на главную страницу

22 Августа 2002 года

Тема номера

Четверг

Август под знаком беды

Александр Веклич, Роман Фомишенко, «Красная Звезда».



     Указ Президента Российской Федерации
     «Об объявлении траура в связи
     с авиационной катастрофой,
     происшедшей на территории
     Чеченской Республики»
     В результате авиационной катастрофы военного вертолета Ми-26, происшедшей 19 августа 2002 г. на территории Чеченской Республики, имеются многочисленные жертвы.
     Выражая скорбь по погибшим и соболезнуя их родным и близким, постановляю:
     1. Объявить 22 августа 2002 г. днем траура в Российской Федерации.
     2. В день траура на всей территории страны приспустить государственные флаги Российской Федерации.
     3. Рекомендовать учреждениям культуры и телерадиокомпаниям отменить развлекательные мероприятия и передачи в день траура.
     4. Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших.
     5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
     Президент Российской Федерации
     В. ПУТИН.
     Москва, Кремль,
     20 августа 2002 г.

     Август для России, похоже, становится «черным» месяцем. Из года в год он проходит под знаком беды. Дефолт, трагедия в Баренцевом море. Не обошлось и в этот раз.
     В понедельник 19 августа в небе Чечни произошла катастрофа, по своим масштабам сравнимая с гибелью экипажа АПРК «Курск». Еще спустя чуть больше суток, как бы подчеркивая дурную особенность последнего летнего месяца, случилась очередная трагедия в Москве – сильный взрыв «выгрыз» из кирпичной «шестиэтажки» целый подъезд с его жильцами…
     Относительно катастрофы вертолета некоторые СМИ уже поторопились с громкими циничными версиями. Дескать, вертолет был перегружен, и это серьезно затруднило действия пилотов на переходных режимах полета. Что, мол, причиной возгорания двигателя стала его предельная изношенность. Корреспондент одной из центральных московских газет «загнул» еще куда «катастрофичнее»: «…сгоревшая «вертушка» была из ряда тех, о которых говорят, что она «из трех «вертушек» собрана»…
     Полно вам, господа, дилетантствовать! В погоне за дешевой сенсацией вы бросаете тень, незаслуженно мараете тех, кто до последнего боролся за спасение винтокрылой машины. Экипаж майора Олега Батанова сделал все, чтобы предотвратить беду. А на счет технической готовности заметим хотя бы то, что никто не рискнет выпускать в полет неисправную машину. Покажите мне такого офицера, которой возьмет на себя грех и пошлет на верную гибель своего командира…
     Да, техническое состояние нынешнего авиационного парка Вооруженных Сил РФ оставляет желать лучшего. Корреспонденты «Красной звезды», к слову, давно ведут эту тему на страницах газеты. Нередко выступают официальные лица, непосредственно отвечающие за боевую выучку и личную безопасность авиаторов. В частности, сам командующий армейской авиацией ВС РФ генерал-полковник Виталий Павлов говорил об этом так: «То, что происходит, можно назвать затяжным штопором. Причем сваливание в него произошло не вчера, позавчера или два-три года назад. Впервые я поставил вопрос о состоянии вертолетного парка и необходимых мерах по его улучшению на заседании главкомата Сухопутных войск еще в 1991 году. Но моими оппонентами тогда выступили начальник Генерального штаба ВС РФ Михаил Петрович Колесников и статс-секретарь – заместитель министра обороны Андрей Афанасьевич Кокошин» («Красная звезда» за 17 апреля 2002 года). В то же время в случае с Ми-26 списать все на износившиеся двигатели и механизмы никак нельзя. По словам заместителя командующего армейской авиацией ВС РФ генерал-майора Виктора Иванова, потерпевший катастрофу Ми-26 - «один из самых молодых вертолетов в армейской авиации – эксплуатировался всего семь лет»…
     Впрочем, исходя как из принципов этики, так и с позиции логики, правильнее оставить все версии для специалистов, которые работают в эти дни в Ханкале. Тем более что в их числе руководители государственного уровня.
     Под руководством министра обороны РФ Сергея Иванова в штабе ОГВ(с) проведено расширенное совещание. Предпринят комплекс мер с «точки зрения усиления безопасности безотносительно версий этой трагедии». Личным распоряжением министра запрещена перевозка пассажиров вертолетами Ми-26. Отданы необходимые указания о перевозке военнослужащих из Моздока в Ханкалу. В кратчайшие сроки разработана новая схема персональной ответственности командования Объединенной группировки войск за любые перемещения военнослужащих численностью более двадцати человек. Как воздушным, так и автомобильным, и железнодорожным транспортом.
     Сергей Иванов подчеркнул, что «следствие не продлится очень долго. Сейчас идет расшифровка найденных бортовых самописцев. Жив весь экипаж Ми-26». Все это, по мнению министра, позволит провести быстрое и эффективное расследование, результаты которого будут доведены до широкой общественности.
     Что касается версий случившегося, то, как отметил заместитель генерального прокурора РФ Сергей Фридинский, следствие отрабатывает две версии. По одной из них, падение вертолета произошло из-за технической неисправности двигателя. Другая - поражение вертолета ракетой с земли. Сергей Фридинский, в частности, подтвердил факт обнаружения части переносного зенитного ракетного комплекса «Стрела», которым мог быть сбит вертолет Ми-26. «Недалеко от места падения вертолета обнаружена и изъята труба, из которой был произведен выстрел переносной ракетой. Судя по всему, труба свежая, но когда конкретно было применено оружие, предстоит установить экспертам», - сказал в интервью Интерфаксу Фридинский.
     В то же время начальник УВД МВД России по Чечне полковник Саид-Селим Пешхоев считает маловероятной версию обстрела боевиками вертолета Ми-26. «Квадрат, где произошла авария, тщательно охраняется военными, и проникновение сюда посторонних лиц практически полностью исключается», - сказал он. Пешхоев также напомнил, что вокруг военной базы в Ханкале есть минное поле, через которое нельзя пройти постороннему человеку. Он отметил, что здесь ведется и визуальное наблюдение над всей территорией военной базы. Периодически над ней на низкой высоте летают военные вертолеты, экипажи которых заметили бы любого, кто попытался бы приблизиться к маршруту пролета летательных аппаратов. «Конечно, боевики поспешат заявить о том, что ими сбит вертолет, но, на мой взгляд, эта версия менее перспективна», - сказал Пешхоев.
     В свою очередь генеральный прокурор России Владимир Устинов заявил, что следствие по делу о катастрофе военно-транспортного вертолета Ми-26 в качестве основной отрабатывает версию теракта. «Мы расследуем несколько версий этого происшествия, но главной считаем версию, связанную с обстрелом с земли», - сказал Устинов в интервью журналистам в Моздоке.
     Генпрокурор, вылетевший утром во вторник в Чечню по указанию Президента РФ Владимира Путина, провел в Моздоке совещание с руководителями следственно-оперативной группы Генпрокуратуры, созданной для расследования причин крушения Ми-26.
     Он согласился с квалификацией возбужденного по данному факту уголовного дела - статьи 205 и 105 Уголовного кодекса РФ - «Теракт и умышленное убийство». Владимир Устинов также одобрил первоначальные следственные действия, проведенные следственной бригадой, и утвердил план организационно-технической работы следователей.
     Сергей Иванов на встрече с журналистами отметил, что намерен лично убедиться в готовности Северо-Кавказского военного округа, непосредственно города Ростова–на–Дону, к приему родственников погибших и раненых, которые уже находятся в областном центре, а также к оказанию семьям погибших и раненым всесторонней помощи. По словам министра обороны, кроме положенной государственной материальной помощи, соответствующие выплаты проведет Военно-страховая компания. Финансовые средства для этого уже выделяются. Помимо этого, Национальный военный фонд предложит большие суммы всем родственникам погибших и раненым военнослужащим. По словам Сергея Иванова, его главная задача - оказать всемерную поддержку Главной военной прокуратуре, Генеральной прокуратуре в объективном расследовании случившегося. И такая помощь уже оказывается как в Ханкале, так и в Моздоке. Предоставляются все необходимые документы. Следователи военной прокуратуры получают исчерпывающие ответы на свои вопросы.
     В Ростове- на–Дону продолжают принимать пострадавших в результате катастрофы транспортного вертолета Ми-26 под Ханкалой. В окружной военный госпиталь доставлены 22 военнослужащих. Состояние многих из них остается тяжелым. Военные медики госпиталя ведут борьбу за спасение их жизни.
     Оперативную группу по взаимодействию с родственниками возглавляет генерал-майор Александр Серов. В беседе с корреспондентом «Красной звезды» он отметил, что всех приезжающих родственников офицеры из состава группы будут встречать на вокзалах и в аэропорту Ростова – на – Дону. Родные будут бесплатно размещены в гостиницах города.
     Открыты еще два дополнительных телефона «горячей линии» в Ростове – на – Дону. Их номера: 77-49- 09, 78-40 –22. На улице Тимошенко, 18 в Ростове - на – Дону действует реабилитационный центр. «Горячая линия» работает для родственников военнослужащих, командированных в Чечню, в городе Волгограде: (8442) 33-57-52, 33-90- 85. В вертолете находились военнослужащие 242-го мотострелкового и 56-го десантно-штурмового полка соединения. Уже в самое ближайшее время начнется опознанин тел погибших.
     … На алтарь нынешней чеченской кампании в один день положено еще более сотни жизней. Многие из погибших еще не успели сделать на ней ни одного выстрела. Но в этом ли дело?! Они уже выполнили свой долг сполна.
     Не хотелось бы аналогий, но они напрашиваются сами собой. Вспомним, как всколыхнула всех нас трагедия АПРК «Курск», и повторимся: случившееся в небе Чечни по своим масштабам не меньшая утрата. Хочется верить, родственники павших не будут забыты.
     В последнее время сводки из Чеченской Республики ушли куда-то на второй план. Нас пытались озаботить судьбой слонов из пражского зоопарка или «беглых» морских котиков…Но война напомнила о себе снова. Напомнила жестко, жестоко. Значит, снова «груз 200», горе и слезы…
     Война на территории России продолжается.
     Как уже рассказывала «Красная звезда», в Москве открыт специальный счет для перечисления пожертвований семьям погибших военнослужащих. Сегодня мы сообщаем платежные реквизиты для перечисления гуманитарной помощи непосредственно в Ростов-на-Дону.
     Банк получателя - Юго-Западный банк Сбербанка России
     г. Ростов-на-Дону. БИК - 046015602 Корсчет - 30101810600000000602. Счет - 40503810352001000008.
     Получатель - ИНН 6164047915/616401001
     ОФК по Ленинскому району, г. Ростов-на-Дону УФК
     МФ РФ по РО/ИНН 6164057550/616401001 Финансовый отдел штаба СКВО/ л/сч. 06187006660.
     Назначение платежа - 5000000; п. 10 разрешения № 167/519 от 28.11.2001 г.
     КЭК - 111040, добровольное пожертвование в связи с катастрофой в Чеченской Республике вертолета Ми-26.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker