на главную страницу

28 Августа 2002 года

Тема номера

Среда

...а начинающим — «Сухарь»

Александр МАНУШКИН, «Красная звезда».



     Еще лет 15-20 назад проблемы с начальной подготовкой курсантов летных авиационных училищ в ВВС не существовало. Они учились на самолетах Л-29, а потом и на Л-39, разработанных не без помощи Советского Союза и серийно выпускавшихся в Чехословакии. Эти самолеты эксплуатируются в России и сейчас. Они легки, изящны и надежны в управлении. Достаточно сказать, что известная пилотажная группа «Русь» из Вязьмы, участвующая во всех авиационных праздниках и авиашоу, летает именно на Л-39.
     Однако с распадом СССР и Варшавского Договора ситуация в корне изменилась. Чехия стала требовать валюту за поставленные самолеты и запчасти к ним. В летных училищах и аэроклубах начались проблемы с эксплуатацией и ремонтом этой техники. Стало ясно, что России нужен собственный учебно-тренировочный самолет - дешевый, современный, надежный в эксплуатации.
     Отечественные авиационные КБ и заводы были готовы к этому. В РСК «МиГ» создали замечательный учебный самолет МиГ-АТ, в ОКБ имени А. Яковлева - великолепную машину Як-130. В АВПК «Сухой» пошли другим путем. Здесь решили создать учебно-тренировочный самолет Су-49 с поршневым двигателем для начальной и основной подготовки курсантов летных училищ и аэроклубов.
     В 2001 году фирма «Сухого» выиграла конкурс на лучший проект учебно-тренировочного самолета с поршневым двигателем, и сейчас уже подготовлена техническая документация для производства этой машины. Как сказал корреспонденту «Красной звезды» главный конструктор Су-49 Борис Ракитин, этот самолет будет строиться в Новосибирском авиационном производственном объединении. «Все научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по этому самолету, - отметил он, - ведутся за счет «ОКБ Сухого». Су-49 мы могли бы запустить в производство в ближайшие месяцы. Однако нам пока никто не дал гарантий, что его будут закупать».
     Давно известно, что учить будущих пилотов на поршневых самолетах в несколько раз дешевле, чем на реактивных. Это доказано и теоретически, и практически. Исходя из этого, в «ОКБ Сухого» и создавали Су-49. А какова будет его судьба, покажет жизнь.
     Наша справка. Су-49 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Поверхности фюзеляжа, хвостовая часть и оперение сделаны из композиционных материалов. Для облегчения эксплуатации и монтажа оборудования на фюзеляже имеются откидные или съемные панели.
     На Су-49 установлен звездообразный поршневый девятицилиндровый форсированный двигатель М-9Ф Воронежского моторного завода мощностью 420 л.с. Двигатель работает на авиационных и автомобильных бензинах и маслах.
     Кабина Су-49 двухместная с тандемным расположением летчиков. В первой кабине размещается курсант, во второй - инструктор. Самолет имеет спаренное управление. На Су-49 установлена система аварийного покидания самолета с катапультными креслами СКС-94М-49.
     Ресурс Су-49 до списания определен в 10 тысяч часов или 30 лет.
     На снимке: таким будет самолет первоначального обучения Су-49 в полете.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker