на главную страницу

24 Августа 2002 года

Авиация России

Суббота

ЕЩЕ ПОЛЕТАЕМ!

Валерий МАНУШКИН.



     Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ) ВВС имени В. Чкалова в Ахтубинске Астраханской области - святая святых российских Военно-воздушных сил. Именно здесь испытываются все самолеты, которые состоят и будут состоять на вооружении нашей армии. ГЛИЦ располагает уникальной испытательной базой, полигоном, где отрабатываются все вопросы боевого применения авиационных комплексов. Но главное достояние испытательного центра - люди. Здесь не просто учат самолеты летать и воевать. Ученые, конструкторы, инженеры, летчики-испытатели, весь обслуживающий персонал скрупулезно, шаг за шагом определяют работоспособность каждого узла, механизма, агрегата. Именно здесь выносится заключение: пойдет ли истребитель, штурмовик, бомбардировщик в серию или останется памятником творческой мысли конструкторов.
     Особая когорта – летчики-испытатели. Они, как говорится, на себе, на своей «шкуре» проверяют летно-технические и боевые возможности авиакомплексов. Кто лучше них знает об этой тяжелейшей, постоянно связанной с риском для жизни работе? Один из них – Герой России полковник Игорь Маликов, заместитель начальника ГЛИЦ, ведущий летчик-испытатель центра.
     Пожалуй, в жизни каждого летчика-испытателя есть крылатая машина, с которой связаны самые яркие и памятные страницы летной биографии. Для полковника Игоря Маликова главным в испытательной работе стал истребитель Су-27, которому, по выражению летчика, он отдал большой кусок своей жизни. Особо врезались ему в память полеты без «фонаря» – защитного стеклянного колпака. В боевой обстановке может произойти непредвиденное, в том числе повреждение или разрушение «фонаря». Как тогда действовать летчику, и вообще сможет ли человек выжить в крайне агрессивной среде, когда за бортом самолета температура воздуха опускается ниже 50 градусов по Цельсию? На эти и другие вопросы предстояло найти ответ в ходе тех испытаний. Причем параметры полета изначально задавались сложные - нужно было достичь максимальной скорости сначала на высоте 7 тысяч метров над землей. Потом забирались и на 12.000 метров.
     Об эмоциональности и напряженности тех испытаний сегодня, возможно, говорить легко. Но тогда, в первые секунды полета, заныло где-то под ложечкой и в голове пронеслась шальная мысль: зачем я вообще сел в этот самолет?! Потом, конечно, взял себя в руки, хотя ощущения и были не из приятных… Полет продолжался около часа, и задание на него было выполнено полностью, а в итоге всех исследований в ГЛИЦ выработали инструкцию для летчиков, которые, не дай Бог, окажутся в подобной экстремальной ситуации.
     - Сильное государство, которым является Россия, - говорит полковник Игорь Маликов, - без авиации немыслимо. И мы делаем все возможное, чтобы наши самолеты удовлетворяли самым современным требованиям – летали выше, быстрее, дальше и, конечно же, эффективно применяли мощное вооружение.
Летчики Государственного летно-испытательного центра, конечно же, находятся в выигрышном положении по сравнению со своими коллегами из строевых частей: здесь и дня не проходит без полетов. Может, еще и поэтому попасть в ГЛИЦ стремятся многие. Только вот берут сюда не каждого. Перефразируя известное выражение, можно с полным правом сказать, что испытателями не рождаются. Более того, сегодня, когда летная практика обычных пилотов, откровенно скажем, небогатая, найти летчиков-испытателей довольно непросто. В ГЛИЦ приходят уже готовые специалисты – летчики 1-го класса, которые вновь садятся за парту. В центре они проходят серьезное обучение, начиная с нулевого цикла по выработанным здесь критериям. А настоящими испытателями они станут только через несколько лет.      Бывает и так, что, вырастив хорошего специалиста, ГЛИЦ его теряет – летчика-испытателя попросту перекупает богатая организация. Человека при этом осуждать язык не поворачивается, ведь на одну зарплату, а женам летчиков, как правило, трудно подыскать себе работу, приходится содержать семью…
     Полковник Игорь Маликов может часами рассказывать о своих любимых «сушках». У них много достоинств, главное из которых - огромный модернизационный потенциал. Хватило бы только средств у конструкторских бюро. В свое время Маликову в составе российской делегации довелось побывать на авиабазе «Иглз» в Калифорнии. Там русским летчикам, в том числе и Маликову, дали возможность полетать на истребителях F-15. Вот как об этом вспоминает Игорь Иванович:
     - Безусловно, американская машина во многом интересная. Но с точки зрения маневренности и других характеристик, наш Су-27, конечно же, лучше. Проблема в другом – какое развитие получит эта уникальная машина. Вот мы испытываем ударный Су-27ИБ и многофункциональный Су-30 МК. Вопрос в том, насколько они будут востребованы государством? Хватит ли средств на их приобретение?
     Одна из «крайних» машин, которую освоил полковник Игорь Маликов – С-37, она же Су-47, она же «Беркут». С этим самолетом в Государственном летно-испытательном центре ВВС работают уже достаточно много. И вот почему. На нем шаг за шагом отрабатываются перспективные технологии, которые будут использоваться в самолетах пятого поколения. Особенная аэродинамика, новые уникальные материалы – все это из разряда технологии будущего. Другими словами, специалисты центра живут заботами завтрашнего дня, они верят, что Россия и в новом веке не останется бескрылой. А еще здесь уверены в том, что не за горами то время, когда летчики-испытатели ГЛИЦ будут осваивать и дадут путевку в жизнь самолетам пятого поколения. А иначе зачем каждый день подниматься в безоблачную высь?
     На снимках: полковник Игорь МАЛИКОВ; в ГЛИЦ идут испытания ударного самолета Су-27ИБ.
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker