, это жилье на вторичном рынке) в областных центрах. Кого такой расклад не устраивает, тот просто отказывается от участия в программе «Государственные жилищные сертификаты».
     - Хотя программа федеральная, но здесь многое зависит и от позиции местных органов самоуправления, от активности строительных организаций...
     - Вы абсолютно правы. Сейчас остается лишь вспоминать о трепетном отношении местных администраций к программе «Государственные жилищные сертификаты». В иных регионах под эту программу возводились целые дома. Любое начинание в этом направлении раскручивалось через местные СМИ. Казалось, что местное начальство даже соревнуется в том, кто больше получит сертификатов. Пример - Челябинская область. Там ГЖС готовы были брать без всякой доплаты, а в Свердловской области - с незначительной доплатой.
     Сегодня картина иная. Местные администрации переключились на строительство прибыльного элитного жилья, потеряв интерес к «армейским ваучерам». Той же Челябинской областью в 2002 году на реализацию взят лишь 41 сертификат, Свердловской - немногим более тридцати.
     Есть и другая сторона медали. Своеобразным регионом-донором в ПУрВО оказался Ханты-Мансийский автономный округ. Там нет действующих войск округа, но имеется достаточное количество военных комиссариатов. Налаженные отношения с окружной администрацией позволили снять остроту квартирного вопроса, а органам военного управления на местах отказаться от предоставляемых сертификатов. Высвободившиеся сертификаты КЭУ округа распределило по другим территориям.
     - В последнее время все чаще говорят о новом перспективном плане обеспечения жильем военнослужащих - о накопительной системе. Стоит ли рассматривать ее как альтернативу программе «Государственные жилищные сертификаты»?
     - Идея накопительной системы заслуживает внимания. Это будет гарантированный шаг к получению жилплощади военнослужащим на заключительном этапе службы в армии. Но пока лишь одобрена концепция перехода к накопительной системе. Даже при всех ее плюсах реальная отдача от нововведений произойдет лишь через годы. А на сегодняшний день реально проблему обеспечения военнослужащих жильем решает программа «Государственные жилищные сертификаты». Пока идеи накопительной системы воплотятся в жизнь, по сертификатам ГЖС приобретут жилье тысячи запасников.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker