на главную страницу

29 Августа 2002 года

Комментарий

Четверг

Эхо Мармуля

Юрий БЕЛОУСОВ, "Красная звезда".



В марте этого года на юбилейном заседании Координационного совета, посвященном 10-летию Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества независимых государств, десяти бывшим "афганцам" были вручены правительственные награды. Принимавший в нем участие консультант аппарата совета общественной безопасности администрации губернатора Свердловской области Сергей Паховский был удостоен ордена Красного Знамени. Боевая награда нашла его почти двадцать лет спустя.

Бывает же так: поселится в душе идея, и нет от нее покоя.
Такой навязчивой идеей Сергей Паховский "заразился" еще в детстве. Очень хотел он стать кадровым военным. Причем непременно офицером-десантником. Почему? Он и сам не знал. В роду профессиональных военных не было. Возможно, повлияли образы героев книг и кинолент, которых он перечитал и пересмотрел немерено. В то время многие пацаны хотели быть похожими на сильного, смелого, надежного человека в погонах. Правда, так реализовать себя в жизни удалось не всем.
Сергею довелось. Сразу после школы подал документы в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Поступил, учился с желанием, будто знал: впереди ждет то, что вынести можно лишь благодаря прочным знаниям и запасу приобретенных навыков.
1980-й стал годом воплощения детской мечты. В руках - диплом об окончании престижного армейского вуза. На плечах - заветные погоны лейтенанта. Что дальше?
А дальше был Афганистан. Спустя год после выпуска Паховский как классный специалист с инженерным образованием был направлен в состав небезызвестного "мусульманского батальона". Это подразделение в свое время навело немало "шороху" в ДРА. Затем его вывели в Союз.
28 октября 1981 года "мусульманский батальон", завершив перереформирование, по наведенному под Термезом понтонному мосту вновь перешел через "речку". Отряд расположился в районе Мазари-Шарифа.
- Мы вели сбор разведданных, обеспечивали безопасность работы газопровода и топливопровода из Термеза в Пули-Хумри, участвовали в штурме укрепленных душманских районов, - вспоминает Сергей. Боевые выходы я не считал. Не до того было. Задачи порой поступали одна за другой. Случалось, ноги гудят от последнего рейда, а уже вновь готовишься в горы. При таком темпе даже боевые эпизоды становились в чем-то похожими, многое забывалось.
Многое, но не все. Например, ту самую мартовскую операцию 1983 года, за участие в которой ему вручен орден Красного Знамени, Сергей помнит в мельчайших подробностях
...Если подняться вверх по течению реки Мармуль, что несет свои мутные воды южнее Мазари-Шарифа, можно выйти к одноименному ущелью. По данным войсковой разведки, в природной расщелине обосновался центр подготовки моджахедов. Да еще какой! Помимо учебных секторов в скалах были вырублены хранилища для боеприпасов, места для отдыха, галереи подсобных помещений. Имелась своя тюрьма, типография, дизельная электростанция. Здесь окопались до полутысячи душманов.
Длина ущелья - не более полутора километров. Самое узкое место - вход, от правой скалы до левой - метров двадцать. Только вход в Мармуль чужаку был, что называется, заказан. Снайперы каждый метр пристреляли: мышь не проскочит. Пробовали было накрыть "осиное гнездо" огнем артиллерии. Безрезультативно. Не справилась с задачей и авиация ОКСВ. Две недели крошили самолеты скалы снарядами, рвали природный камень на части, да так, что иной раз казалось - все, не осталось в ущелье ничего живого. Только каждая новая попытка войти в него невесть как выжившими обороняющимися пресекалась нещадно.
За время осады взвод Паховского несколько раз обновлялся: практически все получили ранения. Досталось и командиру. Пуля снайпера травмировала ногу. Но офицер остался в строю. Он не хотел уходить побежденным. К тому же удалось придумать то, что должно было помочь провести операцию успешно... Дождавшись, когда ветер подул в сторону ущелья, бойцы Паховского подогнали к входу танк, включили термо-дымовую аппаратуру. Под прикрытием дымной завесы центр подготовки моджахедов был атакован. Штурм шел с переменным успехом. Здорово выручил товарищей командир отделения сержант Александр Жуков. Видя, что атака взвода захлебывается, он, рискуя жизнью, вырвался на несколько десятков метров вперед и вызвал шквал огня "духов" на себя. Маневр младшего командира позволил спецназовцам закрепиться на отвоеванных рубежах.
Был момент, когда не веря в успех и возможности штурмующих, комбат распорядился вернуть их на исходную. Паховский понимал: отход - это верная смерть. Он видел: жизнь в бою уготована лишь атакующему. Молодой офицер поднял залегшую группу подчиненных, бросив их на решительный штурм...
...У входов в пещеры лежали убитые душманы. Словно камикадзе, они были прикованы цепями к ДШП: им был заказан один путь - вести огонь до последнего патрона.
За бой в ущелье Мармуль спецназовцев представили к правительственным наградам. В суматохе на старшего лейтенанта Сергея Паховского оформили сразу два представления: на досрочное присвоение очередного воинского звания и на орден Красного Знамени. Но в армии не положено за одно и то же дважды награждать. Поэтому представление на капитана "отбили". А бумаги на орден, так уж вышло, где-то затерялись. Кто-то, прослышав о казусе с наградным, пытался ободрить Сергея: мол, радуйся тому, что хоть орден Красной Звезды получить успел. Другие за два года боев в Афганистане даже медали не имеют.
А Паховский и не настаивал. Не в его характере награды выпрашивать. Да и не за ордена он воевал.
...Столько лет минуло. Благодаря сотрудникам Екатеринбургской городской организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, Комитета по делам воинов-интернационалистов Содружества независимых государств Мармуль вновь на слуху.
- Приятно, конечно, что орден найден, - говорит Паховский. - Но он для меня уже больше, чем просто награда. Это, скорее, память о пережитом, о совершенных ратных делах, воспоминание о боевых товарищах. Это наша общая награда. Награда, вынесенная из поверженного ущелья.

На снимке: Сергей Паховский получает орден Красного Знамени из рук бывшего командующего 40-й армией генерала армии Виктора Ермакова.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker