на главную страницу

15 Августа 2002 года

Тема номера

Четверг

ЮГ РОССИИ - ФОРПОСТ ОТЕЧЕСТВА

На вопросы "Красной звезды" отвечает полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе Герой Российской Федерации Виктор КАЗАНЦЕВ

Александр ВЕКЛИЧ, "Красная звезда".



Беседа с полпредом Президента России в Южном федеральном округе началась с вопроса о чрезвычайных ситуациях в регионе, связанных со стихийными бедствиями, обрушившимися на Юг России. Как известно, после разрушительного паводка на Ставрополье, Кубани, в республиках Северного Кавказа стихия не прекратила свое смертоносное продвижение. Ливневые дожди и смерч, обрушившиеся на Новороссийск и прилегающие к нему поселки, добавили человеческого горя, страданий. Выразив соболезнование семьям жертв стихийных бедствий, Виктор Германович подчеркнул, что система противодействия ударам стихии на Юге России сегодня создана. Подразделения не только МЧС, но и всех силовых структур, органов государственной власти делают все возможное, чтобы уменьшить людские страдания. По словам полпреда, за каждым субъектом РФ, входящим в состав ЮФО, он закрепил по одному из своих заместителей, которые координируют действия по ликвидации последствий наводнения.Новороссийск тоже не явился исключением. Здесь создан оперативный штаб, который возглавляет первый заместитель полпреда Президента РФ в ЮФО Виктор Анпилогов. Ситуацию в этом регионе держит под постоянным контролем сам Виктор Казанцев. По его словам, здесь задействовано большое количество спасателей, оснащенных всем необходимым для работы в районе стихийного бедствия.

     - Виктор Германович, недавно информагентства сообщили, что согласно вашему распоряжению на Юге России пройдут учения поисково-спасательных служб...
     - Вопрос нужно рассматривать масштабнее. Нам необходимо учить руководителей низшего и среднего звена субъектов Федерации действиям в условиях стихийных бедствий. Этому мы уделим самое пристальное внимание. Учения такого характера мы намерены провести. Более того, не имеет смысла ограничиваться лишь разовым их проведением. Готовится целая система мероприятий. От профессионализма руководителей на местах зависит, насколько оперативно будут приниматься меры по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий. Цена этому - обеспечение безопасности населения Юга России.
     - Геополитическое значение Южного федерального округа таково, что он является форпостом нашего государства. В этой связи какие вопросы приходится в первую очередь решать полномочному представителю Президента России?
     - Прежде всего хочу подчеркнуть, что приоритет в нашей деятельности отдан обеспечению единства правового и экономического пространства на Юге России. Усилия сконцентрированы на выполнении главной задачи, которую поставил перед нами президент - установить прочный мир на Северном Кавказе, максимально повысить жизненный уровень населения, проживающего здесь.
     Безусловно, все эти вопросы взаимосвязаны. В прошлом году Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Юг России". Она уже фактически вступила в действие. Ее реализация направлена на то, чтобы через экономику связать воедино наш сложный регион. Главное сейчас - объективно оценить возможности экономики и политики на Юге страны. От этого в полной мере зависит активность всей нашей деятельности по конкретным направлениям.
     - Очевидно, важным фактором при этом является обеспечение стабильной общественно-политической обстановки на территории Северного Кавказа?
     - Должен отметить, что нам удалось урегулировать ряд конфликтных ситуаций. В целом нормализована обстановка в Карачаево-Черкесской Республике, значительно улучшены взаимоотношения Осетии и Ингушетии. Преодолены разногласия, возникшие между Калмыкией и Астраханской областью. Оказана существенная помощь по восстановлению разрушенного в Дагестане. Удовлетворяет меня и тот факт, что сформировано единое правовое поле. Люди начинают жить по законам, а не по понятиям, как это было кое-где. Все больше и больше многонациональное население, проживающее на Юге России, начинает это понимать. Словом, данный процесс уже необратим.
     Вместе с тем одной из острейших проблем остается стабилизация обстановки и обеспечение правопорядка в Чеченской Республике. Ни для кого не секрет, что ситуация в Чечне постоянно находится в поле зрения всех без исключения управленческих и административных структур ЮФО. Я регулярно встречаюсь с руководством республики непосредственно в Грозном, у нас в аппарате полномочного представителя. Активно прорабатываем вопросы возрождения Чечни, становления экономики этого субъекта Федерации, возвращения вынужденных переселенцев. Владея нынешней ситуацией в республике, верю, что люди, проживающие здесь, будут все больше возвращаться к миру. Они хотят жить, трудиться, растить детей в нормальных условиях, а не по указке бандитов. Наша задача - оказать им необходимую помощь.
     - Совершенный 9 мая теракт в Каспийске, можно сказать, сплотил людей. Каково ваше впечатление об оперативности реагирования в субъектах Федерации на беду, случившуюся в Дагестане?
     - Руководство ЮФО в первые же часы после происшедшей трагедии совместно с правительством Дагестана занялось организацией необходимых мероприятий по оказанию помощи пострадавшим. В первую очередь, конечно же, медицинской. Оперативно откликнулись субъекты федерации, которые входят в наш округ. Уже в ночь с 9 на 10 мая стали поступать медикаменты из Краснодарского края, Ставрополья. На следующий день в Дагестан пошли колонны грузовиков со всем необходимым из Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей, Северной Осетии. Для пострадавших были предоставлены медицинские учреждения субъектов округа. Никто не остался в стороне.
     - Какие меры предпринимаются силовыми структурами, чтобы не повторилась подобная трагедия?
     - Случившееся в Каспийске - наша общая боль. Тех, кто совершил теракт, не назовешь иначе как нелюди. Им нет пощады. Правоохранительные органы работают над тем, чтобы в ближайшее время были названы и понесли самое суровое наказание как исполнители, так и заказчики преступления. Оно, несомненно, будет раскрыто.
     В этой связи необходимо отметить, что вопросы борьбы с терроризмом, обеспечения безопасности наших граждан имеют сегодня приоритетное значение. Они находятся на постоянном контроле у Президента России. Подтверждение тому - совещание с полпредами в федеральных округах по вопросу усиления борьбы с преступностью. Проблемы борьбы с терроризмом были детально рассмотрены и на заседании Совета безопасности страны. Президент уделил им значительное внимание во время встречи в Сочи с руководителями субъектов Федерации Юга России.
     Несомненно, трагические события в Каспийске должны послужить нам серьезным уроком. Со своей стороны отмечу, что прорабатывается вопрос, касающийся необходимости структурных изменений в органах внутренних дел ЮФО с целью укрупнения и усиления специальных подразделений по борьбе с терроризмом. Силовые структуры совершенствуют профессиональную подготовку руководителей и сотрудников по вопросам организации и тактики противодействия терроризму и экстремизму.
     Исключительно актуальны для нас вопросы, связанные с укреплением государственной границы. Ликвидация бандгрупп, пытавшихся прорваться на российскую территорию из Панкисского ущелья Грузии, - наглядное тому подтверждение. Благодаря мужеству пограничников, военнослужащих Минобороны экстремисты были уничтожены.
     - Госдума приняла во втором чтении проект закона "О противодействии экстремистской деятельности". Какова ваша оценка этого документа?
     - Данный закон крайне необходим, поскольку он позволил бы решить многие проблемы, которые сегодня юридически не урегулированы. Как вы знаете, на Юге России мы уже получили ситуацию, когда религиозный экстремизм, именуемый ваххабизмом, пророс обильными всходами. Возникла реальная угроза национальной безопасности России и целостности южных рубежей.
     Дорогой ценой нам удалось остановить расползание этого зла по Северному Кавказу. В целом бандформирования, действующие под флагом ваххабизма, разгромлены. Но это еще не означает, что побеждена идеология религиозного экстремизма. Предстоит долгая и упорная работа. В полном объеме эта проблема будет решена лишь тогда, когда ваххабизм окажется лишенным возможности внедрять свою идеологию среди молодежи. Или такой пример. Под видом спортивных секций, клубов ваххабиты готовили отряды боевиков. Соответственно шло их финансирование. Мы должны поставить надежный правовой заслон любым проявлениям экстремистской деятельности. Надо понимать, что экстремизм - это раковая опухоль современной цивилизации, несущая потенциальную угрозу всему обществу.
     - Каковы, на взгляд профессионала, отдавшего несколько десятилетий службе в Вооруженных Силах, приоритеты при проведении военной реформы?
     - Прежде всего в ходе проведения военной реформы нам следует исходить из того, что для становления армии нового типа - мобильной и компактной - необходимо создать достойные социальные условия для военнослужащих и их семей. Не должны остаться без внимания и те, кто, отдав служению Родине годы жизни, увольняется из Вооруженных Сил. Им необходимо помочь найти свое место в новой жизни.
     Замечу, что опыт двух лет работы аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО по координации деятельности силовых и правоохранительных органов в интересах обеспечения национальной безопасности на Юге страны позволил нам определить ряд основных направлений. Они касаются непосредственно реализации задач в сфере военного строительства, проведения военной реформы и были предложены на недавнем заседании Совета безопасности.
     - Если не секрет, в чем их суть?
     - Во-первых, представляется необходимым, с учетом боевого опыта частей ОГВ(с) по проведению контртеррористических операций на Северном Кавказе, коренным образом улучшить взаимодействие между военными органами Минобороны, МВД, ФПС, ФСБ, дислоцированными в пределах федерального округа. Это касается решения ими совместных задач как по обороне страны, так и при проведении операций по борьбе с терроризмом, ликвидации последствий терактов и стихийных бедствий. Существенным условием успешного проведения военной реформы, на наш взгляд, является решение вопроса о переходе к межведомственным (сопряженным) унифицированным системам технического и тылового обеспечения и военного образования объединений, соединений и частей силовых и правоохранительных органов в рамках федерального округа.
     Полагаю, было бы правильно принять необходимые меры по созданию единой для федерального округа системы капитального ремонта и снабжения вооружением и техникой, построению по территориальному принципу складской, транспортной и медицинской инфраструктуры тыла.
     Специально хотел бы выделить вопрос о совершенствовании системы социального обеспечения в ходе военного строительства, повышении социального статуса военнослужащих и гражданского персонала силовых ведомств. По моему убеждению, без решения данного вопроса нам не удастся решить задачи военной реформы, сохранить костяк силовых структур государства - офицерские кадры. В этой связи мы взяли под особый контроль проверку соответствия нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления Федеральному закону "О статусе военнослужащих".
     Сегодня крайне важно принять меры по обеспечению офицеров и прапорщиков жильем. Требуется социальная и трудовая адаптация военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с проведением военной реформы. Одновременно будет целесообразным предусмотреть повышение уровня социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу по призыву, и членов их семей. В первую очередь - участников боевых действий, ставших инвалидами или погибших при исполнении обязанностей военной службы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker