на главную страницу

10 Августа 2002 года

Тема номера

Суббота

У России крылатое будущее

Наш собеседник - главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Владимир МИХАЙЛОВ

Беседу вел Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ.



     - Владимир Сергеевич, за последние годы ВВС претерпели существенные изменения. Каково их состояние на современном этапе?
     -По моему мнению, нынешний боевой потенциал ВВС соответствует стоящим перед ними задачам. Развитие Военно-воздушных сил пойдет по пути оптимизации организационной структуры ВВС в рамках трехвидовой структуры Вооруженных Сил Российской Федерации. Оптимизации с учетом новых условий и изменившихся задач. Это коснется совершенствования органов управления, состава войск и сил, создания рационального соотношения ударных и оборонительных компонентов, боевых и обеспечивающих систем.
     В дальнейшем предполагается создать систему воздушно-космической обороны, объединяющую в своем составе силы и средства всех видов Вооруженных Сил, способную эффективно бороться со средствами воздушно-космического нападения противника в воздухе и космосе.
     В ближайшие годы, после завершения приоритетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нам удастся приступить к поэтапному переоснащению ВВС перспективным вооружением и военной техникой.
     - Каково сегодня техническое состояние ВВС? Насколько мы отстали от армий ведущих зарубежных государств? Какие образцы вооружения появятся у наших авиаторов завтра?
     -Техническое состояние современных ВВС обеспечивает в мирное время сдерживание потенциального агрессора от развязывания крупномасштабных войн, выполнение требований Концепции национальной безопасности по надежной защите страны от воздушно-космического нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной войне.
     Основу парка военной авиации составляют авиационные комплексы третьего (Су-24, Су-25) и четверного поколений (Су-27, МиГ-31, МиГ-29). Они смогут составить конкуренцию зарубежным аналогам в ближайшие 5-10 лет только при условии их модернизации. Реальное состояние авиационной техники из-за отсутствия поступлений новых образцов определяется ее неуклонным физическим и моральным старением. Причина - объективное состояние российской экономики, ее научной и производственной базы, отсутствие действенных механизмов государственного регулирования в сфере развития государственной (военной) авиации, крайне низкий уровень финансирования ВВС в целом.
     Решение этих проблем командование ВВС связывает с рядом мероприятий, которые должны финансироваться в приоритетном порядке, а именно: поэтапное продление ресурсов и сроков службы авиационной техники, перевод ее на эксплуатацию по реальному состоянию, первоочередное выполнение ресурсосберегающих и аварийных бюллетеней, надлежащее обеспечение запасными частями и материалами.
     Что касается новых образцов авиационной техники, то в настоящее время ВВС совместно с Российским авиационно-космическим агентством ведут работу по созданию перспективного многоцелевого истребителя. К его созданию на конкурсной основе привлечены все ведущие авиационные КБ.
     В ближайшие годы мы ожидаем поступления на вооружение ВВС новых военно-транспортных самолетов, перспективных авиационных высокоточных управляемых ракет для дальней и фронтовой авиации.
     - Как реализуется программа модернизации самолетного парка?
     - Нынешняя программа модернизации продлится до 2005 года. За это время должно быть усовершенствовано 20-25 процентов техники фронтовой авиации до уровня поколения «4+». После этого в войска начнет поступать перспективный самолет КБ «Сухого», испытания которого будут закончены к 2004-2005 годам. Дальнейшее развитие фронтовой авиации связано с созданием перспективного авиационного комплекса. В 2006-2007 годах должен взлететь его опытный образец, а к 2010 году предполагается завершить испытания и начать серийное производство.
     В дальней авиации идет разработка новых средств поражения. Результаты обнадеживают. Будет продлен ресурс самолетов стратегической авиации. В военно-транспортной авиации продолжается модернизация самолетов Ан-124 до уровня Ан-124-100. Небольшую часть Ил-76 оснастим новыми двигателями (ПС-90А). В ближайшее время планируется получение нескольких Ил-76МФ, необходимых для выполнения специальных задач по плану президента и Министерства обороны. Ан-22 дорабатывают свой ресурс.
     Особое внимание обращаем на вопросы реализации новых принципов технического обслуживания и эксплуатации авиационной техники. В частности, перспективные авиационные комплексы будем эксплуатировать не по срокам (ресурсам), как это принято сейчас, а по реальному их состоянию. Это в несколько раз сократит эксплуатационные затраты.
     Следует отметить также, что почти все работы по совершенствованию российской военной авиации проводятся с учетом возможности предложения ее потенциальным иностранным заказчикам. В связи с этим при модернизации существующей и создании перспективной авиационной техники закладывается возможность ее технического и информационного сопряжения с зарубежными системами обеспечения, средствами поражения и средствами подготовки и обучения летного и инженерно-технического состава.
     - Известно, что летчики сегодня имеют очень небольшой налет. Об этом свидетельствуют и отчеты о летных происшествиях. Имеются ли планы улучшения системы летной подготовки?
     - Авиационные происшествия последних лет, связанные человеческим фактором, как правило, допускались подготовленным, но постепенно утратившим натренированность летным составом.
     Более того, в настоящее время возникает новый опасный фактор, вызванный заменой руководящего летного состава лицами, менее подготовленными в профессиональном плане и имеющими меньше опыта в организации летной работы.
     Для снижения аварийности из-за ошибок летного состава принимаются все возможные при нынешних условиях меры: летный состав перераспределяется на «летающий относительно регулярно» и «практически не летающий»; жестче стали критерии допуска к полетам, сокращаются сроки допустимых перерывов в полетах по видам летной подготовки; делается акцент на более эффективное использование авиационных тренажеров; упрощаются полетные задания.
     Однако бесспорным остается факт, что реальную летную натренированность и профессиональный рост летчику могут обеспечить только регулярные практические полеты с ежегодным налетом не менее научно обоснованных норм.
     Сложившаяся в российских ВВС еще со времен СССР система летной подготовки отвечает всем требованиям. Она успешно прошла проверку временем.
     - Чему учит опыт применения авиации в ходе контртеррористической операции в Чечне?
     - Боевые действия показали, что в целом задачи, возложенные на авиацию, решаются эффективно. Так, из общего объема огневых задач, решаемых Объединенной группировкой, на долю авиации всех ведомств приходилось до 70 процентов. Причем подавляющее число - на долю ударной авиации ВВС. Но Чечня еще раз убедительно доказала: успех в наземных операциях различного уровня возможен только при активном воздействии на противника с воздуха.
     Одним из самых сложных вопросов была организация взаимодействия между разнородными и разновидовыми силами.
     На эффективности и своевременности применения авиации на начальной стадии боевых действий в значительной мере отразилось отсутствие единого руководства силами федеральных войск. Это увеличивало промежуток времени от получения боевой задачи до нанесения удара по заданным объектам, а также не позволяло надежно, гарантированно обеспечивать безопасность своих наземных войск.
     В ходе операции на практике проверены варианты вооружения самолетов и вертолетов для действий в горной и горно-лесистой местности. С учетом полученного опыта определены направления дальнейшей разработки перспективных систем вооружения и авиационных средств поражения.
     - Какие социальные проблемы в ВВС сегодня особенно остры?
     - Самая острая - жилье. В течение последних лет планы капитального строительства носят ярко выраженную социальную направленность, свыше 70 процентов выделяемых капитальных вложений мы направляем на жилищное строительство. Однако этого явно недостаточно. Так, в 2002 году за счет всех источников финансирования планируется обеспечить жильем порядка 3.600 семей военнослужащих, что составит около 70 процентов от общего количества увольняемых военнослужащих.
     - Какие перспективы у Военно-воздушных сил?
     - Пока кардинальные прорывы не предвидятся. Но в перспективе, когда на вооружение к нам поступят многофункциональные самолеты, изменения будут существенными. Я оптимист и абсолютно уверен: несмотря ни на что, будущее у авиации России светло. Нашему Отечеству с его просторами не обойтись без мощной авиации как мирного, так и военного назначения. Уверен, что, как только мы стабилизируем экономику, авиация будет в лидерах, как это уже не раз случалось.
     В день профессионального праздника хочу от всей души поблагодарить личный состав, гражданский персонал, семьи военных авиаторов за мужество и самоотверженное отношение к выполнению долга, пожелать им счастья и благополучия, оптимизма и целеустремленности. Ну и, конечно, веры в завтрашний день, надежды.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker