на главную страницу

17 Августа 2002 года

Музыкальный глобус

Суббота

...И ГАЛАНТНОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО КАВАЛЕРА

Игорь ЕРЕМЕЕВ.



Продолжаем рассказ об участниках грядущего масштабного московского фестиваля «Многая лета рок-н-роллу». Речь пойдет о несомненных любимцах российской публики Uriah Heep, уже не раз с аншлагом гастролировавших по нашей стране.

     В 1969 г. гитарист Мик Бокс и вокалист Дэвид Байрон (оба начинали в The Stalkers и The Spice) уговорили клавишника Кена Хенсли уйти из Toe Fat и составить вместе с ними Uriah Heep (название - не что иное, как имя персонажа романа Чарлза Диккенса «Дэвид Копперфильд»). Присоединившиеся к этой троице барабанщик Алекс Напье и поющий басист Пол Ньютон играли прежде все в тех же The Spice.
     В процессе записи дебютного альбома «Очень тяжелый, очень простой» (1970), вполне соответствующего названию, Напье ушел из состава, его заменил Найджел Олссон. Последний помог оставшимся без ударника музыкантам при работе в студии, после чего примкнул к группе начинающего тогда Элтона Джона. На этом чехарда с барабанщиками не закончилась. После Кейта Бэйкера (альбом «Солсбери» (1970) с 16-минутным одноименным эпосом и нетленной «Леди в черном») в рядах появился Иэн Кларк, увековечивший свое имя участием в исполнении «Июльского утра» («Взгляни внутрь себя», 1971). Проблема с барабанщиками окончательно была решена во время записи диска «Демоны и колдуны» - Хенсли позвал в состав своего былого коллегу по Toe Fat Ли Керслэйка. Одновременно группа распрощалась с Ньютоном и с приходом на его место новозеландского басиста Гари Зэйна, игравшего прежде с Кифом Хартли, преобразовалась в свой коронный состав.
     Итак, воодушевленные музыканты в 1972 г. выдали сразу два, пожалуй, лучших своих творения - полные образов чародеев и мистических символов альбомы «Демоны и колдуны» и «День рождения волшебника». Выпущенный в 1973 г. недооцененный по достоинству «концертник» «Живьем» в январе» предварил появление стиля «хэви-метал» - во многом отсутствием надоедливых репетиций, губительно сказывающихся на этом жанре. Зато журналисты весьма благосклонно отнеслись к «Сладкой свободе» (1973) и «Удивительному миру» (1974).
     Не выдержав испытания славой, Зэйн пристрастился к наркотикам, и проблемы, связанные с этим обстоятельством, вынудили его уйти из состава. Он умер 19 марта 1976 г. Место Зэйна на 18 месяцев занял басист Джон Уэттон (King Crimson), который успешно справился со своими обязанностями на альбомах Uriah Heep «Возвращение к фантазии» (1975) и «Высокий и могучий» (1976).
     В августе 1976 г. вместе с Уэттоном ушел Байрон. А с потерей Байрона Uriah Heep навсегда лишились своего «товарного знака», каковым, несомненно, являлся его выразительный вокал. Согласно одной версии, на решение Дэвида покинуть группу повлияли распри в коллективе и стремление к самореализации (с 1975 по 1977 годы он выпустил три «сольника»). В соответствии с другой - его из ансамбля просто выгнали из-за того, что неумеренное пристрастие к алкоголю мешало ему владеть собой на концертах. Как бы то ни было, 1 марта 1985 г. Байрон был найден в своей квартире мертвым без следов насилия.
     Оставшиеся Бокс, Хенсли и Керслэйк взяли себе в партнеры вокалиста Джона Лоутона (потом его сменяли Джон Сломэн и Питер Голби, а сегодня поет Берни Шоу) и Тревора Болдера, бывшего басиста Дэвида Боуи. Альбомы «Светлячок» (1977), «Невинная жертва» (1977), «Падший ангел» (1978) и «Завоевание» (1980) показали, что группа продолжает скатываться вниз. Ясно, что не улучшил положение и уход в 1980 г. главного автора Хенсли. И ни Джон Синклер, ни Фил Лэнцон так и не смогли стать его достойной заменой. Для полноты картины остается перечислить так и не ставшие событием студийные пластинки «Абоминог» (1982), «Главный кулак» (1983), «Экватор» (1985), «Бушующая тишина» (1989), «Разный мир» (1991), «Море света» (1993) и «Реактивный оригами» (1997).
     Главный вклад Uriah Heep в популярную музыку - создание стиля «помпезный рок», которому присущи подчеркнутая экзальтация, некоторая напыщенность, иногда храмовая торжественность, сочетающиеся с галантностью средневекового кавалера.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker