на главную страницу

15 Августа 2002 года

Армия и общество

Четверг

Северный завоз

Петр АЛТУНИН,"Красная звезда".



     Крайний Север - это Новая Земля, Таймыр, Чукотка, Камчатка... Как говорится, край далекий, но нашенский. Край несметных богатств, суровой арктической природы, где девять месяцев зима, а остальное - лето...
     Мне не раз по долгу службы приходилось там бывать, не понаслышке знал, как нелегко солдатам и офицерам нести там службу, особенно зимой, в сорокаградусные морозы и метели. Но о них всегда проявлялась забота - и одежды теплой было в достатке, и питание по "северной норме" калорийное и вкусное.
     Правда, в начале 90-х годов в результате оргштатных мероприятий поубавилось войск на Севере, и в ходе этих, не всегда продуманных мероприятий, к тому же проходивших на фоне финансово-экономического кризиса в стране, в снабжении воинов-северян появились затруднения. Не хватало продовольствия и горючего, отчего с большими перебоями шло накопление грузов в пунктах их отправления. Возникали острые проблемы расчетов с поставщиками и руководителями речного и морского пароходства, требовавшими предоплату...
     Обстановка стала меняться к лучшему около пяти лет назад. К Северу, что называется, повернулись лицом. В Тыле Вооруженных Сил было установлено жесткое планирование, которое, как выразился начальник штаба Тыла генерал-лейтенант Дмитрий Булгаков, начиналось в тот день, когда кончался завоз текущего года, то есть в ноябре. Тут же у начальника штаба на видном месте появлялся график всех этапов реализации северного завоза. Брала под контроль ситуацию и созданная в штабе специальная группа по координации работы министерств и ведомств, причастных к завозу, сбору информации и оказанию помощи на местах.
     Безусловно, серьезным фактором стало и то, что на фоне стабилизации экономической обстановки в стране улучшилось обеспечение войск горючим и продовольствием. Снабжение Севера стало приобретать все более равномерный, устойчивый характер. В результате более-менее нормального финансирования органам ВОСО уже не приходилось ломать шапку перед судовладельцами, обещать им вернуть долги и чуть ли не отдавать себя в заложники...
     Так обстоит дело и сегодня. В декабре прошлого года была направлена в округа и на флоты директива начальника Тыла Вооруженных Сил - заместителя министра обороны РФ, в которой подводились итоги завоза материальных средств в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в навигацию 2001 года и ставились задачи на 2002 год. Если говорить конкретно - до 1 февраля организовать инвентаризацию запасов, до 1 мая на основе конкурсов произвести отбор судовладельцев и заключить с ними договора, до 25 мая завершить накопление необходимых грузов и т.п.
     Особенность этого года - завоз на Север проводится в условиях начавшегося процесса перехода на межведомственную унифицированную систему тылового обеспечения (МУСТО) войск. Уже действуют совместные приказы по Министерству обороны, Федеральной пограничной службе, Железнодорожным войскам и Спецстрою России об организации совместной работы в области снабжения. Во исполнение этих приказов из общего объема завозимых грузов часть приходится на другие "силовые" ведомства. Разумеется, она значительно возрастет, когда будут подписаны такие же "двусторонние" приказы с МЧС и МВД.
     Совместная работа дает положительный результат. Ведь когда "силовики" снабжали себя каждый в отдельности, то затрачивались и лишнее время, и дополнительные средства на фрахтовки судов, а денежные расчеты тянулись иногда годами. Дело доходило до курьезов. Несколько лет назад пограничники проявили "инициативу": сами зафрахтовали судно и закупили в Германии картофель. Пока растаможивали груз в портах, упустили время, а потом на Севере попали в ледовую обстановку. А между тем Ленинградский военный округ держал для них картофель и овощи в Архангельском порту...
     Теперь подобные недоразумения исключаются. Все идет по графику. В самые отдаленные и труднодоступные пункты - на Чукотку, к пограничникам - необходимые грузы уже доставлены. Из пунктов накопления - Мурманска, Усть-Кута, Енисейска, Красноярска, Владивостока - идут суда и танкеры. Это продукты, одежда, медикаменты, дизтопливо, уголь, дрова. К приему их готовы северяне в Тикси и Хатанге, Дудинке и Норильске.
     Вносит свой вклад в это важное дело и военная торговля. Здесь транспортные средства - авиация. Дело это непростое: нужны немалые деньги, много керосина. Тем не менее с начала года выполнено 38 рейсов и вручено северянам 500 тонн ранних овощей и фруктов, консервированных продуктов, товаров первой необходимости. Всего на год запланировано 80 рейсов.
     В целом же на 9 августа план завоза выполнен на 62 процента. Каких-либо неожиданностей, которые могут помешать полной его реализации, не предвидится.
     В этой связи следует отметить плодотворную работу начальника оперативного управления штаба Тыла полковника Дмитрия Древаля, полковников Александра Соловьева, Владимира Попова, подполковников Александра Лозовского, Сергея Зезина, представителей ВОСО генерал-майора Бориса Рыжикова, капитана 1 ранга Петра Истомина, кураторов завоза в СибВО полковника Дмитрия Ворогушина, в ЛВО - Виктора Курапова, на ТОФе - капитана 2 ранга Николая Коротуна и других. Это они, что называется, денно и нощно трудятся над "северами", держат руку на пульсе движения транспорта с юга на север, обеспечивая в сжатые сроки его прохождение по рекам и морям. Это им, разумеется с помощью Минобороны, командования Тыла, других министерств и ведомств, "на ходу" приходится бороться с административными "рифами" и "торосами", расчищать бюрократические преграды, решать различные проблемы.
     А проблем еще немало. До сих пор не решен вопрос об отдельной строке в бюджете - завоз на Север. Управлениям Тыла, ответственным за него, при каждом периодически получаемом денежном "транше" на общую потребность приходится в немалой степени напрягаться и перераспределять деньги, чтобы северные гарнизоны не остались в накладе.
     Недавно резко выросли цены на горючее, в частности на дизельное топливо, так необходимое на Крайнем Севере. Это тоже ударило по карману ЦУ РТГ, ведь цены-то были заложены в бюджет одни - скажем, 4 рубля за килограмм дизтоплива, - а сегодня оно в полтора раза дороже... Точно так же с начала года выросли тарифы на все виды транспорта, особенно на железнодорожный - с января на 17,5 процента, а с марта - еще на 16. Это тоже, пусть косвенный, удар и по северному завозу.
     Есть проблемы и в своем собственном хозяйстве. Кое-где (ДВО, ТОФ) еще не добились четкого планирования перевозок, недостаточно эффективно расходуются денежные средства, нет еще должного взаимодействия с тыловыми органами других "силовых" ведомств, до конца не произведены взаиморасчеты между ними за поставленные материальные средства.
     Но северный завоз еще ни разу не был сорван. Исключен такой вариант и в этом году.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker