на главную страницу

23 Августа 2002 года

Армия и общество

Пятница

Каспий – элемент национальной безопасности

Беседу вел Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».



     Наша справка
     Леонид Арнольдович Федун родился в 1956 году в Киеве. Полковник запаса. Окончил Ростовское высшее военное училище Ракетных войск стратегического назначения в 1977 г. Проходил службу в этих же войсках. После успешного окончания адъюнктуры при Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского остался служить в академии преподавателем. Кандидат философских наук. В 1993 г. окончил Высшую школу приватизации и предпринимательства по специальности «социология», «работа с ценными бумагами». В 1993–1994 гг. занимал должность генерального директора АО «Лукойл-Консалтинг». С 1994 г. - вице-президент ОАО «Лукойл». Женат. Имеет сына и дочь.
     

     - Завершился сбор - поход Каспийской флотилии, который проводился по решению Президента Российской Федерации. Многие наши читатели обратили внимание, что в репортажах из района учений, помимо привычного для военного слуха лексикона, прозвучали такие термины и названия, как «Лукойл», самоподъемная плавающая буровая установка (СПБУ) «Астра» и др. Как вы, Леонид Арнольдович, один из руководителей компании «Лукойл», можете объяснить это?
     - Все очень просто. Дело в том, что по инициативе Министерства энергетики Генеральный штаб ВС РФ согласился включить в замысел учений решение задач по обеспечению защиты силами Каспийской флотилии наиболее важных объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны и организации аварийно-спасательных работ в ходе ликвидации последствий разрушения объектов ТЭК.
     С учетом того, что в акватории Каспийского моря ТЭК представляют прежде всего производственные объекты «Лукойла», было принято решение организовать практическую отработку задач на основе одного из них - СПБУ «Астра». На ней, кстати, не так давно побывал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Он дал высокую оценку этой платформе морского базирования в контексте разведки и освоения нефтегазовых месторождений на Каспии. Таким образом, на основе расположенной в районе учений СПБУ «Астра», а также при участии специальных сил и средств «Лукойла» впервые в практике подобных мероприятий, помимо чисто военных, были отработаны задачи обеспечения надежного функционирования в чрезвычайных обстоятельствах элементов системы энергетической и соответственно национальной безопасности на юге российского государства.
     - То есть военные и гражданские структуры нашли точки соприкосновения в вопросах укрепления национальной безопасности?
     - Конечно. Ведь национальная безопасность имеет экономическую, политическую, военную и другие составляющие. При этом любое государство, если оно хочет не на словах, а на деле защищать свои национальные интересы, должно умело использовать весь арсенал средств и методов, в том числе силовых. Вы посмотрите, как в ряде ситуаций решительно и одновременно тонко применяют военную силу США для поддержки своего нефтяного бизнеса и соответственно обеспечения энергетической безопасности страны.
     Я не призываю к милитаризации межгосударственных отношений. В конечном счете приоритет принадлежит не силовым методам. Но военная мощь, если используется умело, является далеко не последним аргументом в отстаивании национальных интересов.
     - В какой мере это применимо к Каспию? Какое место должен занимать этот регион с появлением «большой» нефти в системе национальной безопасности нашего государства?
     - Убежден, что каспийское направление должно быть одним из приоритетных в политике национальной безопасности Российской Федерации. Это одно из немногих направлений, где наша страна имеет все необходимые ресурсы и рычаги влияния, чтобы действовать самостоятельно и активно.
     В этом плане очень важное значение приобретает деятельность на Каспии российских нефтяных компаний. Пока только «Лукойл» имеет реальные успехи в освоении каспийского региона. Вложив большие средства в разведку и разработку нефтегазовых месторождений, наша компания открыла для России фактически новый нефтяной Клондайк. Причем сделано это было без государственной финансовой поддержки.
     Благодаря своей гиперактивности «Лукойл» как ломокотив потянул Россию в Азербайджан и другие государства Каспия. Только в Азербайджане созданы тысячи новых рабочих мест. Это способствует формированию в странах региона активного слоя пророссийски настроенных экономических и политических элит, созданию широкой социальной базы, на которую может опираться отечественная внешняя политика.
     - А где же военная составляющая? Кстати, вписываются ли, на ваш взгляд, проведенные учения в общий контекст обеспечения стабильной ситуации на Каспии и добрососедских отношений между расположенными здесь государствами?
     - Идеальным для каспийского региона в плане освоения его ресурсов было бы создание системы коллективной безопасности. В отсутствие же этой системы Россия должна сохранять в регионе необходимый военный потенциал для обеспечения своих политических и экономических интересов. Поэтому преждевременным, на мой взгляд, является прозвучавший в свое время призыв о демилитаризации Каспия. Что касается сбора-похода Каспийской флотилии, то, во-первых, эти учения носили международный характер и не представляли военной опасности для каспийских государств. Во-вторых, на них отрабатывались не агрессивные планы, а задачи борьбы с международным терроризмом, защиты объектов производственной деятельности российских предприятий с применением военной силы и проведения спасательных операций на море в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
     Таким образом, проведенные учения не угрожали национальным интересам других государств и были направлены прежде всего на поддержание стабильности в акватории Каспийского моря.
     - Какие силы и средства «Лукойла» участвовали в сбор-походе? Какие практические задачи были решены совместно с Каспийской флотилией?
     - От нашей компании в учениях принимали участие СПБУ «Астра», суда обеспечения «Царевский», «Гандуринский», «Эпрон», а также вертолет «Ми-8». Эпизод, где были задействованы Минэнерго и «Лукойл», проходил в три этапа с 8 по 13 августа. В ходе него были отработаны следующие основные учебные вопросы:
     - охрана района дислокации СПБУ «Астра» силами кораблей Каспийской флотилии от возможного проникновения судов с террористами на борту, подводных диверсантов и летательных аппаратов;
     - действия Минэнерго и «Лукойла» совместно с силами Каспийской флотилии, Минтранса России и ФПС РФ по ликвидации разлива нефти в районе СПБУ «Астра».
     В ходе первого этапа на СПБУ «Астра» побывал министр обороны Сергей Иванов, который наблюдал за ходом учений с привлечением сил и средств «Лукойла» и в целом оценил их действия как успешные.
     - Это ваш первый опыт взаимодействия с Минобороны или имеются и другие примеры успешного сотрудничества?
     - Нет, мы давно сотрудничаем с военными моряками и Минобороны в целом. Так, в прошлом году наша компания взяла на себя обеспечение дизельным топливом флагмана Черноморского флота гвардейского ракетного крейсера «Москва» для организации его похода во Францию. Компания выступила спонсором созданного в Мурманске международного пресс-центра для освещения подъема АПРК «Курск». Немалые средства «Лукойл» выделяет для социальной поддержки семей военнослужащих, в частности в рамках фонда «Линия жизни». Кроме того, наша компания является исполнителем гособоронзаказа по поставкам нефтепродуктов для нужд российских Вооруженных Сил. При этом мы, несмотря на финансовые затруднения Минобороны, обеспечиваем данные поставки в полном объеме и в срок.
     Можно назвать и другие примеры, но я полагаю, что использованы далеко не все возможности. С тем чтобы сделать взаимодействие между «Лукойлом» и Минобороны более продуктивным и системным, можно было бы подумать о заключении долгосрочного двустороннего договора о сотрудничестве.
     - Леонид Арнольдович, что дополнительно вы могли бы сказать о «Лукойле»?
     - Прежде всего это российская компания. «Лукойл» - первая вертикально-интегрированная компания, выстроенная по современным управленческим технологиям. Сегодня мы добываем порядка 80 млн. тонн нефти, но планируем выйти через 10 - 15 лет на рубеж в 100 млн. тонн нефти и 100 млрд. кубических метров газа. Это примерно 30 процентов общей добычи нефти и примерно около 20 процентов добычи газа в стране.
     Соответственно все это непосредственным образом скажется на укреплении энергетической безопасности российского государства и его статуса как великой энергетической державы. Будут расти объемы производства, будут расти и налоговые поступления. А значит, увеличатся бюджет и возможности государства по финансированию Вооруженных Сил.
     - Как бывший военнослужащий оказался в нефтяном бизнесе и стал одним из руководителей самой большой российской нефтяной компании?
     - Мне нечего скрывать. Если в двух словах ответить на ваш вопрос, то все предельно просто: оказался в нужном месте и в нужное время. Если чуть подробнее, то здесь как бы совпали потребности нарождавшегося частного нефтяного бизнеса в новых кадрах и мои личные научные и практические интересы.
     В 1988 году я вплотную соприкоснулся с «нефтянкой». Сначала были «Ноябрьскнефтегаз», «Когалымнефтегаз», «Юганскнефтегаз»... Моя первая научная работа в то время называлась «Влияние энергетического кризиса 1973 года на экономику государств блока НАТО». После работы консультантом по макроэкономическим вопросам судьба привела меня в «Лукойл».
     Я из военной семьи. С самого детства на примере своего отца видел, какие прекрасные качества формирует военная служба - высочайшее чувство ответственности за порученное дело, дисциплинированность, стремление не щадя себя выполнить поставленную задачу, умение работать с людьми... Прежде всего эти качества лежат, на мой взгляд, в основе успеха многих бывших офицеров, нашедших себя в бизнесе.
     - Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?
     - Его не так уж и много. Но если оно появляется, то посвящаю время изобразительному искусству, поэзии, моему любимому спорту - теннису. С юности увлекаюсь Рерихом, наслаждаюсь его философскими трудами, собираю коллекцию его работ.
     - Леонид Арнольдович, что бы вы пожелали «Красной звезде», ее читателям?
     - Прежде всего стойкости, мужества, понимания исключительной важности обеспечения обороноспособности нашего государства и, конечно, здоровья, личного счастья и благополучия. Прекрасно понимаю, как нелегко в наше время поддерживать боеспособность и боеготовность армии и флота на должном уровне. Успехов всем защитникам нашего Отечества на столь благородном поприще.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker