на главную страницу

10 Августа 2002 года

Культура

Суббота

ВЫБОР ДИКТУЕТ ВРЕМЯ

Михаил ЛУКАНИН, «Красная звезда».



Самое главное для любого творческого коллектива или индивидуального исполнителя - репертуар. Именно через подбор удачно выбранных произведений реализуется творческий потенциал артистов. Вспомним, как прославила на весь мир солиста Ансамбля имени Александрова, народного артиста Советского Союза Евгения Беляева всего лишь одна, но гениально исполненная песня - знаменитая «Калинка»! А если говорить в целом об александровцах, то их концерты просто невозможно представить без таких песен-символов, как «Священная война», «Непобедимая и легендарная», «Соловьи», «Смуглянка»...

     В последнее время у военных артистов появилось еще несколько концертных номеров, которым, судя по всему, суждена долгая жизнь. Рассказать об особенностях репертуарной политики александровцев мы попросили композитора, заслуженного деятеля искусств России Владимира Лебедева. В ансамбле он возглавляет музыкально-литературную часть и одновременно является председателем репертуарной комиссии.
     - В начале 90-х годов перед дважды Краснознаменным академическим ансамблем песни и пляски имени А.В. Александрова Российской армии встала задача: как сделаться созвучным новым реалиям жизни. Не секрет, что раньше значительную часть репертуара здесь составляли произведения, несущие идеологические приметы ушедшей эпохи. В музыкальном отношении - вполне достойные произведения, но исполнять их к тому времени уже было бы странным (как, например, хореографический номер «Красные конники»). Ведь так, Владимир Иванович?
     - Действительно, нужно было как-то откликаться на современность, обновлять репертуар, создавать такой образ александровцев, который, с одной стороны, не рвал бы с нашим великим прошлым, но в то же время показывал: меняется время - меняемся и мы, наше искусство. Тут очень легко впасть в конъюнктуру, как, например, это произошло с эстрадой. И нам в ту пору предлагали множество песен-однодневок, условно говоря, про «страдающих есаулов». Мол, эта тема сейчас актуальна. Но художественный руководитель и главный дирижер ансамбля народный артист России Виктор Федоров, считаю, поступил мудро, заняв принципиальную позицию - ни в коем случае не опускать творческую планку, лучше подождать какое-то время, пока не появятся достойные современные военные песни, никакой халтуры!
     - А была уверенность, что такие песни обязательно появятся?
- Знаете, я сейчас процитирую Бориса Александровича Александрова. Вот что он писал еще в 1979 году: «Было время, когда все творческие организации страны, все средства массовой информации чутко откликались на выступления ансамбля, предметно и бескомпромиссно анализировали успехи и неудачи, ярко и интересно вели пропаганду военного искусства. А это в свою очередь привлекало в наши ряды талантливых поэтов и композиторов: прозвучать в армейском, флотском ансамбле считалось почетным, важным для авторского реноме событием... К сожалению, теперь мы не можем похвастаться столь пристальным вниманием к своему творчеству... Причем все происходящее никоим образом нельзя отнести на счет якобы имеющего место снижения исполнительского уровня военных коллективов».      Как видите, проблема репертуара, поиска талантливых, особенно талантливых молодых авторов всегда стояла перед ансамблем чрезвычайно остро. На сегодняшний день ситуация с военно-патриотической песней еще более усугубилась, впору говорить о кризисе. Трудно вспомнить, когда в последний раз военные ансамбли принимали участие в популярной телепередаче «Песня года». По большому счету, мало открытий принес фестиваль солдатской песни «Виктория» (хотя то, что он существует, безусловно, плюс). С 1986 года не вручается медаль имени А.В. Александрова - единственная музыкальная награда, которая присуждалась авторам лучших военно-патриотических произведений года.
     Положа руку на сердце, не могу сказать, что мы тогда, в начале 90-х, были настроены как-то уж очень оптимистически. Вот, мол, откроется дверь - и перед нами разложит ноты новый Соловьев-Седой. Хотя если говорить о старой гвардии композиторов, таких, как Тихон Хренников, Александра Пахмутова, Андрей Эшпай, Павел Аедоницкий, Александр Флярковский, Владимир Шаинский, Серафим Туликов, Борис Карамышев, Людмила Лядова, Валерий Петров, то они по-прежнему активно сотрудничают с нашим ансамблем. Например, с недавних пор мы исполняем новую песню Хренникова «Внимая ужасам войны» на стихи великого русского поэта Николая Некрасова, его же, Тихона Николаевича, хор из оперы «В бурю» и новую версию «Московских окон».
     - Если говорить об обновлении старых песен - это часто у вас практикуется?
     - Довольно-таки. Вот когда-то давно мы исполняли «Песню о русском солдате» композитора В. Акимова на стихи поэтессы К. Филипповой. Сейчас делаем её новую обработку, надеюсь, зазвучит она свежо. Удачно, уверен, получится и с возобновлением хорошо всем известной песни Владимира Мигули «О солдате». Кстати, и народные песни у нас часто подвергаются переработке. Та же «Калинка» теперь исполняется вместе с одноименной детской танцевальной группой.
     - И все-таки, Владимир Иванович, давайте вернемся к вопросу о современной военной песне вот такого уровня, как «Непобедимая и легендарная». Дождемся ли?
     - «Непобедимая и легендарная», кстати, изначальное название у нее - «Песня о Советской Армии», была написана Александром Васильевичем Александровым в 1943 году. Других песен об армии такого величественного масштаба и звучания за истекшие шесть десятилетий так и не появилось. Возможно, еще долго и не появится. Как бы нам всем ни хотелось, но великие произведения, особенно в песенной форме, рождаются редко. Но если говорить о песнях, которые не стыдно включить в репертуар академического ансамбля, то да, в последнее время они наконец зазвучали. В первую очередь назову тут песню «Шестая рота», посвященную памяти погибших в Чечне псковских десантников.
Эта песня появилась в нашем репертуаре так. Сначала в «Красной звезде» были опубликованы стихи Виктора Верстакова «Шестая рота». Я показал их нашему художественному руководителю Виктору Федорову с предложением ему написать к ним музыку. Виктор Алексеевич взял этот номер газеты с собой домой, а утром звонит: «Кажется, получилось». И ведь на самом деле замечательная песня вышла! Ни одно концертное выступление теперь без нее не обходится.      К числу удач можно также отнести песни «Вставай, Россия!» и «Три сестры» (имеются в виду Россия, Украина и Белоруссия) на стихи Леонида Ивашова, «Молитва прощания» о гибели подводной лодки «Курск», «Женская доля», «Служить России». Последнюю, кстати, можно услышать еще иногда в эстрадном варианте, но сами авторы этой песни - композитор Эдуард Ханок и поэт Илья Резник - признают, что в исполнении Ансамбля имени Александрова «Служить России» звучит неизмеримо лучше, и писалась она именно с прицелом на наши возможности.
     Порадовал Михаил Ножкин. Он передал в ансамбль две новые песни - «Русский марш» и «Российский флот». Будем их готовить и включать в репертуар. Еще ожидается премьера песни «Офицерская честь» на стихи военного поэта Юрия Пахомова, музыку к ней пишет Виктор Федоров.
     - А бывает так, чтобы песня пришла к вам в конверте по почте?
     - У нас довольно обильная музыкально-поэтическая почта, но, если честно, настоящих находок в ней немного. Как уже говорилось, мы предъявляем высокие требования к материалу - от мелодической яркости, свежести, поэтической образности до отчетливо выраженной драматургии. Но интересные открытия все же случаются. Недавно, например, пришло письмо от автора слов и музыки Г. Шарина с песней о маршале Рокоссовском. Мы эту песню оперативно разучили и с большим успехом исполнили в Зеленограде, где был открыт закладной камень на месте, где собираются поставить бюст легендарному военачальнику.
     - Владимир Иванович, вот такой вопрос. Не так давно увидел по телевизору, как ваши коллеги - артисты ансамбля Внутренних войск вместе с Александром Розенбаумом исполняли, нет, тут точнее будет сказать - наяривали, блатнячок «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла». Фуражки задом наперед нацепили, ужимки, кривляния...
     - Это ужасно, так себя не уважать. Вот таких сцен, гарантирую, вы никогда не увидите с участием наших артистов. Понимаю, то был как бы шуточный номер, но всему есть предел.
     У нас много друзей из числа зрителей, со многими мы в переписке. Читаешь их письма и понимаешь: мы просто в неоплатном долгу перед теми, кто нас любит, кто верит коллективу, освященному именем Александрова. Вот, например, какое послание мы получили на 23 февраля от давней нашей поклонницы из города Иванова Марины Донатовны Башиной: «Какое счастье, что вы у меня есть, в моем сердце. Я очень вами горжусь и восхищаюсь. Если б знали вы, как дороги мне александровцы. Слушаю вас всегда с упоением, со слезами на глазах. Берегите все, что у вас есть хорошего в искусстве, что перешло к вам от ваших великих предшественников».
     Мы говорили, каким образом подбираем себе репертуар, с какими песнями должны идти к зрителям. Процитированное выше письмо, согласитесь, тоже в какой-то мере отвечает на этот вопрос.
     На снимках: основатель ансамбля, профессор, народный артист СССР генерал-майор А. В. Александров, 1946 г.; александровцы на концерте. На переднем плане - художественный руководитель и главный дирижер ансамбля народный артист России Виктор Федоров; Б.А. АЛЕКСАНДРОВ и популярный артист русского зарубежья Борис РУБАШКИН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker