на главную страницу

10 Августа 2002 года

Проблема

Суббота

Девятый вал «экологических» штрафов может захлестнуть в ближайшее время Минобороны



Среди глобальных проблем современности одно из первых мест занимает загрязнение окружающей природной среды. Вопрос оздоровления экологической обстановки в России затрагивает интересы каждого гражданина нашего государства и в социально-экономическом плане относится к наиболее острым, ведь среди причин, оказывающих негативное воздействие на здоровье населения, экологический фактор - один из наиболее значимых.

     Естественно, Вооруженные Силы не могут остаться в стороне от решения экологических проблем страны, и здесь до недавнего времени дело обстояло следующим образом. В начале 90-х годов принятые законодательные акты часто основывались на зарубежных аналогах без учета российской специфики. Например, Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 года был введен, безусловно, нужный механизм экономического регулирования, основанный на принципе «загрязнитель платит», но при этом не устанавливались источники оплаты для бюджетных организаций. Это привело к валу штрафных санкций к военным объектам, которые не имели соответствующей статьи расходов и не могли оплатить ни своевременное нормирование природопользования, ни природоохранные мероприятия.
     А как сегодня в военном ведомстве обстоит дело со штрафами за нарушение природоохранного законодательства? Прояснить ситуацию мы попросили начальника экологической безопасности Вооруженных Сил России генерал-майора Алевтина ЮНАКА.
     Чтобы отчетливее представлять ситуацию, необходимо коснуться истории вопроса. Как известно, экологические выплаты сами по себе предназначены для компенсации затрат на ликвидацию ущерба окружающей среде. Однако порядок применения этого механизма в отношении воинских частей, организаций и предприятий Минобороны России, финансируемых из бюджета, не был определен. У них ведь нет ни прибыли, ни услуг, ни продукции с установленной себестоимостью.
     Применение штрафных санкций к военным объектам за нарушение природоохранного законодательства отвлекало немалые денежные средства, затягивало решение экологических задач и создавало напряженную социальную обстановку в гарнизонах, поскольку эти расходы не были предусмотрены в бюджете Минобороны и штрафы выплачивались из средств, предназначенных на содержание и обустройство военных объектов и городков.
     Несовершенство экономического и финансового механизмов регулирования природоохранной деятельности в нашей стране приводило к тому, что наиболее широко штрафные санкции по экологии применялись не к основным загрязнителям - промышленности и транспорту, а именно к Минобороны.
     В результате общая сумма штрафов, наложенных природоохранными органами на Вооруженные Силы, порой достигала 40 процентов от штрафов, налагаемых на все другие субъекты хозяйственной деятельности, хотя армия и флот оказывают в целом незначительное воздействие на окружающую среду - менее одного процента от всех сбросов сточных вод и около двух процентов выбросов в атмосферу. При этом бюджетные средства, которые крайне необходимы Минобороны для строительства и реконструкции природоохранных сооружений, изымались в виде штрафов и возмещения ущерба. Причем после изъятия они зачастую использовались не по назначению.
     По существовавшему порядку платежи направлялись в экологические фонды, а из-за зависимости последних от местных органов власти, а также из-за того, что данные платы нередко рассматривались как источник пополнения регионального бюджета и снижения его дефицита, целевые средства на обеспечение экологической безопасности расходовались на решение других задач.
     Например, из 31 млн. рублей, полученных внебюджетным фондом правительства Саратовской области за возмещение вреда от Энгельсской авиабазы в 2000 году, более двух третей было израсходовано на приобретение оргтехники, автотранспорта, ГСМ, жилья, на оплату теплоэнергии, реконструкцию и благоустройство территорий в Саратове. На очистку же почв от нефтепродуктов в районе самой авиабазы не было выделено ни копейки. Только после настойчивых обращений Управления начальника экологической безопасности ВС РФ удалось добиться выделения из местного бюджета около 4 млн. рублей на эти мероприятия. Кроме того, наладив взаимодействие с Федеральным экологическим фондом, мы смогли добиться выделения на очистку этой территории еще 3 млн. рублей, что позволило развернуть на авиабазе полномасштабные работы по ликвидации загрязнения.
     С прошлого года ранее действовавший порядок направления указанных платежей в экологические фонды не применяется: их сбор поручен местным налоговым органам. Потому следует ожидать значительного ужесточения порядка взимания экологических платежей, причем можно подсчитать, что сумма начисленных экоплатежей может возрасти со 150 млн. рублей в 2000 году до 1,5 млрд. рублей в год. Аналогичная ситуация характерна для бюджетных организаций других силовых ведомств.
     Большие суммы выплат обусловлены повышенными размерами экоплатежей (увеличивающимися не менее чем в 25 раз) ввиду того, что, во-первых, большинство воинских частей не имеют разработанных нормативных показателей негативного воздействия на окружающую природную среду и, во-вторых, состоянием значительной части природоохранных сооружений военных объектов. Оно резко ухудшилось за последние годы. Кстати, только на упомянутое нормирование показателей необходимо около 309 млн. рублей. Сейчас в проект бюджета на 2003 год при поддержке начальника Тыла Вооруженных Сил - заместителя министра обороны генерала армии В. Исакова планируется включить целевые средства на нормирование экологических показателей в отношении военных объектов, что при поэтапном финансировании позволит решить эту проблему в ближайшие годы.
     Тем временем прессинг налоговых органов по платежам за природопользование уже набирает силу. По неполным данным, объем задолженности по ним на 1 января 2002 года составлял свыше 322 млн. рублей. Кроме того, возрастание суммы исков объясняется тем, что местные природоохранные органы любыми путями пытаются необоснованно завысить суммы исков. Так, комитет природных ресурсов по Архангельской области предъявил иск о возмещении причиненного окружающей среде ущерба базе горючего в Котласе на сумму более 110 млн. рублей. Этот иск решением областного арбитражного суда был отклонен в основном благодаря юридической помощи командованию частей, оказанной нашим управлением и Экологической службой РВСН.
     В целом же выход из сложившейся ситуации видится в следующем. В первую очередь необходимо целевое финансирование строительства, реконструкции и поддержания работоспособности природоохранных сооружений, нормирования показателей негативного воздействия на окружающую среду для бюджетных организаций. Мероприятия по обеспечению экологической безопасности военной деятельности должны планироваться отдельной строкой в разделе ведомственной классификации расходов федерального бюджета. При этом бюджетные организации должны разработать перечень конкретных мероприятий, обеспечивающих поддержание нормативов, с указанием объемов финансирования, согласовать его с местными природоохранными органами и утвердить в вышестоящих организациях - распорядителях бюджетных средств. Только после этого можно вести речь о применении к бюджетникам повышенных ставок экоплатежей.
     В то же время мы считаем, что при соблюдении природоохранных требований и установленных нормативных показателей негативного воздействия на окружающую среду от уплаты экологических налогов должны освобождаться воинские части, предприятия, организации и учреждения Вооруженных Сил, полностью финансируемые из бюджета. На парламентских слушаниях по совершенствованию правового и экономического механизма организации управления природоохранной деятельностью нами были подняты эти вопросы и сформулированы соответствующие предложения, нашедшие отражение в рекомендациях слушаний.
     Важно, что с начала этого года руководство обеспечением экологической безопасности в Вооруженных Силах возложено на начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя министра обороны России генерала армии В. Исакова, что позволило повысить результативность решения экологических проблем. Так, например, участие офицеров Управления начальника экологической безопасности в контрольно-ревизионных проверках, проводимых Тылом Вооруженных Сил РФ в 2002 году в Дальневосточном военном округе, на Черноморском и Северном флотах, позволило повысить качество контроля за выполнением природоохранного законодательства на местах, оказать практическую помощь в организации обеспечения экологической безопасности войск, а также эффективно устранить выявленные недостатки. В настоящее время решается вопрос о включении обеспечения экологической безопасности войск и сил в состав тылового обеспечения. Кроме того, как уже упоминалось, поскольку данные проблемы характерны не только для Минобороны, в настоящее время под руководством генерала армии В. Исакова осуществляется процесс координации усилий всех «силовиков» для совместного решения экологических проблем в рамках межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker