на главную страницу

17 Августа 2002 года

Пульс планеты

Суббота

ВИВАТ, «ВИКТОРИЯ»!

Владимир МОХОВ, «Красная звезда». Портсмут - Москва. Фото автора.



В британском Портсмуте, по соседству с крупнейшей военно-морской базой Королевских ВМС, мы увидели изумительный по красоте парусник. Правда, со спущенными парусами и на кильблоках в сухом доке.

     - Разве вы не знаете? - удивленно вскинула брови переводчица. - Это же «Виктория»! Корабль легендарного адмирала Нельсона. Теперь корабль-музей...
     Ну как же не знаем. Знаменитый английский флотоводец, одержавший блистательные победы при Абукире, в Трафальгарском морском сражении, сразивший сердце леди Гамильтон...
     Портреты Нельсона есть едва ли не в каждом военно-морском вузе России, а его вклад в развитие тактики морских сражений, укрепление морской мощи Великобритании ни у кого не вызывает сомнений. Этот вклад и сделал его национальным героем Соединенного Королевства. А героев своих здесь чтят. И музеи их практически никогда не пустуют.
     Экскурсовод рассказал, что в обычные дни корабль принимает до двух тысяч посетителей, а в праздники их число возрастает в полтора-два раза. Бросилось в глаза, как много здесь детей. Для них предусмотрены специальные стенды-вопросники, с помощью которых можно проверить свои знания.
     Едут сюда практически со всей Европы. С неподдельным интересом осматривают кают-компанию адмирала, где он разрабатывал планы морских операций, пушки, ядра, прочую боевую начинку, которая сохранилась практически в первозданном виде. На корабле, спущенном на воду в ХVIII веке, сохранился даже деревянный палубный настил!
     Особое внимание привлекает латунная табличка на месте ранения Нельсона. Пуля из вражеского мушкета настигла его на палубе, когда «Виктория» вела тяжелый ближний бой с французским кораблем. Попав в левое плечо, пуля прошла через легкое и застряла в позвоночнике. Через три часа адмирал скончался. Перед этим он вызвал капитана и, спросив, как складывается бой, услышал: «Сэр, вы одержали победу». Франко-испанская эскадра была разгромлена, Трафальгарское сражение, вошедшее в историю военного искусства, выиграно.
     Интересно, что в начале позапрошлого столетия английским морякам, как и русским, выдавалось вино, пиво и даже ром с коньяком. Делалось это для того, чтобы не обезвоживался организм. Однако за пьянство... нещадно секли. Не разрешали и курить, поскольку пушки всегда были заряжены. Табак матросы только жевали, выплевывая затем в деревянные плевательницы.
     Впрочем, пересказывать экскурсовода - дело неблагодарное. Лучше все увидеть и услышать самому. Для человека, увлекающегося историей, близкого к военно-морской тематике, это непередаваемое удовольствие. Тут каждая деталь, каждый штрих из организации службы, устройства корабля наполняется особым смыслом. Что уж говорить о дилетантах, если даже нашим прожженным «морским волкам», оказавшимся волей случая в Англии, интересно было узнать, что развешанные на корабле кожаные ведра предназначены для пожаротушения, а площадь всех парусов «Виктории» составляла свыше 5.400 квадратных метров. Между прочим, и колонна адмирала Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне, где любят фотографироваться туристы, имеет точно такую же высоту, как мачта на корабле «Виктория».
     Не менее познавательным оказалось и посещение музея подводного флота Великобритании. Он, кстати, находится под патронажем министерства обороны. Несмотря на то, что музей расположен на территории бывшей базы подводных лодок, в стороне от основных туристических маршрутов, а добираться до него приходится по воде, «народная тропа» не зарастает и сюда. Администрация ставит целью довести число посетителей до 80 тысяч человек в год. И это вполне реально, поскольку совсем недавно, к 100-летию подводного флота Великобритании, экспозицию музея значительно расширили, здесь было построено новое здание.
     В музее выставлено четыре дизельных субмарины середины прошлого столетия. В чреве одной из них, построенной в 1945 году, мы побывали вместе с экскурсоводом. Его рассказ о тактико-технических характеристиках лодки, ее боевых возможностях, наши офицеры комментировали в том смысле, что советские «Щуки» в ту пору были ничуть не хуже, а, может, и лучше. Но что касается всего остального...
     Например, кают-компания на старенькой британской субмарине куда больше и функциональней, чем на наших послевоенных ПЛ. «А по сравнению с нашими подлодками времен Великой Отечественной это прямо-таки круизное судно!» - заявил один из бывалых моряков, отметив, что уровень комфортности, конечно же, несопоставим с нашим. В то же время, отметил он, внутреннее устройство лодки, компоновка и размещение вооружения, пожалуй, менее функциональны с точки зрения ведения боевых действий. У нас ведь все и всегда было направлено на боевую эффективность, а у них, получается, и на... комфорт.
     Здесь же, на территории музея, - мемориальная доска, на которой перечислены все британские подводные лодки, погибшие в сражениях или в результате неких трагических обстоятельств. Последняя надпись датирована 1955 годом, когда на субмарине «Сидон» в одном из отсеков произошел взрыв в результате большого скопления водорода, и она затонула.
     Есть в музее и раздел, посвященный нашим подводникам, их сотрудничеству с Королевскими военно-морскими силами. Самое почетное место отведено российским и советским наградам, которых были удостоены британские моряки. Теперь в экспозиции появилась книга писателя-мариниста капитана 1 ранга Владимира Шигина «АПРК «Курск» - послесловие к трагедии», которую мы вручили директору музея.
     Англичане не просто дорожат своей военной историей, а стремятся поставить ее на службу дню сегодняшнему, задачам воспитания подрастающего поколения. Глядя, с каким удовольствием британские мальчишки лазят по отсекам подводной лодки, исследуют самые дальние закоулки красавицы «Виктории», учатся вязать морские узлы в галерее адмирала Нельсона, невольно соглашаешься с тем, что в этом смысле они мало отличаются от наших пацанов.
     Отличаются иные взрослые... Которые предпочитают за копейки продать списанную субмарину на металлолом или приспособить ее под... ресторан. Может, поэтому у нас нет такого музея, как в британском Портсмуте, целиком посвященного подводному флоту. Но есть другие музеи, где представлены подчас уникальные экспонаты, и где... протекает потолок или идет дикая вонь из туалетов. И неправда, что такие «мелочи» не формируют отношения к собственной истории. В этом плане нам есть чему поучиться у консервативных англичан. Которые умеют совместить нормальный бизнес с государственной идеологией, с воспитанием детей в своих национальных традициях.
     Может, поэтому в день гибели адмирала Нельсона военно-морские офицеры Великобритании приезжают поклониться «Виктории». Не по команде. По зову сердца.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker