на главную страницу

28 Августа 2002 года

Армия и общество

Среда

Ветер в паруса надежды

Что надо сделать для того, чтобы летчик был готов к свиданию с небом?

Аркадий ПИНЧУК, «Красная звезда».



     Сегодня уже никого не надо убеждать, что пилотировать самолеты могут люди только особого склада и с особой подготовкой, на которую затрачивается много сил и средств. Что в себя включает эта подготовка, в газетной статье не объяснишь. Потребуется долгое перечисление десятков специальных учебников, сотен учебных пособий, инструкций, наставлений, приказов. И что ни документ, то анализ бескомпромиссной вековой схватки человека и неба, что ни страница - опыт завоевания высоты и скорости, что ни предупреждение - написанная кровью погибших пилотов заповедь. Увы, при расследовании авиационных аварий и катастроф сегодня все чаще звучит настораживающий вывод: «человеческий фактор».
     И люди, даже далекие от авиации, с недоумением спрашивают: «А по каким таким причинам возникает этот человеческий фактор? Это что - фатальная неизбежность или фактор безответственности тех руководителей, которые призваны готовить и летчиков, и специалистов, обеспечивающих полеты? Вот, дескать, во Львове из-за недостатка керосина летчикам не хватило налета, и они не справились с управлением. Погибли десятки людей, разбился самолет, который стоит многие миллионы. А не лучше ли было предусмотрительно истратить хоть один миллион на керосин для тренировки пилотов?»
     Логика железная и ясная, но даже из нее порой делают далеко не адекватные выводы: не хватает налета - полеты надо запретить! По этой логике наши Военно-воздушные силы не досчитались бы не только многих авиационных полков, но и целых соединений.
     Однако не только налетом живут пилоты. Отчетливо понимая, что при резко ограниченном количестве реальных вылетов поддерживать боевую форму непросто, военные летчики ищут и используют любые возможности для пополнения и закрепления своего багажа знаний и навыков. На днях я побывал в одном из авиационных полков. Над аэродромом под высоким голубым небом отстоялась звенящая тишина, а над бетонкой летали непуганые птицы. Несмотря на ранний час, в курилке у штаба дружненько собирались авиаторы. Прошедшие накануне полеты дали пищу для размышлений с последующей проработкой актуальных вопросов в учебных классах и на тренажере. О чем шел разговор?
     Из-за длительного перерыва в полетах некоторые летчики стали чувствовать себя в воздухе не очень уверенно, подзабыли порядок ведения визуальной ориентировки, кому-то необходимо было освежить знания аэродинамики... Учебную группу по названной проблематике возглавил командир первой эскадрильи подполковник Вячеслав Бондаренко.
     Бытует представление, что глубокое знание самолета пилоту как бы и ни к чему, его рабочее место - кабина. Но мнение это ошибочно. Каждый пилот обязан знать свой самолет на уровне техника, что помогает ему глубже понимать возможности машины, принципиальные особенности аэродинамики.
     - Уже не раз подмечено, - говорит заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе подполковник Андрей Андреев, - если летчик дотошно пытается понять устройство пилотируемого аппарата, он и летает увереннее, и боевые задачи выполняет
     безошибочно. Поэтому занятия на технике мы стараемся проводить неформально, так, чтобы пилоты постигали свой самолет с увлечением.
     Группу занятий на тренажере возглавил заместитель командира эскадрильи майор Сергей Волков. У него задача была самая сложная: выявить причины ошибок, допущенных молодыми летчиками во время полетов. Пока майор Игорь Плетнев готовил к запуску старенький тренажер ГТС-9, в учебную кабину забрался старший лейтенант Денис Фридман. Через неделю ему обещан вылет с инструктором, и офицер стремится использовать с толком каждую минуту подготовки. «Вывозить» его будет первый заместитель командира полка подполковник Анатолий Гетманский - инструктор опытный и строгий, поэтому молодой летчик хочет быть во всеоружии.
     Тем временем группа пилотов облепила компьютерный тренажер, на котором отрабатывалась программа бомбометания с различных видов маневра. Майор Волков работал индивидуально со старшим лейтенантом Владимиром Змиевым: сибиряк, крепыш, авиацией бредил с детства. И здесь, в полку, не один год ждал, когда пробьет его час и ему доверят ручку управления могучего Су. Чтобы не потерять полученные в училище навыки, занимался теоретическими дисциплинами, читал дополнительную литературу, много часов провел в кабине самолета и на тренажере. А когда наконец поднялся с инструктором в воздух, испытал и радость, и огорчение. Радость объяснима, а вот огорчение, можно сказать, ударило из-за угла. При посадке в самый последний момент допустил ошибку: не уловил момент, когда следовало произвести выравнивание самолета. В следующем полете надеялся совершить посадку безошибочно, четко выдержал глиссаду, но у земли вдруг заволновался: как бы опять не сплоховать. А волнение в подобных ситуациях не лучший помощник...
     Одна и та же ошибка, повторенная дважды, насторожила командира. Чтобы планировать молодому летчику следующий вылет, надо непременно найти причину ошибки: покопаться в теории, проанализировать опыт своих товарищей, потренировать боковое зрение с крыла самолета. К сожалению, очереди «полетать по небу» на тренажере Владимир Змиев так и не дождался - вышел из строя только что отремонтированный аппарат. Его «начальник» майор Плетнев грустно развел руками:
     - Машине уже далеко за двадцать. Морально устарела, физически и вовсе стала дряхлой. Но другого тренажера нет, поэтому чиним и латаем из последних возможностей, теряя драгоценное учебное время.
     ...Недавно довелось побывать в тренажерном классе, где готовятся пилоты Аэрофлота. Техника впечатляющая! По словам работавших там летчиков ГВФ, они иногда забывают, что находятся не в кабине реального самолета. Своего совершенствования без такой аппаратуры не представляют. Когда я рассказал об этом военным авиаторам, они дружно попросили:
     - Вашу газету читают в Главкомате ВВС, в авиационных НИИ, в конструкторских бюро знаменитых фирм. Напишите, что военные летчики сегодня остро нуждаются в современных, высокофункциональных компьютерных тренажерах. В нынешних условиях - это повышение классности пилотов, экономия топлива и моторесурса самолетов. Это в конце концов парус надежды для тех, кто годами ждет свидания с небом. При современных достижениях создать тренажер нового поколения не так уж сложно, не так уж дорого. При наличии хороших компьютерных программ результаты в обучении летного состава могут превзойти самые смелые ожидания. Обязательно напишите об этом в «Красной звезде»!
     Сегодня нет недостатка в разговорах о необходимости творчески применять в обучении личного состава разнообразные компенсационные меры, способные обеспечивать результат при минимальном расходовании моторесурса, горючего, боеприпасов. Издаются на сей счет различные документы, рассказывающие об опыте отдельных воинских частей.
     - К сожалению, компенсационные меры, которые предлагаются сегодня для внедрения в процесс обучения, - сказал мне начальник огневой и воздушной подготовки полка подполковник Виктор Семин, - пока малоэффективны. Все они отдают дилетантизмом, доморощенным изобретательством с довоенной бородой. Методика «пешим по-летному» вызывает лишь улыбку. К созданию компенсационных методичек должны подключиться наука, кафедры вузов. Почему у нас нет ярких учебных фильмов, созданных на опыте боевого применения авиации в Афганистане и Чечне? Ведь это бесценный опыт - наш золотой запас! А мы знаем только то, что подмечают в прессе журналисты. Но это, как правило, эмоциональный пласт. Нам же нужны профессиональные тонкости. Учиться военному делу экономно - можно! Но продвигать в жизнь эту экономику надо продуманно и ответственно. Ждать впечатляющих результатов от самодеятельности наивно. Самодеятельность - она и есть самодеятельность. Видимости много, а результатов - кот наплакал.
     ...Через неделю в полку должны были состояться очередные полеты. Есть горючее, подготовлено необходимое количество самолетов. Когда я покидал военный городок, летный состав вовсю готовился к встрече с небом. Летчики шли в учебный класс сосредоточенные и серьезные. Все знали: контроль готовности к полетам означает спрос по максимуму.
     Когда этот материал я уже готовился отправить в редакцию, позвонил майор Сергей Волков и радостно сообщил: «Вчера летали. «Вывозил» Змиева. Сел нормально. Молодец парень!»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker