на главную страницу

9 Августа 2002 года

Пульс планеты

Пятница

МИР УЖЕ ПОДЕЛЕН

И во главе него стоят Соединенные Штаты

Олег АРТЮШИН.



Внешняя политика США претерпела с 11 сентября прошлого года кардинальные изменения. Это признают большинство аналитиков, которые посвящают данной проблеме свои исследования. В этой связи особый интерес вызывает статья «Новый военный раздел мира» известного немецкого военного эксперта Отфрида Нассауэра, которая недавно была опубликована в германской газете «Франкфуртер рундшау» и поступила в редакцию по каналам ИТАР-ТАСС. В ней руководитель Берлинского информационного центра трансатлантической безопасности (БИТС) отмечает, что с 1 октября 2002 года мир вновь будет поделен - на этот раз под верховным военным командованием США. С небольшими сокращениями статья предлагается вниманию наших читателей.

     Впервые в мировой истории на планете не останется ни одного уголка, включая Антарктиду, который не будет входить в сферу компетенции одного из региональных командований вооруженных сил США. Уже в этом находит отражение самоощущение Вашингтоном самого себя как единственной сверхдержавы, оставшейся после завершения «холодной войны». Это отражает также изменившееся восприятие существующих угроз и рисков, с которыми США могут столкнуться по всему миру.
     1 октября 2002 года начнет действовать новый силовой центр американской военной бюрократии - верховное командование, которому будут подчинены системы раннего предупреждения и космические аппараты, системы противоракетной обороны и стратегические наступательные силы, стратегические ядерные и неядерные средства. Вашингтон планирует единый командный центр для планирования, в том числе и превентивных стратегических ударов, стратегического возмездия и стратегической обороны. Это верховное командование должно планировать и осуществлять обычные и ядерные стратегические операции и тем самым подать сигнал новой интерпретации понятия «устрашение».
     Как отмечает Отфрид Нассауэр, это составляет суть последней переработки документа под названием «Объединенное командное планирование», который пересматривается каждые 2-3 года и утверждается президентом. На формирование последнего документа, который вступит в силу 1 октября 2002 года, пишет он, решающее воздействие оказали террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. И это означает кардинальные перемены, в том числе для Европы и НАТО.
     Впервые в истории США создается командование для обороны Северной Америки (НОРТКОМ). Географически зона его ответственности простирается от Мексики на юге до Аляски на севере. Сюда же включены акватории Атлантического и Тихого океанов шириной 500 миль вдоль побережья. В эту же зону попадает часть Карибского моря, включая Кубу. С точки зрения Отфрида Нассауэра, в этом находит выражение старая американская мечта достижения неуязвимости США - асимметричные угрозы будут встречать противодействие на всех уровнях. Вслед за военным шагом следует гражданский - создание Бюро внутренней безопасности и Совета внутренней безопасности, а также запланированное формирование с 1 января 2003 года министерства внутренней безопасности.
     Одновременно расширяются функции региональных командований США. Сегодня в зоне ответственности Европейского командования США (ЕКОМ) находятся Европа, Африка (кроме ее северо-восточной части, Израиля, Сирии и Ливана), а также государства южнее Кавказа и часть Атлантики. В будущем к этому командованию будут относиться остальная часть Северной Атлантики, большая часть Южной Атлантики и Россия. Тем самым, замечает эксперт, Россия впервые попадает в зону компетенции одного из региональных командований США. Это отчетливо показывает, что Вашингтон более не рассматривает Москву как сверхдержаву и одновременно не видит в ней главного противника.
     Расширяются также полномочия Тихоокеанского командования США (ПАКОМ). В дополнение к Индии, Китаю, Юго-Восточной Азии, двум корейским государствам, Японии и Австралии к этой зоне прибавляется Антарктика. До последнего времени в соответствии с международным соглашением об Антарктиде, отмечает эксперт, этот регион был исключен из сферы деятельности региональных командований. ПАКОМ и ЕКОМ будут получать поддержку также в результате сотрудничества с Россией в Дальневосточном регионе.
     Без изменения остались функции Южного командования (САУТКОМ), в зону ответственности которого входит Центральная и Южная Америка, а также Центрального командования (СЕНТКОМ), включающего Северную Африку, Персидский залив, Центральную Азию и Пакистан - богатые нефтью регионы. Тем самым Азия, как и прежде, будет разделена между двумя военными региональными командованиями. Здесь Вашингтон видит наиболее высокий риск возникновения новых кризисов и конфликтов.
     Решение США, продолжает Отфрид Нассауэр, вызвало озабоченность в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Президент США Джордж Буш обратился к генеральному секретарю НАТО Джорджу Робертсону с просьбой освободить с октября нынешнего года командующего Атлантическим командованием НАТО (САКЛАНТ) от своих обязанностей в рамках НАТО с тем, чтобы тот смог полностью сосредоточиться на работе в качестве главы Объединенного командования вооруженных сил. Функции руководителя САКЛАНТ временно переходят к его заместителю -’ до тех пор, пока в рамках реформы командных структур НАТО не будет найдено приемлемого решения.
     Однако, подчеркивает Отфрид Нассауэр, за просьбой Вашингтона кроется гораздо большее. С точки зрения Пентагона, в Атлантическом командовании НАТО более нет необходимости. При этом САКЛАНТ наряду с верховным командованием НАТО в Европе является одной из высших командных структур Североатлантического альянса. Это важнейшая структура НАТО на Американском континенте. На нее возложены функции охраны морских коммуникаций через Атлантику. Ей подчинены также корабли американского флота в Атлантике. Командование может также осуществлять командование стратегическими ядерными ракетами, размещенными на подводных лодках США и Великобритании, которые в случае кризиса могут быть переданы под командование НАТО. Отфрид Нассауэр замечает, что тяжелые последствия для Североатлантического альянса означала бы не только ликвидация Атлантического командования НАТО, но и снижение его значимости.
     Собирается ли Вашингтон выйти из совместной охраны морских коммуникаций? Или же он создаст параллельные национальные структуры, которые в случае кризиса смогут действовать и без НАТО? В обоих случаях это означало бы для НАТО значительную утрату своего влияния. Тем самым перестала бы действовать единственная штаб-квартира НАТО на территории США. Под угрозой оказалось бы существование и многих мелких штабов НАТО в Западной Атлантике. Пришлось бы по-новому определять будущее стратегической ядерной компоненты НАТО и ответственные за нее структуры.
     В этой связи, констатирует Отфрид Нассауэр, в Брюсселе задаются вопросом о том, что является конечной целью Вашингтона: лучшая защита национальной территории или автаркия в области оборонной политики? Или же правительство Буша собирается пойти гораздо дальше, вплоть до частичного разрыва связей с Европой? Не исключается, что Джордж Буш стремится уменьшить или же полностью исключить влияние Европы посредством Совета НАТО на политику США в области безопасности.
     Тем временем, продолжает эксперт, НАТО приступила к работе над новой командной структурой. В ходе Пражского саммита НАТО должны быть «забиты первые колышки», а к июню 2003 года структура должна быть готова. С точки зрения Отфрида Нассауэра, это «совершенно невозможное предприятие». Ибо на саммите должно быть принято решение о приглашении в альянс новых членов. Тем самым в повестку дня вносятся их претензии на руководство частью командных структур НАТО. Это объемная и сложная задача: одновременно придется работать над совместимостью новых структур НАТО со структурами Европейского союза, которая потребуется ЕС в осуществлении единой европейской оборонной политики и политики в области безопасности. Эта задача кажется еще более сложной в связи с решениями Вашингтона в области своих командных структур.
     С точки зрения Отфрида Нассауэра, вызывает удивление надежда ряда представителей штаб-квартиры НАТО в Брюсселе, что после дискуссий с другими 18 членами альянса США изменят свою позицию в отношении Атлантического командования НАТО и будут искать консенсус. Однако европейским партнерам США приходится играть с откровенно плохими картами. Во-первых, для этого Вашингтону потребовалось бы пересматривать уже принятое на национальном уровне решение. Во-вторых, дискуссия означала бы подчинение Вашингтона НАТО.
     В конце июня, продолжает немецкий эксперт, в Вашингтоне было принято еще одно важное .решение. Оно предусматривает объединение двух важнейших командований - космического командования (СПЕЙСКОМ), на которое возложена задача ведения информационной войны, и командования стратегическими силами (СТРАТКОМ). СПЕЙСКОМ перебирается с базы ВВС Петерсон (штат Колорадо) в штаб-квартиру СТРАТКОМ на базе ВВС в Оффуте (Небраска). База ВВС Петерсон примет новое региональное командование НОРТКОМ, отвечающее за оборону Северной Америки.
     На новое стратегическое командование в Оффуте, пишет Отфрид Нассауэр, возлагаются широкомасштабные дополнительные задачи. Здесь под одной крышей будут собраны все элементы новой стратегической триады США: контроль за спутниковыми системами США, раннее предупреждение и оборона от ракетного нападения, включая систему ПРО, а также ответственность за наступательные операции с помощью обычного и ядерного оружия дальнего действия. То, что сначала представляется как рационализация и избавление от жира американских командных структур, на деле выглядит несколько иначе. Объединение под одной крышей и без того весьма влиятельных структур вооруженных сил США означает создание нового, в высшей степени мощного военно-силового центра, который будет в решающей мере определять будущую военную политику Вашингтона.
     Более того, продолжает Отфрид Нассауэр, новое стратегическое командование СИТА впервые позволит объединить оборонительные и наступательные элементы, а также неядерное и ядерное оружие. Ответ на стратегические угрозы, к примеру, со стороны стран, обладающих оружием массового уничтожения, в будущем будет даваться из одного командного центра, обладающего всей необходимой компетенцией и широким набором средств. Он будет планировать меры защиты против возникающих угроз, удары возмездия, а также превентивные удары, призванные предотвратить нападение на США. При этом не имеет значения, исходит ли угроза агрессии от государства или же негосударственной структуры. Речь может идти, к примеру, о международной террористической группе, религиозных экстремистах или готового к применению силы международного концерна.
     В упрощенном виде, отмечает эксперт, схема выглядит так: Вашингтон хочет располагать возможностями для нанесения удара еще до того, как против США будет совершена агрессия. Администрация Джорджа Буша даже ввела в обращение новое понятие «оборонительная интервенция». Это означает, что в будущем США будут очень широко трактовать положение международного права о праве на самооборону, а право определять правомерность войны будет перенесено из ООН в Вашингтон. Осенью нынешнего года эти соображения будут зафиксированы в правительственном документе под названием «Стратегия национальной безопасности».
     Особое беспокойство, с точки зрения Отфрида Нассауэра, вызывает тот факт, что США не исключают превентивных ударов с применением ядерного оружия. Это аргументируется тем, что многие потенциальные цели находятся в бункерах глубоко под землей или в горах и не могут быть гарантированно уничтожены с помощью обычного оружия. Единственным действенным средством против таких целей могут быть ядерные заряды, в том числе и новые, которые предстоит разработать. При этом ядерные удары могут быть нанесены и по безъядерным государствам, ибо террористы не имеют государственной территории. Конечно, правительство Буша заявляет, что ядерное оружие будет последним средством, когда все другие окажутся исчерпанными. Именно поэтому столь важно, чтобы за это отвечало единое командование и имело возможность выбора между двумя средствами. Отметив, что Вашингтон считает, что новая доктрина снижает вероятность использования ядерного оружия, Отфрид Нассауэр приводит оценки экспертов, которые придерживаются прямо противоположного мнения. В частности, считается, что граница между ядерными и безъядерными операциями будет размыта. Ядерные боеприпасы будут рассматриваться в качестве «нормальных» средств ведения войны, и тем самым возрастает опасность того, что они действительно могут быть применены. Эксперт напоминает, что в соответствии с новым договором с Россией США планируют оставить на вооружении до 2,2 тыс. стратегических ядерных боеголовок и еще 2,4 тыс. заложить на хранение с возможностью быстрого восстановления их боеспособности.
     Весьма важным аспектом в этой связи Отфрид Нассауэр считает взаимоотношения Европы и США. В этой связи нельзя не задать вопрос о том, сколько Европы нужно для США и как реагирует Европа на новые дискуссии в США о будущем НАТО. Немецкий эксперт выделяет три наиболее характерных вида реакции в европейских столицах. Европейская политика реагирует оборонительно и не может представить четкой альтернативной концепции. Она надеется на то, что все не так уж страшно, как кажется на первый взгляд. И в своей реакции допускает ошибку, обвиняя США в стремлении действовать единолично.
     Однако, замечает Отфрид Нассауэр, администрация США проводит иную политику. Правительство Джорджа Буша стремится к устранению существующих ограничений свободы действий США, прежде всего в военной сфере. Тем самым Вашингтон хочет обеспечить себе большую гибкость в реакции на вероятные угрозы, возводя это до уровня своих национальных интересов. В частности, отменяются или не заключаются договоры о контроле над вооружениями, которые мешают реализации военной мощи США. Положения международного права и Устава ООН, которые практически не оставляют места для военных интервенций против террористов и превентивных ударов, должны быть либо изменены, либо отменены явочным порядком. В союзах и альянсах, где другие участники также располагают правом голоса, США дают понять, что блокада американской позиции недопустима. Все обязаны действовать вместе с Вашингтоном, если не хотят оказаться на обочине.
     При этом Европа действует на редкость пассивно и все еще надеется оказать влияние на США. Тем временем политика правительства Буша, с точки зрения Отфрида Нассауэра, все больше расходится с принципами европейской интеграции и противоречит основополагающим интересам Европы в области политики безопасности и создания многополярного мира.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker