на главную страницу

3 Сентября 2002 года

История

Вторник

Финал

3 сентября - День победы над милитаристской Японией

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».



     После разгрома немцев под Москвой, нашей первой крупной победы в Великой Отечественной войне, в посольство СССР в США хлынул поток восторженных писем. Правда, прагматичные американцы напоминали и об интересах своей страны. «Америка и Россия, - писал Л. Талберт из Оук Парк (штат Иллинойс), - объединились в борьбе против Германии и Италии, им надо объединиться и в борьбе против Японии». Еще большую настойчивость проявлял в письме, датированном 17 декабря 1941 года, Уильям Оливер из Атланты (штат Джорджия): «Русским ВВС следует немедленно нанести удар по японским базам ВМС и морским пароходным линиям».
     Трезвые политики в США понимали: второй фронт на востоке Советскому Союзу ни к чему. Они заботились о перспективе. На Тегеранской и Крымской конференциях
     Ф. Рузвельт настойчиво ставил вопрос об участии СССР в войне и с главным врагом США. Той же позиции в Потсдаме придерживался Г. Трумэн. Война с Японией без участия СССР, по мнению американских штабистов, могла затянуться на два года и привести к потере миллиона солдат и офицеров. И. Сталин еще в Ялте твердо заявил: СССР выполнит долг перед союзниками, денонсирует пакт о нейтралитете с Японией и вступит с ней в войну спустя два-три месяца после разгрома Германии.
     У нас ведь были и свои счеты с дальневосточным соседом. Япония никогда не скрывала враждебного отношения ни к России, ни к Советскому Союзу. Разве можно было забыть Цусиму, Хасан, Халхин-Гол? Разве ушли в небытие вызывающие заявления Токио от 23 августа 1941 года? СССР истекал кровью, а Япония выражала ему резкий протест в связи с тем, что закупленные им в США товары следуют во Владивосток по морским путям вблизи Японских островов. Это, подчеркивалось в заявлении, «создает для Японии затруднительное положение ввиду ее отношений с Германией и Италией». Заканчивалось заявление прямой угрозой: Японии, дескать, «трудно будет сохранять нынешнюю позицию долгое время».
     Москва тогда ответила без всякой дипломатии: закупленные в США товары и впредь «будут направляться в СССР обычным торговым путем».
     Только крушение германского блицкрига, наши победы на фронтах, и прежде всего под Сталинградом, окончательно сняли вопрос о втором фронте у Тихого океана, вынудили Японию задуматься о собственном будущем.
     Еще до капитуляции Германии Советский Союз денонсировал договор о нейтралитете с Японией. В марте-апреле 1945 года были приняты крупномасштабные меры по обновлению вооружения и техники в войсках Дальнего Востока. 670 танков Т-34 проследовали не на запад, как это было в течение почти четырех лет, а на восток. А всего до начала боевых действий к нашим восточным рубежам было подано более 135 тысяч вагонов с военными грузами. Таких стратегических перебросок на огромные расстояния история второй мировой войны еще не знала.
     Замысел Маньчжурской операции с целью разгрома Квантунской армии - отборной, элитной части японских вооруженных сил — детально раскрыт в исторической литературе. Как и операций, обеспечивших освобождение южной части Сахалина, Курильских островов.
     Войска Забайкальского фронта под командованием Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского, 1-го Дальневосточного фронта под командованием Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, 2-го Дальневосточного фронта под командованием генерала армии М.А. Пуркаева менее чем за неделю - с 9 по 14 августа - завершили окружение японских войск в Манчьжурии и расчленение Квантунской армии на части. Используя этот успех, войска 16-й армии, которой командовал генерал-лейтенант Л.Г. Черемисов, освободили от противника отторгнутый Японией от России в 1905 году Южный Сахалин. Внезапным десантом был сокрушен 18-19 августа основной опорный пункт японцев на Курилах - ближайший к Камчатке остров Шумшу, а затем освобождена и вся островная гряда. Успешно развивались военные действия по освобождению Кореи.
     Действия фронтов, армий, флота и авиации координировало Главное командование. Главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке был Маршал Советского Союза А.М. Василевский.
     В боях наши Сухопутные войска теснейшим образом взаимодействовали с Военно-Морским Флотом, авиацией, Пограничными войсками, монгольской конницей. Японцы столкнулись с армией, обладающей богатейшим боевым опытом, первоклассной техникой и оружием, способной решать задачи на любой местности и при любой погоде. Стойкой, мужественной и искусной.
     С 19 августа японские войска почти повсеместно начали капитулировать. 148 японских генералов, 594 тысячи офицеров и солдат оказались у нас в плену. 2 сентября государственные и военные представители грезившей до этого мировым господством Японии подписали акт о безоговорочной капитуляции. 3 сентября Москва салютовала доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского Флота двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трехсот двадцати четырех орудий. Приказ
     № 373 об этом был последним, который И.В. Сталин подписал в ранге Верховного Главнокомандующего.
     Уже на следующий день был упразднен Государственный Комитет Обороны. Перестала работать, исчерпав свои задачи, Ставка Верховного Главнокомандования. наркомат обороны и наркомат Военно-Морского флота были объединены в наркомат Вооруженных Сил, вскоре ставший министерством. Страна, покончив счеты со второй мировой войной, спешила залечить раны. Надо было поднимать из руин Минск, Киев, Сталинград, Севастополь... И в то же время, затянув пояса, создавать собственную атомную бомбу, ракетное оружие, сверхзвуковую авиацию - все то, без чего народу, внесшему решающий вклад в разгром как Германии, так и Японии, оплатившему победу неисчислимыми жертвами, трудно было рассчитывать на место под солнцем.

     

На снимке: на кручах Большого Хингана (из архива «Красной звезды»).



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker