на главную страницу

22 Августа 2002 года

Планета людей

Четверг

ГСГ-9: они «лечат» от терроризма

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



«Спартанцы спрашивают, не сколько врагов, а где они!» - девиз, выгравированный на входе в штаб 9-й группы федеральной пограничной охраны (ФПО) ФРГ в городе Аугустин - знаменитой ГСГ-9 (GSG-9, Grenzshutzgruppe-9).

     Появление этого подразделения связано с печальной датой в истории страны. В 1972 году палестинские террористы из организации «Черный сентябрь» захватили спортсменов израильской олимпийской сборной и болельщиков, прибывших на Олимпийские игры в Мюнхен. Чтобы освободить заложников и нейтрализовать террористов, которые потребовали предоставить им вертолет, были задействованы штатные подразделения западногерманской полиции, которые прежде в подобных операциях не участвовали, не имели соответствующих специальной подготовки и снаряжения. Именно поэтому-то они и попытались на абсолютно открытом участке взлетно-посадочной полосы аэропорта Фюрстенфельд штурмом захватить вертолет, в котором находились прекрасно подготовленные, фанатично преданные своим идеалам и готовые ко всему террористы. Итог известен: заложники, экипаж вертолета и террористы погибли сразу после начала штурма, когда палестинцы взорвали принесенную с собой мину.
     Престижу Германии был нанесен серьезный удар. Общественность, политики и военные незамедлительно подняли вопрос о необходимости создания специального антитеррористического подразделения, способного профессионально решать подобные задачи, и в первую очередь по защите граждан ФРГ как внутри Германии, так и за ее пределами. Командование бундесвера предложило сформировать подобные силы на своей базе. Но такой вариант развития не поддержало правительство ФРГ, так как оно сочло, что армейское спецподразделение, ориентированное на возможные силовые действия, в том числе и против своего же населения, чем-то будет напоминать части СС.
     Тогда МВД ФРГ вышло с предложением создать такую специальную группу в структуре федеральной пограничной охраны. Особую роль в этом сыграл Ганс-Дитрих Геншер, который в то время занимал пост министра внутренних дел Германии. Именно с его подачи подразделение было изначально создано как полувоенная организация, целиком и полностью отвечающая за решение задач по борьбе с терроризмом на территории своей страны, а также охрану и оборону западногерманских дипломатов и государственных объектов в зарубежных странах с нестабильной социально-политической обстановкой. В постановлении о формировании группы было записано: “...для решения задач в кризисной обстановке, если требуется организовать и провести по единому плану мероприятия, включая демонстрационные и скрытые, с использованием методов непосредственного принуждения для пресечения насильственных террористических операций и акций”.
     Ульрих Вегенер, почти 15 лет прослуживший в федеральной пограничной охране, стал первым командиром и фактически создателем ГСГ-9. Внимательно изучив опыт использования спецподразделений США, Великобритании и Израиля, он взял за основу структуры элитного разведывательного подразделения «Саерет Миткаль» генерального штаба сил обороны Израиля и службы общей безопасности «Шин-Бет».
     Сегодня организационно группа представляет собой хорошо продуманную систему, включающую боевые и обеспечивающие подразделения. Командир осуществляет руководство личным составом через штаб оперативного руководства, которому подчинены четыре оперативных отряда, три отряда обеспечения (технический, информации и учебный), а также службы (снабжения, ремонта, санитарная и повышения квалификации). Оперативные отряды - ядро спецподразделения. Каждый состоит из управления и 10 специальных боевых команд по 5 человек (2 пулеметчика, 2 стрелка, один снайпер), способных действовать самостоятельно. В зависимости от обстановки могут формироваться группы, например, снайперов или подрывников, аквалангистов. Поэтому каждый член оперативного отряда должен владеть как можно большим количеством специальностей, поскольку отрядам приходится выполнять самые разные задания, от штурма занятого террористами здания до освобождения заложников, а также для поиска и захвата скрывающихся преступников.
     Личный состав ГСГ-9 проходит одинаковую базовую подготовку и обучен действиям в любой обстановке, хотя каждый отряд имеет четкую специализацию. Первый и четвертый решают задачи ведения разведки и поиска, наблюдения за лицами, представляющими потенциальную опасность. Они комплектуются из числа тех, кто прошел курсы повышения квалификации и обучен методам ведения наружного наблюдения также с использованием специальных технических средств.
     Второй отряд, предназначенный для действий против террористов на море, был создан в 1983 году. Уве Деэ, в то время командир ГСГ-9, писал: «Мы установили деловые контакты с морскими подразделениями в спецслужбах США и пришли к выводу, что подобное подразделение нам просто необходимо». Первое боевое крещение отряд получил в 1985 году, приняв участие в освобождении 427 заложников и 80 членов экипажа круизного судна «Эчил Лауро», захваченного сторонниками Фронта освобождения Палестины. После этой операции подобные морские подразделения были созданы в антитеррористических силах Великобритании, Норвегии и Италии. Служащие третьего отряда имеют высшую квалификацию парашютиста-десантника. Первые пятеро были подготовлены американскими инструкторами. В последующем подготовка проводилась в школе воздушно-десантных войск бундесвера в городе Альтенштадт.
     Всего в ГСГ-9 служат около 300 человек. Оптимальным возрастным соотношением считается: 25 процентов - младше 25 лет, 25 процентов - старше 35 лет. Средний возраст - 28 лет. Опыт показал, что для службы в рядах ГСГ-9 необходимы люди исключительно активные, гибкие, способные в критических ситуациях сами принимать быстрые и правильные решения. Комплектование осуществляется исключительно на добровольной основе. Все кандидаты (рядовые, унтер-офицеры и офицеры), изъявившие желание служить в ГСГ-9, проходят углубленную медицинскую комиссию, четырехчасовой тест на проверку психологического состояния, экзамен по физической подготовке, во время которого выявляется физическая выносливость кандидатов, их способности и навыки в ведении стрельбы из всех видов штатного стрелкового оружия, и общеобразовательный тест. Зачисленные кандидаты в течение восьми месяцев проходят общую подготовку, во время которой им прививают навыки самостоятельных действий в экстремальных ситуациях и определяют возможности их дальнейшего обучения и использования для службы в одном из отрядов или подразделений обеспечения. Следует отметить, что в ГСГ-9 служат представители всех слоев общества: выпускники университетов, дети из рабочих семей среднего достатка, фермеров и даже люди из трущоб Берлина и Гамбурга. Женщины в составе подразделения отсутствуют, хотя иногда используются сотрудницы германской контрразведки.
     Бойцы ГСГ-9 вооружены пистолетами-пулеметами немецкой фирмы “Хеклер и Кох”, штурмовыми винтовками Г-90, пистолетами и снайперскими винтовками. Почти во всех операциях используются вертолеты авиационной группы федеральной пограничной охраны. Летчики этого подразделения отличаются особо высоким профессионализмом работы в городских условиях. Вертолеты «Супер пума» и «Алуэтт» применяются главным образом для доставки одного специалиста к месту назначения и для ведения наблюдения. Основной же боевой машиной ГСГ-9 служит вертолет Белл-212 (UH-1D). Есть и свой автомобильный парк, включающий главным образом легковые автомобили высокого класса («мерседес бенц 280 SE»), автомобили высокой проходимости для перевозки личного состава («мерседес бенц 280 GE»), в том числе со специальным бронированием и бойницами для стрельбы с переднего пассажирского сиденья, а также микроавтобусы «фольксваген».
     Всего ГСГ-9 провела свыше 5.000 различных антитеррористических операций и акций. Самая известная – освобождение более 100 заложников - пассажиров самолета компании “Люфтганза”, захваченных палестинскими террористами в аэропорту Магадишо (Сомали) 17 октября 1977 года. Используя разработанные для нужд специальной авиадесантной службы (САС) Великобритании светозвуковые гранаты, штурмовая группа ГСГ-9 сумела проникнуть в самолет и уничтожить застигнутых врасплох четырех террористов. За несколько секунд рискованная операция завершилась полной победой. Были освобождены 68 заложников, никто из них не пострадал.
     Руководители всех европейских антитеррористических подразделений в Европе и американской «Дельты» давно признали, что ГСГ-9 имеет самое лучшее снаряжение, осуществляет самый тщательный отбор кандидатов с применением новейших методик психологии, проводит тренировки и боевые операции с непревзойденным профессионализмом. “Лучшие из лучших в Европе” - так их называют коллеги из САС Великобритании, бельгийского спецэскадрона быстрого реагирования, группы национальной жандармерии Франции, испанского ГАЛа и австрийской «Кобры». Тем не менее в самой Германии группе пришлось пережить не самые хорошие времена. После объединения ФРГ и ГДР во всех федеральных землях появились собственные полицейские подразделения особого назначения, а ГСГ-9 оказалась никому не нужна. Правительство резко сократило необходимые ассигнования, и ее бойцам приходилось за собственные деньги приобретать снаряжение. Некогда аристократическое контртеррористическое формирование было вынуждено, по сути, жить на самообеспечении.
     Провал операции в ночь на 27 июня 1993 года на железнодорожной станции поселка Бад-Кляйнен только подстегнул немецкие средства массовой информации, и нападки на группу усилились. А произошло вот что. Полиция давно охотилась за Биргитом Хогефельдом (37 лет), и Вольфгангом Грамсом (40 лет), – двумя наиболее опасными из объявленных в розыск террористов радикальной организации «Красная армия». При обнаружении их была проведена операция по аресту террористов, в которой приняли участие сотрудники нескольких федеральных правоохранительных ведомств и местных полицейских органов, а также ГСГ-9. Полиция арестовала Хогефельда. Во время ареста Грамс выхватил из-под куртки пистолет, убил одного и ранил другого бойца ГСГ-9 прежде, чем его застрелили.
     Утечка информации от проводивших расследование официальных лиц не способствовала объективной оценке действий группы. Усилиями СМИ операция «Бад-Кляйнен» была раздута до общенационального скандала. Бульварные издания представили почти два десятка очевидцев, которые клялись, что один из коммандос ГСГ-9 хладнокровно застрелил Грамса, который неподвижно лежал на железнодорожных путях. Пресса организовала собственный суд и объявила ГСГ-9 виновной.
     Но вскоре был захвачен и уведен в Дюссельдорф пассажирский самолет авиакомпании KLM, следовавший по маршруту Тунис - Амстердам, и у группы появился шанс проявить себя. Египетский террорист-одиночка, последователь воинствующего религиозного экстремиста шейха Эмара Абдель Рахмана, требовал освободить это духовное лицо из нью-йоркской тюрьмы. Бойцам ГСГ-9 удалось проникнуть в самолет и без единого выстрела взять террориста. Комментируя ход операции, немецкая пресса прославляла профессионализм и сдержанность сотрудников ГСГ-9 при штурме, и даже обычно критически настроенная газета «Ахер фольксцайтунг» писала: «Случай в Дюссельдорфе доказал, что люди из ГСГ-9 знают свое дело и не проявляют ни кровожадности, ни стремления без нужды давить на спусковой крючок».
     За все время своего существования ГСГ-9 освободила около 500 заложников, потеряв при этом десять своих сотрудников. Вместе с тем у нее уже появились конкуренты - на базе бундесвера создано и действует в Афганистане командование сил специальных операций. Кому в конечном итоге отдаст предпочтение в финансировании и поддержке федеральное правительство ФРГ, неизвестно. Вполне вероятно, что ГСГ-9 просто будет разбираться в “домашних” делах, тогда как внешняя работа полностью перейдет бундесверу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker