на главную страницу

17 Августа 2002 года

Линия жизни

Суббота

За поддержкой — в органы правопорядка

На вопросы «Красной звезды» отвечает военный прокурор Сибирского военного округа генерал-майор юстиции Олег ГАЛЛЯМОВ

Беседовал Николай КИРМЕЛЬ.



     - Олег Ринатович, в начале нашей беседы хотелось бы поговорить о результатах деятельности военной прокуратуры округа за семь месяцев 2002 года.
     - За этот период оперативный состав проделал значительную работу по укреплению законности и правопорядка в поднадзорных войсках. Нами проведено около 3 тысяч проверок, из которых 95,8 процента результативные, выявлено свыше 4.900 нарушений законов. Командованию внесено более тысячи представлений, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечены около 1.200 должностных лиц, а к материальной – более 480. Средствами надзора государству возмещен ущерб на сумму свыше 26 млн. рублей, восстановлены права более 28 тысяч человек.
     В этом году повысилась оперативность предварительного следствия. За шесть месяцев окончено 958 уголовных дел, в ходе их расследования в казну возвращено около 8 млн. рублей. Военной прокуратурой раскрыто более 100 преступлений, совершенных в условиях неочевидности, в том числе 5 умышленных убийств и столько же причинений тяжкого вреда здоровью, 48 преступлений против собственности, разысканы 503 уклониста, 6 единиц огнестрельного оружия, свыше 6.800 патронов, несколько килограммов взрывчатых веществ...
     За сухими цифрами стоит кропотливый и напряженный труд сотрудников военной прокуратуры. Но я хочу заострить внимание читателей не только на успехах своих подчиненных. Правоохранительные органы, командование СибВО беспокоят нарушения законных прав военнослужащих отдельными должностными лицами, травматизм и преступность в войсках.
     - Какие преступления наиболее характерны для офицерского корпуса? Что их «подпитывает»?
     - Если более 10 лет тому назад доля офицерской преступности была ничтожно мала, то сегодня, к сожалению, факты говорят об обратном. Есть злоупотребления служебным положением, хищения материальных ценностей и даже уклонения от военной службы. В этом году закончено производство 86 уголовных дел в отношении офицеров, в т. ч. и корыстной направленности. Одна из основных причин – низкий жизненный уровень военнослужащих и членов их семей, длительная нерешенность социально-бытовых проблем, отсутствие жилья. Необходимость поиска дополнительных источников средств для существования способствует криминализации офицерского состава. Вот лишь несколько примеров.
     К 4 годам лишения свободы в колонии общего режима осужден военный комендант станции и порта «Омск» подполковник Г. Михайленко, который, злоупотребляя служебным положением, за государственный счет перевозил «иномарки» из Владивостока в Омск и Новосибирск. Командир танкового полка полковник В. Сидоров, его заместитель по тылу майор И. Моисеенко, начальник продслужбы майор В. Машталь и начальник продсклада прапорщик Ю. Блудов на протяжении двух лет присваивали продовольствие и денежные средства, тем самым нанесли части ущерб на 1 млн. 850 тыс. рублей, за что получили длительные сроки лишения свободы с конфискацией имущества. Подполковник Н. Мокрий вместе со своим заместителем похитили из части материальные и денежные средства на огромную сумму – более 11 млн. рублей.
     Увы, уголовные наказания одних не удерживают от противоправных действий других. Практика показывает, что лишь репрессивными мерами, снизить офицерскую преступность невозможно. Ведь военнослужащему, чье социально-бытовое положение оставляет желать лучшего, трудно удержаться от соблазна. Тем более если по роду своей служебной деятельности он связан с материальными ценностями. Как говорится, быть у воды и не напиться.
     В то же время я хочу подчеркнуть, что подавляющее большинство офицеров и прапорщиков стойко переносят тяготы и лишения, пытаются решить назревшие проблемы законным путем, в том числе обращаясь за поддержкой в правоохранительные органы.
     - Находят ли военнослужащие помощь в правоохранительных структурах? Какие спорные проблемы вам приходится решать?
     - Надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав и интересов военнослужащих, охрана их жизни и здоровья, создание безопасных условий службы – приоритетное направление работы военной прокуратуры округа. Нами проведено 257 проверок (в 2001 году – 185). Командованию внесено 142 представления, возбуждено 112 уголовных дел, более 200 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности, восстановлены законные права свыше 5.000 военнослужащих.
     Много спорных моментов, ущемлений прав людей в погонах возникает из-за дефицита жилья. Ведь число очередников в СибВО растет. Если в 2001 году были зарегистрированы 6.330 военнослужащих, не имеющих квартир или нуждающихся в улучшении жилищных условий, то в первой половине 2002 года – уже 6.831 человек. Причина не только в нехватке денежных средств, выделяемых Правительством России на строительство жилья, но и в крупномасштабном реформировании, сопровождавшемся передислокацией войск. Немаловажными являются и субъективные факторы – неудовлетворительная работа должностных лиц, нарушения в войсках жилищного законодательства.
     Так, в Гусиноозерском гарнизоне жилые помещения используются не по назначению, в Нерчинском - начальник КЭЧ района предоставил квартиры лицам, не имеющим отношения к военной службе. В Алейском и Борзинском гарнизонах 47 человек, получивших при увольнении в запас квартиры по избранному месту жительства, незаконно удерживают жилье в военных городках. Многочисленными проверками установлено, что не на должном уровне проводится работа по реализации государственных жилищных сертификатов. В текущем году ГЖС получены лишь на 30% от имеющейся потребности.
     - Проводимые в СибВО оргштатные мероприятия затронули судьбы тысяч людей, как военных, так и гражданских. Соблюдались ли их права при увольнении?
     - К сожалению, не везде. Военной прокуратурой СибВО и военными судами Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского округов удовлетворено около 30 жалоб военнослужащих. Военными прокурорами гарнизонов разрешено 374 обращения, из которых удовлетворено каждое третье. Приведу лишь несколько фактов.
     Командование общевойсковым объединением в нарушение закона исключило из списков части полковника В. Козлова, не обеспечив всеми видами довольствия. Новосибирский гарнизонный военный суд признал приказ незаконным. Истцу выплачено положенное денежное довольствие, а также возмещен причиненный моральный ущерб. По протесту военного прокурора Борзинского гарнизона отменен незаконный приказ командира части полковника А. Александрова об увольнении в запас Е. Михалевой, которая восстановлена на службе.
     Не обошлось без нарушений законодательства и в отношении лиц гражданского персонала, уволенных при сокращении штатов. Так, 15 работников воинской части, где командиром майор медслужбы В. Сажнов, обжаловали через суд незаконное решение об их увольнении.
     Я вовсе не хочу обвинить всех должностных лиц, ущемивших права своих подчиненных, в злом умысле или корыстных побуждениях. Беда заключается еще и в том, что многие начальники должным образом не знакомы с нормативно-правовыми актами, касающимися их деятельности. Отсюда ошибки, просчеты…
     Осуществляя надзор, сотрудники военной прокуратуры досконально разбираются с жалобами военнослужащих, стоя на страже закона, стараются помочь в разрешении проблем. Наверное, поэтому в правоохранительные органы и обращаются офицеры, прапорщики, гражданский персонал.
     - А как исполняется в войсках законодательство об охране жизни и здоровья военнослужащих, о создании безопасных условий службы?
     - Анализ проведенных в первом полугодии контрольных прокурорских проверок свидетельствует, что, несмотря на принимаемые командованием округа меры, неэффективная деятельность отдельных должностных лиц по исполнению законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья военнослужащих, не получила принципиальной оценки.
     По-прежнему сохраняется высокий уровень заболеваемости среди солдат по призыву. Наиболее характерно это для воинских частей, которыми командуют полковники А. Клименко, Е. Мишин, А. Партионов, подполковник В. Скидоненко.
     Недобросовестное отношение отдельных командиров и начальников к решению вопросов материально-бытового обеспечения личного состава создает предпосылки для возникновения вспышек инфекционных заболеваний, что негативно сказывается на боеготовности воинских частей.
     Под особым контролем военной прокуратуры находятся факты травматизма. Военнослужащие получают увечья в основном из-за нарушений техники безопасности при выполнении различных работ, а также в результате неуставных взаимоотношений.
     Со своей стороны мы ведем бескомпромиссную борьбу с насилием, в представлениях указываем на недоработки командирам, возбуждаем уголовные дела в отношении казарменных хулиганов. В то же время хочу отметить, что лишь одними уголовными мерами данную проблему не решить. Помимо этого, нужна кропотливая работа по воспитанию подчиненных, забота об их нуждах. Попустительство, сокрытие фактов неуставных взаимоотношений только способствуют процветанию негативных явлений в воинских коллективах.
     Задачи по укреплению законности и правопорядка в соединениях и частях мы решаем в тесном контакте с командованием Сибирского военного округа, руководителями других силовых структур. Благодаря деловому взаимодействию эффективно ведется борьба с преступностью, на должном уровне поддерживается боеготовность и боеспособность войск, обеспечиваются права и законные интересы военнослужащих.
     - С 1 июля введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Олег Ринатович, оказалась ли готовой к этому военная прокуратура СибВО?
     - В истекшем полугодии мы самым тщательным образом готовились к работе в новых условиях уголовного судопроизводства. Аппаратом прокуратуры округа проведены учебные сборы со следователями, прокурорскими работниками, а также занятия с военными прокурорами гарнизонов и их заместителями.
     Заблаговременно открыты депозитные счета военных прокуратур гарнизонов для учета финансовых средств, внесенных обвиняемыми, подозреваемыми, другими физическими и юридическими лицами для обеспечения залога, а также денег, вырученных от реализации вещественных доказательств.
     В каждой военной прокуратуре гарнизона оборудованы комнаты для проведения опознаний в условиях, исключающих визуальное наблюдение, внесены необходимые изменения в приказы о распределении обязанностей, изготовлены бланки процессуальных документов.
     Нами скоординирована деятельность органов дознания, а командующим войсками СибВО издана и направлена в части соответствующая директива. В целом разрешены вопросы организации конвоирования обвиняемых и подозреваемых, обеспечены условия их содержания, исключающие угрозу здоровью. Таким образом, новый УПК не застал нас врасплох. Проведенные мероприятия позволяют нам на высоком уровне проводить работу по укреплению законности и правопорядка в поднадзорных войсках.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker