на главную страницу

14 Августа 2002 года

Тема номера

Среда

Калининградский узел

На вопросы "Красной звезды" отвечает губернатор Калининградской области Владимир Егоров

Игорь БАЛАШОВ, "Красная звезда".



Визитная карточка: Владимир Григорьевич Егоров родился в Москве в 1938 году. С золотой медалью окончил Высшее военно-морское училище и Военно-морскую академию, с отличием - Академию Генерального штаба. Адмирал. С 1991 по 2001 год командовал Балтийским флотом, затем был избран на пост губернатора Калининградской области. Кандидат военных наук. Почетный гражданин Калининграда. Женат, в семье двое детей, три внука и внучка.

- Владимир Григорьевич, выступая совсем недавно в программе Владимира Познера "Времена", вы довольно жестко сказали о том, что вся логика действий Запада наталкивает на мысль о существовании некоего заговора, направленного на отрыв области от России. У вас есть для этого основания?
- Возможно, плана, оформленного на карте или на бумаге, нет. Но налицо факты, говорящие о том, что выдвигаемые Западом на переговорах условия направлены на то, чтобы приобрести особое влияние на Калининградскую область. Введение виз, например. Область - не рассадник наркомании, преступности, СПИДа, как кому-то хочется это представить. Этих пороков хватает с избытком и в соседних государствах, откуда они, собственно, к нам и пришли. Другой аргументированной мотивации введения визового режима для всех россиян и калининградцев, в частности, просто не существует. По территории стран - участниц шенгенского соглашения имеют право свободно передвигаться граждане более сорока государств, не входящих в него. Допустим, Гондураса или Израиля, обстановка в которых далека от спокойной. Но перед гражданами этих стран не опускают визовый шлагбаум для въезда в Европу. Примеры можно продолжить. И они еще и еще раз будут свидетельствовать об обоснованности позиции Президента страны Владимира Владимировича Путина: шенгенский вариант для России неприемлем.
Калининградцы связывают очень большие надежды с назначением спецпредставителем Президента страны по проблемам области на переговорах с ЕС председателя Комитета Госдумы по международным делам Дмитрия Олеговича Рогозина. Ведь по сути эти переговоры до сих пор не велись. Наши предложения по обсуждению конкретных проблем в Евросоюзе просто не слышали. После 10 августа Дмитрий Рогозин приезжает с группой экспертов в нашу область, скорее всего здесь будет открыто постоянное представительство и начнется работа над теми проблемами, которые необходимо обсудить в первую очередь на переговорах с Евросоюзом. Считаю, правда на нашей стороне и мы получим в итоге тот режим жизнеобеспечения области, который не затронет суверенитета России.
Что же касается планов, мнимых или реальных, то я бы хотел напомнить факт из новейшей истории: еще в 1995 году конгресс США принял резолюцию, направленную на пересмотр Потсдамских соглашений и изменение принадлежности Калининградской области.
- И все же если предположить нежелательный вариант - введение виз. Пострадает ли в итоге экономика области? Год назад принята федеральная целевая программа ее развития до 2010 года, предусматривающая инвестиции в сумме 93 млрд. рублей, подъем экономики, выравнивание уровня жизни в области до сопоставимого с соседями.
- Особой тревоги мы не испытываем, хотя экономические сложности могут возникнуть. Область находится в сырьевой и энергетической зависимости от других регионов страны. Визы - это ведь не только вклейки в паспорта, но и иной характер оформления грузов, следующих как в область, так и за ее пределы. Упреждающие меры по предотвращению негативных последствий предпринимаются уже сегодня. По решению президента к концу этого года откроется паромная переправа Балтийск - Усть-Луга (Ленинградская область). По ней будут курсировать суда, способные брать на борт до 300 пассажиров и около 130 машин. К 2005 году переправа должна стать железнодорожной, т.е. осуществлять перевозку железнодорожных составов. Увеличится число авиарейсов в "большую Россию", и, что очень важно, намечено ввести компенсации для пассажиров, пользующихся железнодорожным и воздушным транспортом.
На всех уровнях в Правительстве страны согласовано строительство ТЭЦ-2 в Калининграде. Оно фактически уже ведется. С вводом ТЭЦ в строй область будет не только полностью обеспечена электроэнергией, но и станет способной экспортировать ее в другие страны. В целом федеральная программа успешно реализуется, в ее рамках уже профинансирован 21 объект. Она направлена прежде всего на улучшение инфраструктурных составляющих транспортного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства. Поднимаем сельское хозяйство, чтобы обеспечить продовольственную безопасность региона. Совсем недавно мы приобрели крупную партию техники на 50 млн. рублей для села. Одним словом, создаются все предпосылки для самодостаточности области.
- А какова реакция, скажем так, на бытовом уровне у наших соседей в Польше и Литве на жесткий вариант Евросоюза?
- Сделаю небольшое отступление, чтобы лучше воспринималась суть проблемы. В области работает сегодня около 500 совместных литовско-российских предприятий, столько же - совместных с поляками. Есть реальные планы развития этого сотрудничества как раз в свете расширения ЕС. Вступление в Евросоюз - это ведь не только экономические плюсы, но и существенные минусы. Для многих литовских и польских фирм общее европейское экономическое пространство обернется банкротством, поскольку они не выдержат жесточайшей конкуренции со "старожилами" ЕС, имеющими устоявшуюся репутацию и мощную финансовую подпитку. Оптимальный выход из положения для них - создание совместных предприятий в Калининградской области, которая имеет таможенные и налоговые льготы, как особая экономическая зона.
Российский рынок до сих пор остается очень емким, конкуренция на нем в отличие от западного слабее. В области уже на протяжении нескольких лет успешно работает предприятие "Автотор" по сборке автомобилей БМВ и КИА. Совместно с польской стороной намечено организовать в Калининграде производство автобусов. Ужесточение визового и таможенного режимов вокруг области, разумеется, не приводит иностранных инвесторов в восторг. Возрастут издержки производства, снизится прибыль. Затронет это и простых людей. Скажем, в некоторых приграничных воеводствах Польши уровень безработицы достигает 25 процентов. Очень многие поляки да и литовцы из приграничных районов зарабатывают себе на жизнь перепродажей купленных в Калининградской области сигарет, водки и бензина. Они просто лишатся куска хлеба.
Проблема Калининградской области и у наших соседей - будущих членов ЕС - вызывает очень жаркие дискуссии. Страсти кипят. Судите сами. В начале июля в польском журнале "Не" (№ 27/614) была опубликована статья, в которой рассматривалась возможность создания транспортного коридора Калининградская область - Белоруссия через территорию Польши. Полемизируя с противниками этой идеи, автор, не стеснясь, называет оппонентов "аналитиками с куриными мозгами, одержимыми антироссийской манией", и делает вывод, что "национальная истерия усиливается" и "к хору национальных придурков присоединились даже разумные по природе своей левые политики". Между прочим, в этой публикации содержатся сведения о том, что аналогичные предлагаемые транспортные коридоры в Польше уже существуют. Ими успешно пользуются чехи, немцы и украинцы. Но этот факт не вызывает раздражения у польских властей.
- Недавно наделала много шума так называемая гражданская инициатива по переименованию Калининграда в Кенигсберг. Как вы к ней относитесь?
- Плохо отношусь. И авторам этого предложения советую почитать вышедшую в Санкт-Петербургском издательстве "Бельведер" книгу "Восточная Пруссия глазами советских переселенцев". Ее составители опросили 320 человек, которые приехали поднимать область из руин после окончания войны. Это лучший документ, показывающий ничтожество намерений о переименовании города. Кенигсберг был снесен войной на 95 процентов, так же, как и многие другие населенные пункты области.
Мало кто знает, что нацисты создали здесь, в Восточной Пруссии, 35 концентрационных лагерей для военнопленных и 21 трудовой лагерь, в которых замучили 150 тысяч советских людей. И еще 150 тысяч советских воинов погибли тут на полях войны. Пусть вдумаются в эти цифры люди, желающие нового-старого названия. Никак иначе, как кощунством, не могу назвать их действия. По сути с инициативой выступают единицы, но им предоставляют телеэфир, газетную площадь для пропаганды идеи, которая - об этом прямо надо сказать - играет на руку желающим возврата к старому. Абсолютное большинство калининградцев надеются и в дальнейшем жить и работать в Калининградской области Российской Федерации и готовы за это бороться.
- В последнее время как в зарубежной, так и отечественной прессе появляются публикации, в которых довольно откровенно пишут о том, что одна из основных, если не главная, причин неуступчивости ЕС в проблеме Калининградской области - присутствие здесь военной группировки.
- Это домыслы. Я был участником практически всех ответственных переговоров Президента России с руководством ЕС, премьер-министра с руководством Швеции, Дании, Бельгии, Польши, Литвы. И никогда не то чтобы за столом переговоров, но даже в кулуарах так вопрос не ставился.
За все годы, прошедшие после распада Советского Союза, Балтийский флот не дал ни одного повода заподозрить себя в агрессивности. В результате военных реформ он стал компактным и выполняет те же функции, что и военно-морские силы других государств Балтийского моря. Балтийский флот сегодня - важный элемент стабилизации обстановки в регионе, обеспечения защиты интересов России с западного направления. О какой-то демилитаризации Калининградской области не может быть и речи.
Это подтвердил министр обороны России Сергей Борисович Иванов, который только что побывал на Балтийском флоте. Он четко и ясно сказал о том, что никаких сокращений военной группировки в области в дальнейшем не будет, численность флота доведена до оптимальной и в будущем предстоит замена устаревших кораблей новыми. Добавить к этому нечего.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker