на главную страницу

20 Августа 2002 года

Пульс планеты

Вторник

Трудный путь к cтабильности и безопасности

Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».



Одной из первых центральноазиатских республик, выступившей буферной зоной для международных террористов и сыгравшей далеко не последнюю роль в обеспечении проведения антитеррористической операции на территории Афганистана, стал Таджикистан. В этой связи республика стала объектом пристального внимания иностранных государств.

     
НАША СПРАВКА
     Таджикистан- унитарная республика. Глава государства и исполнительной власти - президент. Высший законодательный орган - Маджлиси Оли. Страна граничит с Афганистаном (1.206 км), Китаем (414 км), Киргизией (870 км), Узбекистаном (1.161 км). Общая протяженность границ - 3.651 км. Площадь территории республики составляет 143,1 тыс. кв. км (93-е место в мире). Численность населения - свыше 6,5 млн. чел. (95-е место в мире, июль 2001 г., CIA) с плотностью - 46 чел./кв. км. Годовой прирост населения составляет около 2,12 процента.
     Вооруженные силы созданы в 1995 году. Состоят из сухопутных войск, войск ПВО и ВВС. По данным Лондонского института стратегических исследований, на 2001 год общая численность вооруженных сил составляет около 15 тыс. человек.
     Сухопутные войска- 7-10 тыс. чел. Структура: 2 мсбр, 1 аб, 1 дес.-штурм. бр. Вооружение: 40 Т-72, 85 БМП-1/2, 40 БТР-60/70/80, 12 122-мм Д-30, 12 122-мм минометов М-120.
     ПВО- около1 тыс. чел. Структура: 1 зрп. Вооружение: 20 ЗРК С-75/125.
     ВВС - до1 тыс. чел. 1 овп, состоящий из 15 вертолетов (5 Ми-24, 10 Ми-8).
     К воинским формированиям также относятся:

     Пограничные войска- 1,2 тыс. чел. Таджикские пограничники самостоятельно охраняют участок границы в 80 км под контролем российской группы ФПС. Тыловые подступы к таджикско-афганской границе охраняют также погранвойска Таджикистана.
     Формирования МВД- 3,5 тыс. чел. Состав: 1 отд. бр., 1 опер. бр. особого назначения, 2 спецотряда (горных егерей и горнолыжников). Вооружение: 10 Т-72, 14 БМП-2, 22 БТР-80, 10 гаубиц, 6 комплектов зенитных установок, батарея 120-мм минометов, 3 РСЗО «Град», 2 Ми-8.


     Новые друзья или выгодные попутчики?

     Буквально спустя три месяца после того, как в марте президент США Джордж Буш дал высокую оценку помощи Таджикистана в борьбе с международным терроризмом, советник заместителя государственного секретаря США Линн Паско заявил, что Соединенные Штаты намерены увеличить помощь республике как в гуманитарной, так и в экономической сферах. Ранее же посол США в Таджикистане Франклин Хаддл отмечал, что Вашингтон оказывает Душанбе всестороннюю поддержку, в том числе продовольственную. «На душу населения эта помощь в несколько раз больше, чем для любой другой республики Центральной Азии», - подчеркнул он.
     Вместе с тем огромное внимание уделяется и взаимодействию по линии военно-технического сотрудничества. Так, в конце июля состоялась беседа министра обороны Таджикистана Шерали Хайруллоева с вышеупомянутым Франклином Хаддлом, на которой американский дипломат заявил, что США заинтересованы в создании высокопрофессиональной и эффективной таджикской армии и готовы оказать всяческое содействие в подготовке национальных военных кадров. В этой связи следует напомнить, что в январе администрация Джорджа Буша сняла запрет на поставки оружия и военной техники из США в Таджикистан, а также их сервисное обслуживание. Официальный представитель госдепартамента Ричард Баучер подчеркнул тогда, что вывод Таджикистана из-под действия санкций произошел главным образом благодаря поддержке, которую Душанбе оказывает Вашингтону в рамках международной антитеррористической операции.
     Однако, как отмечают эксперты, подоплека здесь в другом - США начали активное продвижение рынка сбыта своих вооружений на постсоветское пространство. И Центральная Азия не исключение. В конечном итоге это сулит Вашингтону не только богатые экономические, но и политические дивиденды. Ведь для США сейчас очень важно закрепиться в регионе, причем раньше других. Но Америка не единственная, кто сегодня проявляет повышенное внимание к региону в целом и к Таджикистану в частности. Так, в январе, когда состоялась встреча Шерали Хайруллоева и его тогдашнего французского коллеги Алена Ришара, было положено начало военно-техническому сотрудничеству между Таджикистаном и Францией. Тогда глава французского оборонного ведомства заявил, что «мы будем развивать наши отношения в разных областях, и прежде всего в военно-технической сфере». Вслед за Аленом Ришаром Душанбе посетил начальник штаба вооруженных сил Франции генерал Жан-Пьер Кельш. В ходе его визита рассматривались уже конкретные аспекты военно-технического сотрудничества двух стран. По словам Кельша, Франция готова принять участие в реконструкции и восстановлении таджикского военного аэродрома, расположенного в прилегающем к Душанбе поселке Айни. Надо сказать, что именно французские военные эксперты первыми занимались изучением технического состояния аэродрома с целью возможного использования авиабазы. Они-то и определили, что затраты на полное восстановление «Айни» с учетом стандартов НАТО составят примерно 50 млн. долларов США. В этой связи был поднят вопрос о долевом участии стран - участниц антитеррористической коалиции в восстановлении и модернизации аэродрома.
     Несмотря на некоторые спорные вопросы, касающиеся делимитации таджикско-китайской границы, в последнее время существенно активизировалось сотрудничество Душанбе и Пекина. 27 мая в столице Таджикистана было подписано соглашение о взаимодействии двух стран в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. А буквально на днях в Душанбе с рабочим визитом побывала делегация народно-освободительной армии КНР во главе с заместителем командующего Ланджоуским военным округом генерал-лейтенантом Джан Шоу Джаном. В ходе переговоров с министром обороны Таджикистана, как сообщалось, обсуждались вопросы реализации договоренностей по военному и военно-техническому сотрудничеству. Известно, что сейчас в китайских вузах проходят подготовку свыше 20 таджикских офицеров. Кроме того, китайская сторона пообещала предоставить Таджикистану безвозмездную помощь в один миллион долларов для нужд госпиталя министерства обороны республики. Примечательно, что в течение последних трех лет Китай дважды оказывал материальную помощь военному ведомству Таджикистана на сумму пять и восемь миллионов юаней (около 1 млн. 700 тыс. долларов США).
     Сотрудничество в военной сфере заметно активизировалось и с Индией. В феврале перспективы военного и военно-технического сотрудничества обсуждались в ходе визита в республику командующего ВВС Индии маршала авиации Сатиша Джайна. Речь шла прежде всего о подготовке военных кадров для таджикских вооруженных сил, а также участии индийской стороны в восстановлении и реконструкции вышеупомянутого военного аэродрома «Айни». Вопросы военно-технического сотрудничества затрагивались и в ходе августовского визита в Таджикистан заместителя министра иностранных дел Индии Раджендра Абхаянкара. Кстати, тогда он напомнил, что Дели направил в республику продовольственную помощь на сумму 5 млн. долларов США.
     Надо сказать, что сразу же после начала антитеррористической операции в Афганистане Таджикистан дал согласие на использование силами коалиции своего воздушного пространства, а также нескольких гражданских аэропортов и аэродрома министерства обороны. Однако реально используется только душанбинский аэропорт. Это связано с тем, что аэродром в пограничном с Афганистаном таджикском городе Куляб (300 км южнее столицы) не устроил американцев из-за его неудовлетворительного технического состояния и дороговизны переоборудования. Тем не менее недавно в прессе появились сообщения о том, что США все же начали восстановительные работы. Ремонту подлежат взлетно-посадочная полоса длиной 2,5 километра, рулежные дорожки и диспетчерский пункт, которые были повреждены или разрушены в ходе гражданской войны.
     Что касается столичного аэропорта, то здесь базируются самолеты ВВС Франции и свыше 100 французских военнослужащих. В Душанбе совершает транзитные посадки и авиация США. Ежедневно приземляется от 2 до 5 тактических военно-транспортных самолетов C-130 «Геркулес». Пентагон категорично заявляет, что американская сторона использует аэропорт исключительно для дозаправки военно-транспортных самолетов, участвующих в антитеррористической операции в Афганистане, а информация об их базировании здесь и наличии военных складов не соответствует действительности. Поводом для таких заявлений стала просочившаяся в прессу информация о том, что вот уже несколько недель на аэродроме базируются 8 «Геркулесов» ВВС США, а американскими военнослужащими разбит палаточный городок и строятся объекты, предназначенные для складирования боеприпасов, включая авиационные бомбы.

     Наши связи по-прежнему крепки

     Следует отметить, что до начала антитеррористической операции в Афганистане все три стоянки душанбинского аэродрома занимали российские авиаторы. С началом операции 10-я стоянка была передана французским летчикам, 11-я - американским, 12-я осталась у россиян. В этой связи, как сообщил представитель штаба 201-й дивизии, возникли некоторые проблемы в период проведения полетов по плану боевой подготовки отряда штурмовой авиации, приданного 201-й дивизии, а также при приеме еженедельно прибывающего из России транспортного самолета Ил-76 с личным составом и грузами.
     На этом фоне появились и сообщения о намерениях таджикской стороны взимать арендную плату с России за нахождение в республике российских военнослужащих. Однако впоследствии информация об аренде была опровергнута секретарем совета безопасности Таджикистана и даже самим президентом республики. При этом они особо подчеркивали, что Россия и Таджикистан - давние стратегические партнеры. В рамках двустороннего военно-технического сотрудничества России и Таджикистана на территории последнего успешно функционирует Объединенная система ПВО СНГ и совместной охраны воздушного пространства Содружества. В республику периодически прибывают группы российских специалистов, которые оказывают практическую помощь войскам ПВО Таджикистана в налаживании технических средств. Как сообщил командующий ПВО таджикскими силами генерал Акбар Каюмов, в середине июля в Душанбе прибыла группа российских военнослужащих, которые проверили техническое состояние ПВО и в последующем будут следить за настройкой радиолокационного оборудования и зенитно-ракетных установок.
     Таджикистан не только член Договора о коллективной безопасности (ДКБ) стран - членов СНГ, но и высоко оценивает роль этого договора. Как заявил секретарь совета безопасности республики Амиркул Азимов, ДКБ «в целом оправдал свое предназначение, во многом способствовал решению задач по обеспечению национальной безопасности государств-участников в сложный период становления и укрепления их независимости». По его словам, коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), созданные в рамках договора, сыграли «неоценимую роль» в стабилизации ситуации в республике, в становлении национальной армии и погранвойск.
     В настоящее время российской и таджикской сторонами детально прорабатываются основные параметры, содержащиеся в четырех соглашениях, касающихся функционирования российской военной базы. Договор о преобразовании 201-й мсд, дислоцированной в Таджикистане на постоянной основе, в военную базу был подписан главами государств 16 апреля 1999 года и ратифицирован парламентами двух стран в 1999-м и 2001 годах. В результате предварительных договоренностей российская военная база будет располагаться на южной окраине Душанбе, а одно из подразделений - в городе Кулябе.
     Напомним, что подразделения российской 201-й мотострелковой дивизии регулярно проводят командно-штабные тренировки, которые впоследствии перерастают в практические занятия. Основная цель маневров - отработка методов борьбы с террористическими и экстремистскими группировками. Согласно плану боевой подготовки проводят и более масштабные учения. При этом сначала отрабатываются задачи на картах, а затем проводятся полевые выходы с применением бронетехники и боевой стрельбой на войсковых полигонах.

     Экстремизму говорят нет

     В последнее время все чаще поступают сообщения, что небольшие группы боевиков, в том числе ИДУ, в северных провинциях Афганистана ищут каналы переброски террористов и наркотиков в Таджикистан. В этой связи Российская пограничная группа в Таджикистане приняла упреждающие меры и усилила охрану участков таджикско-афганской границы напротив афганской провинции Бадахшан. На этом направлении увеличен личный состав застав как российских, так и таджикских пограничников.
     Вместе с тем президент республики Эмомали Рахмонов заявил, что слухи о нестабильности в регионе специально нагнетаются определенными политическими силами с целью воспрепятствовать поступлению иностранных инвестиций в экономику республики и подорвать имидж страны на международной арене. «Есть силы, которые не хотят, чтобы помощь оказывалась именно тем, кто первым начал борьбу против талибов», - сказал Рахмонов. Тем не менее президент Таджикистана выразил озабоченность ростом религиозного экстремизма в стране, политизацией отдельных священнослужителей, участием их в политических партиях.
     В этой связи следует отметить, что в последние годы в Центральной Азии, в том числе и Таджикистане, заметно активизировала свою деятельность запрещенная радикальная партия «Хизби-ут-Тахрир». Большинство членов этой незаконной организации действуют на севере Таджикистана в Сугдской области, но зарегистрированы случаи распространения ими агитационных листовок в Душанбе и прилегающих к столице районах. Хорошо известно, что лидеры «Хизби-ут-Тахрир» давно поддерживают связи с радикальными религиозно-экстремистскими и международными террористическими организациями, в том числе «Аль-Каидой» и «Талибан». Участники «Хизби-ут-Тахрир» ставят конечной целью свержение существующего государственного строя и установление на месте бывших советских среднеазиатских республик исламского государства по типу средневекового халифата. Первые партийные ячейки «Хизби-ут-Тахрир» появились в Таджикистане в 1998 году - после массовых арестов исламских экстремистов в соседнем Узбекистане. Сейчас, по оценкам экспертов, на севере Таджикистана подпольную деятельность ведут около 2.500 сторонников запрещенной партии. В последние три года за призывы к насильственному свержению власти, разжигание религиозной и национальной вражды арестованы и приговорены к различным срокам заключения свыше ста активистов «Хизби-ут-Тахрир». Следует отметить, что выявлять религиозных фанатиков чрезвычайно трудно, поскольку партия крайне законспирирована.

     Опий ищет новые жертвы

     Наряду с экстремистами активно стремится привлечь в свои ряды все больше граждан и наркомафия. Следует отметить, что в самом Таджикистане, по официальным данным, зарегистрированы свыше 6 тысяч больных наркоманией. Однако по неофициальным данным эта цифра в 8-10 раз больше.
     В сети наркобизнеса попадают и сотрудники таджикских спецслужб. Так, на днях МВД Таджикистана возбудило уголовное дело по обвинению офицера министерства безопасности республики капитана Мамасадыка Исматова в попытке контрабанды крупной партии наркотиков. В ходе обысков на его квартире и в служебном кабинете обнаружено и изъято около 8 килограммов героина.
     Легкой наживы жаждут и более высокие чины. Бывший заместитель министра обороны республики Николай Ким был приговорен к 13 годам лишения свободы за соучастие в контрабанде крупной партии наркотиков. В апреле 1998 года полковник, используя служебное положение и подведомственную ему авиацию, предоставил возможность своим пособникам переправить военным бортом в северную Согдийскую область из Душанбе свыше 86 кг опия-сырца и около 0,5 кг героина. Кроме этого, ему инкриминировалось хищение из военной казны свыше 5 тысяч долларов.
     О довольно непростой ситуации в республике в этом плане свидетельствует недавний инцидент, когда таджикский офицер-пограничник и трое жителей кишлака Парвор были взяты в заложники сторонниками афганского полевого командира Иноята Ятулло, контролирующего Рагскую зону Афганистана и занимающегося наркоторговлей. Ранее Ятулло поставил таджикам партию наркотиков на сумму 80 тысяч долларов США. Однако его подельники с таджикской стороны после совершения сделки не вернули деньги. Когда же наркоторговец попытался выбить деньги из таджиков силой, то был убит. Брат убитого решил вернуть «зеленые» и захватил с этой целью заложников.
     По данным таджикских спецслужб, в среднем через республику транзитом переправляется ежегодно от 80 до 100 тонн наркотиков, и только около 5 тонн из них задерживаются сотрудниками соответствующих ведомств. Всего с начала года правоохранительными органами республики изъято свыше 800 килограммов наркотиков, а с учетом изъятых российскими пограничниками этот показатель превысил 2.200 килограммов, три четверти которых составил героин. Как сообщил директор ФПС РФ Константин Тоцкий, наркоситуация на таджикско-афганской границе не улучшилась. «К сожалению, - отметил он, - наркотики в Афганистане по-прежнему производятся». Ссылаясь на данные международных экспертов, генерал сказал, что на севере Афганистана расширяются посевы наркосодержащих растений, появляются новые лаборатории по производству героина. Эксперты сходятся во мнении: антитеррористическая операция в Афганистане пока не привела к уменьшению производства наркотиков в этой стране и ослаблению наркотрафика за ее пределы. Среди конфискованных на таджикско-афганской границе наркотиков все больше преобладает героин.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker