на главную страницу

30 Августа 2002 года

Армия и общество

Пятница

Станция у Габалы

Александр ТИХОНОВ (Габала), «Красная звезда». Фото полковника Василия ЖИЛЯЕВА.



На знаменитом полотне мастера кисти Васнецова Илья Муромец смотрит вдаль - не замышляет ли кто дела худого против земли русской? С былинной поры много времени утекло, но и в XXI веке этот взор богатыря имеет глубокий сакральный смысл. О любых черных замыслах мы должны узнать загодя. Чтобы как следует подготовиться к встрече. Сейчас для этого днем и ночью, в дождь, пургу и зной внимательно наблюдают за происходящим в своих секторах (то есть на север и юг, на запад и восток от России) специальные радиолокационные станции, входящие в систему ракетно-космической обороны нашей страны. Сегодня наш рассказ об одной из таких РЛС - Габалинской, которой 31 августа исполняется четверть века. И которая сегодня представляет собой единственный военный объект России на территории Азербайджана.

     
Техника и люди

     Старожилы Габалы помнят, как все начиналось теперь уже в далеком 1976 году. Именно тогда на необычной по форме продолговатой горе высотою в 637 метров над уровнем моря более 20 тысяч военных строителей приступили к работе. Люди и машины, как муравьи, облепили гору, чтобы воздвигнуть уникальные сооружения, сопоставимые по размерам с гигантскими египетскими пирамидами и в чем-то даже напоминающие их. Трудились в три смены, тут же на горе и жили в огромном палаточном городке. Советско-американский Договор о противоракетной обороне от 1972 года служил тогда международно-правовым фундаментом строительства РЛС, а резервы интеллектуального и экономического потенциала нашей страны - фактической основой создания станции.
     Одновременно с продолжением строительных работ 31 августа 1977 года были сформированы штаты войсковой части. Именно этот день и стал точкой отсчета времени существования станции. Первым ее командиром был полковник Алексей Селиванов.
     Строившаяся РЛС «Дарьял» была в те годы станцией нового поколения. О ее устремленности в будущее говорит хотя бы тот факт, что еще тогда, 20 лет назад, в приемном центре станции были реализованы те принципы обработки информации, которые сегодня успешно используются на базе процессоров «Pentium». Все на РЛС было новым, только что созданным в многочисленных специальных конструкторских бюро и НИИ. Так что офицерам, назначенным в штат части по выпуску из училищ и академий, по прибытии к месту службы снова пришлось учиться.
     Финалом долгой, со стороны почти незаметной работы по доводке станции стали приемо-сдаточные испытания. Они продолжались целых семь месяцев, а после их успешного завершения часть приступила к несению поначалу опытного боевого дежурства. «Обкатка» сложнейшего механизма, вернее системы, длилась почти четыре месяца. А непосредственное боевое дежурство началось в феврале 1985 года. С той поры ни на минуту не прекращалось выполнение личным составом РЛС боевой задачи на южном стратегическом воздушно-космическом направлении. Хотя одно время судьба станции оказалась под вопросом.
     Парад суверенитетов бывших советских республик породил, как сказали бы в более ранний период нашей истории, разброд и шатание. В том числе - в умах офицеров и прапорщиков РЛС. Многие поспешили влиться в ряды образующихся национальных армий, поэтому на станции начался кадровый голод. Уезжали в основном на Украину и в Белоруссию. У оставшихся тоже не было уверенности в завтрашнем дне. Именно в тех условиях командиром станции назначили полковника Владимира Котенко.
     Порой казалось, что именно ему будет суждено повесить замок на КПП и написать: «Объект закрыт, все ушли кто куда...» На глазах превращалось в мираж то, во что верили, за что готовы были идти в бой. В тот период резко осложнилась внутриполитическая обстановка в Азербайджане, от бандитской пули погиб офицер станции капитан Александр Васильев (посмертно награжден орденом «За личное мужество»). И именно в то время полковник Котенко решает на территории РЛС разбить... фруктовые сады!
     У Чехова вырубка вишневого сада в одноименной пьесе символизировала конец старого доброго времени. У Котенко посадка офицерами вишен, черешен, яблонь, груш и орехов породила надежду на лучшие времена, на то, что оказавшаяся за рубежами Отечества станция не прекратит существования. И РЛС выжила. В 1998 году по совокупности показателей была занесена в «Книгу почета РВСН».
     Многое из того, что мне довелось увидеть в военном городке и на территории части Габалинской РЛС, вряд ли есть где-нибудь еще.
     А самое главное, что личный состав станции не чувствует себя брошенным на произвол судьбы или на выживание. Ни кто, к примеру, из прибывших в часть в 2001 году лейтенантов не уволился, и прибывшие в этом, 2002 году выпускники вузов тоже все как один настроены на службу.
     В частях, где военнослужащих по призыву гораздо меньше, чем офицеров и прапорщиков (а на РЛС дело обстоит именно так), призванные на два года солдаты часто оказываются на втором плане. На Габалинской станции никто не забыт, в том числе и солдаты. Теплица, огород и свинарник в прошлом году позволили получить дополнительно 152 тыс. рублей; за истекший период 2002 года уже получено продукции на сумму более 91 тыс. рублей, или в натуральном выражении более 450 кг мяса, 670 кг картофеля, почти полторы тонны овощей и зелени, 100 кг алычи. Так что варенья и сала зимой караулу хватит.
     Конечно, не хлебом единым жив человек с ружьем. Не меньше значит духовный климат. У нынешнего командира Габалинской РЛС полковника Сергея Субботникова твердые принципы в работе с людьми. Первый и главный - быть честным с подчиненными и говорить обо всем открыто. Второй - не сулить золотых гор, но данное обещание непременно выполнить. И третий - доверять тем, с кем работаешь. В условиях зарубежья все обязаны держаться вместе и успех может быть только коллективным. На РЛС все, как на подлодке...
     
«Око» не дремлет

     Габалинская РЛС «Дарьял» - составная часть ракетно-космической обороны (РКО) нашей страны и предназначена для обнаружения баллистических ракет, слежения за космическими объектами и контроля за ракетно-космической обстановкой на южном направлении. Сектор, на котором станция «видит» все, что положено, включает в себя пространство над Ближним Востоком, Северо-Восточной Африкой, Ираном, Ираком, Пакистаном и акваторией Индийского океана. РЛС ведет автоматический поиск и обнаружение целей, траектории полета которых проходят через зону ее обзора, определяет тип цели - баллистическая ракета или искусственный спутник Земли, осуществляет автоматическое сопровождение обнаруженных целей, определение их координат и траекторных параметров (в том числе координат точек старта и падения баллистических ракет) и, наконец, в автоматическом режиме передает данные об обнаруженных целях на вышестоящий командный пункт.
     Станция состоит из передающего и приемного центров, а также инженерного комплекса. Самый высокий из них - приемный (на снимке), хотя и передатчик тоже виден издалека. А с крыши «приемника» в хорошую погоду можно видеть горы, до которых от станции почти 60 километров.
     Боевая работа РЛС в составе единой системы ракетно-космической обороны позволяет обеспечить руководство страны информацией предупреждения о ракетном нападении при ударах из районов боевого патрулирования ПЛАРБ в Аравийском море и практически во всем Индийском океане (боевые возможности позволяют обнаружить цели типа головных частей баллистических ракет на дальностях в несколько тысяч километров). Информация будет абсолютно достоверной, поскольку на каждом этапе она, выработанная автоматикой на основе полученных приемным устройством данных, перепроверяется офицерами-аналитиками, чтобы исключить малейшую возможность необоснованного применения своих стратегических ядерных сил. Ну и, разумеется, РЛС позволяет предупредить руководство страны о ракетном нападении своевременно, то есть у Президента и министра обороны Российской Федерации хватит времени для решения на ответный удар.
     К счастью, за всю 25-летнюю историю РЛС ничего экстраординарного не происходило. Но обстановку в районе реальных боевых действий «Дарьялу» приходилось отслеживать часто. Например, во время ирано-иракского конфликта в 1988-1989 годах станция зафиксировала все пуски иракских ракет средней дальности «Скад». А сегодня Габалинская РЛС - основной источник информации о запусках американских «челноков» по программе «Шаттл». В нашей системе наблюдения за космическим пространством она незаменима.
     Боевое дежурство на станции осуществляется непрерывно четырьмя сменами. Каждый раз утром и вечером заступает дежурная смена из числа офицеров, прапорщиков, солдат, сержантов и гражданского персонала. Подавляющее большинство личного состава станции в настоящее время - высококлассные специалисты.
     
Экологическая безопасность

     Незадолго до подписания «Соглашения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции (РЛС «Дарьял»)» тема экологической безопасности этого объекта была затронута представителями некоторых азербайджанских природоохранных и общественно-политических организаций. Появлялась даже информация о возможности радиоактивного заражения местности и о негативном воздействии электромагнитного излучения РЛС на население окрестных городов и сел.
     На самом деле радиации на станции просто неоткуда взяться. На объектах «Дарьяла» никогда не было, нет и не появится каких-либо ионизирующих источников.
     Говоря об экологической опасности электромагнитного излучения (ЭМИ), надо иметь в виду следующее. Импульсная РЛС «Дарьял» использует при ЭМИ длину волны метрового диапазона. То есть станция не продуцирует опасного для здоровья СВЧ-излучения - излучаемый ею сигнал находится в СВЧ-диапазоне, который по заключению Всемирной организации здравоохранения, совершенно не оказывает воздействия на организм человека. Кроме того, проектировщики и строители расположили Габалинскую РЛС так, что все находящиеся в пределах зоны обзора поселки дополнительно защищены рельефом местности и расположены в зоне геометрической тени станции. И, наконец, при создании объекта специалисты провели работы технического и программно-алгоритмического характера, полностью исключающие негативное воздействие ЭМИ на жителей района.
     Все это подтвердилось результатами экологической экспертизы, проведенной комплексными независимыми группами экспертов российской и азербайджанской сторон в 2002 году. Осуществлялись измерение и оценка уровня электромагнитных полей, проводились ретроспективный анализ состояния здоровья жителей района и медицинский скрининг-опрос населения. Измерения и опросы проводились в местах, где по представлению членов комиссии могли бы наблюдаться наибольшие уровни электромагнитных полей.
     Измерения показали, что санитарная норма 10 мкВт/см2 (ВОЗ считает безопасной для окружающей среды норму уровня ЭМИ в 200 мкВт/см2, а в США этот уровень составляет 1.000 мкВт/см2, то есть в 100 раз выше, чем в России) в любое время года при любых погодных условиях не превышается ни при каком режиме работы РЛС. Медицинские скрининг-опросы также не выявили негативного воздействия ЭМИ РЛС на состояние здоровья местных жителей. В том же убеждает медицинская статистика состояния здоровья личного состава самой части (в том числе военнослужащих, проходящих службу на объекте десять и более лет).
     Потенциальную опасность для окружающей среды представляют отдельные технологические сооружения, где хранятся ГСМ, электролиты, кислоты, химреагенты для очистки и обеззараживания воды. Подобные сооружения имеются и на различных гражданских промышленных предприятиях, где безопасность должна обеспечиваться соблюдением соответствующих правил. За все 25 лет существования Габалинской РЛС не было допущено не то что катастрофы, но даже аварии или происшествия экологического характера. Что и засвидетельствовали многочисленные проверки, осуществляемые местными экологами, врачами СЭС и представителями общественности. Кстати, в утренние и вечерние часы на территории части можно увидеть массу «живых доказательств» благоприятной экологической обстановки: зайцев, лис, ежей и других представителей местной фауны, которым полюбилась жестко охраняемая - в том числе и от охотников - зона объекта.
     
Без местных помех

     Соглашение по Габалинской РЛС президенты России и Азербайджана подписали 25 января 2002 года в Москве. В соответствии с соглашением Россия в течение ближайших десяти лет будет ежегодно вносить за пользование Габалинской РЛС арендную плату, а также в течение пяти лет возместит Азербайджану затраты, связанные с использованием РЛС с 4 июля 1997 года по 31 декабря 2001 года. Станция получила статус информационно-аналитического центра и декларирована как собственность Азербайджана. Впоследствии на переговорах с Гейдаром Алиевым в Кремле Владимир Путин назвал «хорошим знаком» факт достижения договоренности по Габалинской РЛС; на взаимоотношения России и Азербайджана, безусловно, этот факт оказал позитивное влияние.
     В то же время на отношении местных жителей к военнослужащим РЛС и членам их семей подписание соглашения никак не отразилось. В том смысле, что габалинцы, как и жители других городов и сел Азербайджана, к русским военным относились очень доброжелательно и прежде.
     - У командования части давно сложились дружеские отношения с администрацией Габалинского района, - говорит заместитель командира РЛС полковник Сергей Старостин. - Вопросов, которые за время существования станции не удавалось решить, не было и нет...
     Одним словом, двустороннее соглашение по Габалинской РЛС юридически зафиксировало фактическое положение вещей: любые помехи в работе нашей системы ракетно-космической обороны на территории Азербайджана исключены как минимум на десятилетие.
     

На снимках: передающий центр; тут в почете грязевые ванны; тренировка по ЗОМП.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker