на главную страницу

13 Августа 2002 года

Вторник

СТРОИТЬ МИР В ЧЕЧНЕ ДОЛЖНЫ САМИ ЧЕЧЕНЦЫ

Так считает командующий Обьединенной группировкой войск (сил) генерал-лейтенант Сергей МАКАРОВ

Андрей ПИЛИПЧУК.



     -Сергей Афанасьевич, какая ситуация в зоне ответственности группировки ?
     -Обстановка находится под полным контролем. Ни окакой активизации боевиков не может быть и речи. У них больше нет сил противостоять нам. Это факт номер один. По нашим предположениям , наемников, воюющих в Чечне, около 10 процентов от общей численности боевиков. Причем не только из арабских стран, много здесь и россиян. Что касается общей численности бандформиррований, мне бы не хотелось называть какую-то конкретную цифру, хотя на она известна. Их ровно столько, сколько у бандитских лидеров денег на их содержание. к тому же любую информацию боевики сразу же начинают обыгрывать, в том числе в пропагандистком плане. А то, что противостоящий нам противник хитер - это факт номер два.
     - Где сейчас находятся Масхадов и Басаев?
     - Я отвечу на этот вопрос, а Шамиль с Асланом прочитают об этом в “Красной звезде” и перебегут в другое место (смеется). А если серьезно - как только узнаю, где они находятся, туда тут же прилетит снаряд.
     - Какова судьба преемника Хаттаба и главного финансиста бандформирований араба Абу аль-Валида?
     - Судьба Абу аль-Валида, как и каждого, ставшего на путь терроризма, наверное, тяжелая. Я думаю, что в скором времени он повторит судьбу своего предшественника Хаттаба. Однако факт гибели Абу аль-Валида пока не подтвержден.
     - Но, по некоторым данным, его казнили по приказу Гелаева…
     - А вообще кто такой Гелаев? Это обычный бандит, трижды судимый. Какой из него полководец, показали бои за село Комсомольское в 2000 году. Не надо из него делать героя. Мы зачастую создаем ореол вокруг обычных бандюков – вор он и есть вор. Гелаев пока живет за счет поступающих из арабских стран денег. Но и этот, некогда большой финансовый поток сейчас практически иссяк.
     - В таком случае откуда бандиты в Чечне могут черпать деньги на продолжение минной войны, теракты?
     - Основная финансовая подпитка бандформирований происходит за счет криминала внутри Чечни. Впрочем, точно так же, как везде в России и за рубежом. Источники финансирования бандформирований различные. Это и банальное воровство, и продажа нефти и нефтепродуктов, и хищение денег, выделенных на восстановление республики. Здесь же обыкновенный рэкет и отбор денег у простых граждан.
     - Возможен ли повторный прорыв боевиков из Панкисского ущелья?
     - Попытка возможна. Но чем быстрее они придут, тем меньше нервов я потрачу. Войска группировки готовы отразить любое вторжение. И пример тому известен всем. В Итум-Калинском районе было уничтожено 22 бандита. Недавно найден еще один труп с оторванной рукой, облаченный в американский камуфляж. Возможно, такие находки будут еще - после прочесывания ущелья Кериго, прежде всего в труднодоступных местах. А недавно к трем взятым в плен боевикам добавился четвертый. Он несколько дней блуждал по горам, пытаясь найти своих, но был задержан.
     - Используют ли войска группировки новую технику? Например, комплекс “Антитеррорист” для борьбы с закладчиками фугасов?
     - Давайте не будем рассказывать боевикам, что у нас есть. Однако хочу отметить, что информацию о самоподрывах террористов, устанавливающих самодельные взрывные устройства, мы получаем довольно часто. Работаем...
     - Есть ли уже какие-либо результаты крупной спецоперации в Веденском районе, которая длится около двух недель?
     - Не только в Веденском, но и на всей территории Чечни проходят адресные проверки, оперативно-поисковые и разведывательно-поисковые мероприятия. Только за последнюю неделю в Чечне уничтожено 69 боевиков. И это реальные трупы, а не те, которые, как иногда говорят, зафиксированы по следам крови и волочения тел. А всего с 1999 года было уничтожено около 14 тысяч террористов.
     Что же касается Веденского района, то эта операция еще не закончена и соответственно итоги подводить рано. В настоящее время там закончилась войсковая фаза операции, во время которой были уничтожены бандиты в окрестностях Ведено. Теперь началась активная работа с участием военных комендатур и органов внутренних дел. И я скажу, что они работают очень продуктивно. Ежедневно задерживают граждан, совершивших преступления на территории республики и за ее пределами в прошлом, позапрошлом году и раньше.
     - В настоящее время местные органы власти готовят новые правила проведения спецопераций на территории Чечни, которые будут дополнять и корректировать известный восьмидесятый приказ о проведении спецопераций. Что вы можете сказать об этом?
     - Приказ № 80 создан по велению времени и обстановки. Поэтому-то командующий группировкой и принял такое решение. В приказе расписано, как правильно решать те задачи, которые перед нами стоят. Корректировка его может произойти только в случае изменения ситуации.
     - В СМИ появилось много суждений о скором выводе войск из Чечни...
     - Мы люди военные. Если будет принято политическое решение о выводе, мы его выполним. А пока о выводе не идет речи. Сейчас мы создали такие условия для боевиков, что они даже в эфир не могут выйти. Другое дело, что с сокращением объема выполняемых задач необходимо сокращать и количество военнослужащих группировки.
     - Тем не менее после ухода войск чеченская милиция столкнется лицом к лицу с врагом. Сможет ли она, по вашему мнению, бороться с терроризмом?
     - Я думаю, что вывод группировки произойдет только тогда, когда чеченская милиция сможет реально противостоять боевикам. В данный момент о самостоятельности местных правоохранительных органов говорить рано. Дело в том, что начиная с 1992 года (когда в Чечне бурлили страсти о суверенитете) очень многие чеченцы бросили даже школу. Поэтому сейчас, к сожалению, им не хватает элементарной грамотности...
     Главное - не срок назвать, когда они будут готовы к самостоятельной работе, а дать им возможность получить сначала теоретические знания и закрепить их в практической работе, приобрести соответствующий опыт. Это дело не одного дня.
     - Есть ли вероятность того, что в чеченскую милицию проникнут боевики или лица им сочувствующие?
     - Это как раз и подтверждает тот факт, что некоторые из принятых на службу местных жителей недолго задерживаются в рядах местной милиции. Ведь человеку сразу нельзя показать на дверь, если он пришел и просит принять его на работу в органы внутренних дел. Его принимают на службу, он проходит испытательный срок, одновременно идет его проверка с последующей аттестацией.
     - И все же на эффективность работы местных милиционеров может повлиять национальный менталитет. Чеченец вряд ли будет стрелять в чеченца…
     - Кровная месть уже существует в Чечне не одно столетие. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить. С другой стороны, стрелять – не основное предназначение милиции. Главная их функция - борьба с беззаконием. Если начали стрелять – значит, плохо работают.
     - Какие у вас взаимоотношения с администрацией Чечни?
     - Мы общаемся, и довольно-таки плотно. Работаем по единому плану и на один результат. Для решения многих задач с местными властями нас сплачивает сама жизнь. Например, чтобы собрать урожай в Чечне, его нужно посеять, а для этого необходимо разминировать поля. В свою очередь администрация нам оказывает помощь в борьбе с терроризмом.
     - Можно ли в полной мере доверять чеченским чиновникам?
     - Никто не дает местным администрациям полный карт-бланш. Да и власть эту они удержать пока не в состоянии. Но если не привлекать чеченцев для управления республикой, то ситуация здесь никогда не стабилизируется. Строить мир в Чечне должны они сами.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker