на главную страницу

29 Августа 2002 года

Планета людей

Четверг

Вызов бросает... опий!

Роман СТРЕШНЕВ, "Красная звезда".



Антитеррористическая операция в Афганистане не уменьшила поток наркотиков из этой страны, которые наркоторговцы пытаются "продавить" через границы Казахстана и России. Об этом заявил, находясь с визитом в Астане, министр внутренних дел России Борис Грызлов. При этом он подчеркнул, что в нынешнем году "количество выявленных наркотиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года существенно возросло".

Факты свидетельствуют, что наркомафия стремится превратить Казахстан в один из основных перевалочных пунктов транзита наркотиков из Афганистана в Европу. Через эту республику уже проложены и прокладываются новые маршруты транспортировки дурманящего зелья из Центральноазиатского региона. Кроме того, по оценкам экспертов Центральноазиатского агентства политических исследований (АПИ), наркодельцы стремятся расширить ареал своей деятельности и в самом Казахстане. Это обусловлено тем, что республика имеет потенциально мощную сырьевую базу для изготовления наркотических средств. Так, общая площадь произрастания конопли, мака и эфедры в Казахстане составляет более 1 млн. гектаров. Особенно крупными являются плантации дикорастущей конопли в Чуйской долине Джамбулской области (130 тыс. га), на основе которых можно получить примерно 145 тыс. тонн марихуаны, или 5-6 тонн гашиша в год. Кроме того, наркомафию привлекает развитая химическая индустрия Казахстана.
На сегодняшний день из Казахстана на территорию России ввозится около 80% героина, 70% опия и более 60% марихуаны от общего числа этих наркотиков, задержанных правоохранительными органами Российской Федерации. При этом все большую долю в контрабанде занимает героин. С 1999 года по настоящее время только таможенными органами России на российско-казахстанской границе задержано более 7 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Потенциальные же масштабы контрабанды составляют 100-150 тонн наркотиков в год. На этом фоне наркомафия меняет тактику перевозки "смертоносного груза", отдавая предпочтение дроблению партий на более мелкие. Перевозка наркотиков небольшими партиями позволяет, с одной стороны, снизить ущерб "контрабандному бизнесу" в случае его обнаружения, а с другой - затрудняет само обнаружение зелья. Кроме того, применяются все более изощренные способы сокрытия смертоносного груза. Применяются даже промышленные способы упаковки, например в консервных банках.
Крупные партии афганских наркотиков попадают в Казахстан в основном через территорию Ошской области Киргизии, а также Узбекистан и Туркмению. В отдельных случаях - через Китай. В свою очередь густая сеть автомобильных дорог в приграничных с Казахстаном районах позволяет быстро и бесконтрольно осуществлять переброску контрабанды в Россию в обход установленных пунктов пропуска. Известно, что российско-казахстанская граница имеет общую протяженность около 7.600 км и проходит в основном по малонаселенным степным районам. В связи с этим ряд городов приграничных субъектов Российской Федерации - Троицк, Карталы, Омск, Самара, Новосибирск, Барнаул - становятся крупными транзитными пунктами по переправке наркотиков из республик Центральной Азии на Урал и в другие регионы России, а впоследствии и в Европу.
В этой связи, как отмечают эксперты, одним из основных факторов, осложняющих обстановку на российско-казахстанской границе и отрицательно влияющих на эффективность борьбы с контрабандой наркотиков, является состояние погранично-таможенного контроля. Несмотря на то, что процедура согласования перечня пунктов пропуска на российско-казахстанской границе завершена, не решен целый комплекс проблем, связанный с их расположением и обустройством. Так, например, многие автомобильные пункты пропуска обустроены по временной схеме и находятся на удалении от линии границы от 3 до 5 км. При этом в отдельных случаях между линией границы и пунктами пропуска находятся населенные пункты. Расстояние между некоторыми пунктами пропуска составляет свыше 200 км.
На некоторых автомобильных пунктах пропуска отсутствуют средства связи, не подведены линии электропередач, не хватает складских помещений и других необходимых служебных помещений. На многих пунктах пропуска отсутствуют элементарные бытовые условия.
Анализ потребностей только таможенных органов в данном регионе показывает, что в целом их обеспеченность составляет: служебными помещениями - 70,5%, техническими средствами таможенного контроля - 46,9%, средствами связи - 50%, вычислительной техникой - 33,6%.
Не в лучшем положении находятся и подразделения Юго-Восточного регионального управления ФПС России, где особенно остро стоит вопрос, связанный с обеспечением жильем военнослужащих в местах развертывания пограничных отрядов и подразделений пограничного контроля. Обеспеченность жильем офицеров и прапорщиков ЮВРУ ФПС России составляет 3% от штатной численности. Тем самым складывающаяся ситуация создает предпосылки для развития социальной напряженности в коллективах сотрудников подразделений органов пограничной и таможенной службы и в конечном итоге становится дополнительным фактором, оказывающим негативное влияние на качество пограничного и таможенного контроля. Обстановку на российско-казахстанской границе усложняет все возрастающая нелегальная миграция в Россию и далее в Европу. Эту сферу также контролируют представители преступного мира.
Вместе с тем следует учитывать, что оперативная обстановка на российско-казахстанской границе, связанная с резким увеличением потока контрабанды наркотиков, является отражением ухудшения наркоситуации не только в Казахстане, но и в других центральноазиатских государствах. При этом зачастую основу наркомафиозных структур составляют участники антиправительственных вооруженных формирований, прошедшие специальную подготовку в Пакистане, Афганистане и Иране. При этом наркобизнес является главным финансовым источником антигосударственной и террористической деятельности. Основными местами базирования подобных формирований численностью в среднем от 20 до 150 человек являются предгорья Памира. Следует отметить их высокий уровень организованности, мобильности и материального обеспечения.
К сожалению, незримым подспорьем для бандитов, промышляющих наркобизнесом, становится сложная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация. Следует особо отметить, что вербовка наркокурьеров осуществляется в основном из малограмотных беднейших слоев населения, как на основе денежной заинтересованности, так и принудительным путем (захват заложников, "посадка на иглу").
Очевидно, что для полноценной масштабной борьбы с возникшей наркоугрозой необходимо взаимодействие всех стран региона на самом высоком уровне. Как показывает практика, при взаимодействии государств региона эффективность борьбы по пресечению незаконного оборота наркотиков существенно возрастает. Кроме того, во всех странах Центральной Азии и России следует активизировать борьбу с представителями властных структур, желающих "погреть руки" на пособничестве наркобизнесу.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker