на главную страницу

4 Сентября 2002 года

Линия жизни

Среда

МЫ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ

На вопросы «Красной звезды» отвечает посол Японии в России Минору ТАМБА

Владимир КУЗАРЬ.



Визитная карточка: Минору Тамба родился в 1938 году и до 1947 года жил на острове Сахалин. В 1962 году окончил юридический факультет Токийского университета и поступил на службу в МИД Японии. С 1965 г. – второй секретарь посольства Японии в СССР, с 1973 г. – первый секретарь посольства Японии в КНР, с 1976 г. – первый секретарь посольства Японии в США. 1978 – 1984 гг. – работа в аппарате МИД, 1984 – 1986 гг. – министр посольства Японии в СССР, 1986 – 1988 гг. – генконсул Японии в Бостоне (США), 1991 – 1994 гг. – работа в аппарате МИД Японии, 1994 – 1997 гг. – посол Японии в Саудовской Аравии, 1997 – 1999 гг. – заместитель министра иностранных дел Японии, с августа 1999 г. – Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России.

     - Господин посол! По мнению многих наблюдателей, российско-японские отношения после некоторого периода бурного развития оказались в глубоком застое. Причем причину его видят в изменении политики Токио, где, как они считают, в последнее время взят более жесткий курс по отношению к Москве. В качестве подтверждения они приводят факт определенного преследования сторонников поиска компромисса с Россией по территориальному вопросу - некоторые уже уволены из МИД Японии, другие получили административные взыскания, а несколько человек даже арестованы. Что вы скажете по этому поводу?
     - Действительно, в последнее время кое-кто говорит об ощущениях определенного застоя в японо-российских отношениях, однако я не разделяю таких взглядов. Что же касается ряда вопросов, возникших к МИД Японии и одному депутату парламента, то звучащая в их адрес критика никоим образом не направлена против России и не отразится на японо-российских отношениях. Хотел бы в этой связи напомнить, что в марте министр иностранных дел России Игорь Иванов заявил, что это дело - внутренняя проблема Японии. На встрече руководителей Японии и России, состоявшейся 27 июня в рамках саммита «восьмерки» в Кананаскисе, стороны также пришли к общему мнению о важности развития японо-российских отношений. Между Японией и Россией существует взаимное согласие на высшем уровне относительно того, что наши страны продвигают вперед двусторонние отношения в широком круге областей, сосредоточив главное внимание на трех задачах - заключении мирного договора, сотрудничестве в сфере экономики и взаимодействии на международной арене. Хочется подчеркнуть, что правительство Японии следует этой договоренности и не вносит ни малейших изменений в свой принципиальный курс, суть которого состоит в том, чтобы прилагать усилия к дальнейшему развитию японо-российских отношений.
     Опираясь на вышеизложенный принципиальный курс, Япония в отношении территориальной проблемы последовательно придерживается позиции, направленной на заключение мирного договора с Россией путем решения вопроса о принадлежности четырех островов. Между Японией и Россией существует четкое взаимное понимание того, что стороны будут и в дальнейшем обсуждать все имеющиеся проблемы. Мы намерены продолжать активные консультации с Россией, опираясь на достигнутые до сих пор результаты.
     - И тем не менее, как сообщалось, в ходе саммита «восьмерки» в Канаде Япония критически отнеслась к предоставлению России статуса полноправного члена этого элитного клуба и без особого энтузиазма встретила предложение о выделении нашей стране 20 миллиардов долларов на ликвидацию средств массового уничтожения…
     - Позвольте обратить ваше внимание на то, что сказал по поводу полноправного членства России в «восьмерке» сам премьер-министр Коидзуми. На встрече с Президентом Путиным в Кананаскисе он заявил, что приветствует решение провести в 2006 году саммит «восьмерки» в России и пожелал ей успеха. Это слова высшего руководителя Японии, и в них заключается официальная позиция японского правительства.
     Япония считает неотложной и важной задачей предотвращение распространения оружия массового уничтожения и с 1993 года сотрудничает с Россией в области денуклеаризации. Она высоко оценивает тот факт, что на последнем саммите лидеры «восьмерки» договорились о «глобальном партнерстве» в данной сфере и продемонстрировали стремление заняться этими проблемами. В связи с тем, что согласовано «руководство» по реализации этого партнерства на практике и стало четко ясно, что Россия готова нести первичную ответственность и оказывать всестороннее содействие, Япония приняла решение выделить на данном этапе свыше 200 млн. долларов, из которых 100 млн. будут переданы международному органу, который «восьмерка» создаст в целях переработки избыточного оружейного плутония.
     В ходе японо-российской встречи в верхах в Кананаскисе стороны договорились о том, что визит премьер-министра Коидзуми в Россию состоится в соответствующий период между декабрем 2002-го и январем 2003 года. Также достигнута договоренность о подготовке «японо-российского плана действий» и объявлении будущего года «Годом Японии в России». В целях подготовки визита премьер-министра Японии проведены консультации на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств обеих стран, Россию также посетит министр иностранных дел Японии. Кроме того, в последнее время в России побывала делегация Парламентской ассоциации японо-российской дружбы, имели место контакты между либерально-демократической партией и партией «Единая Россия». Надеюсь, что темпы политического диалога будут нарастать и многогранные обмены между нашими странами будут становиться все более энергичными.
     Что касается перспектив японо-российских отношений, то Президент Путин во время встречи с премьер-министром Коидзуми заявил, что Япония и Россия нужны друг другу, и указал на важность оказания взаимной поддержки в качестве партнеров. Я хочу обратить ваше внимание на эти слова. Важно, что руководители обеих стран пришли к единому мнению о развитии японо-российских отношений на основе широкого видения и в широком круге областей.
     - В последние годы российско-японские отношения развивались поступательно и по многим направлениям. А в военной области, по сути, произошел настоящий прорыв, если принимать во внимание, что еще недавно между оборонными ведомствами двух стран не было прямых контактов, а сегодня они приобрели интенсивный характер. Чем вы можете это объяснить и какими видите перспективы военного сотрудничества России и Японии?
     - Если принимать во внимание стратегические и геополитические отношения Японии и России, то углубление контактов между оборонными ведомствами обеих стран представляется важным и естественным результатом не только в плане обеспечения их безопасности, но и с точки зрения поддержания стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
     До сих пор Япония и Россия углубляли связи в области обороны на основании Меморандума о развитии японо-российских контактов в сфере обороны, которым в августе 1999 года обменялись бывший начальник управления национальной обороны Японии X. Порота и бывший министр обороны России И.Д. Сергеев.
     Так, в рамках двусторонних обменов на высоком уровне Россию посетили начальники управления национальной обороны X. Усуи и X. Порота, а Японию - министры обороны России И.Н. Родионов и И.Д. Сергеев. Кроме того, в июне состоялся визит в Россию начальника штаба сухопутных сил самообороны М. Накатани. Таким образом, визитами обменялись высшие должностные лица всех родов войск Японии и России - сухопутных, морских и воздушных.
     Устойчиво развиваются и контакты между отдельными частями и соединениями. С 1996 года ежегодно осуществляются взаимные визиты военных кораблей, четырежды проводились совместные японо-российские учения по организации поисково-спасательных операций. На октябрь запланирован международный военно-морской парад, приуроченный к 50-летию образования морских сил самообороны. Предполагается, что в нем примут участие и корабли ВМФ России. Мы надеемся, что это событие станет еще одним шагом в развитии двусторонних отношений в области обороны.
     В любом случае я думаю, что уверенное продвижение вперед японо-российских контактов в области обороны вносит большой вклад в развитие отношений между обеими странами.
     - Когда говорят о военном сотрудничестве двух стран, то чаще всего имеют в виду обмены визитами высшего военно-политического руководства, совместные учения и визиты кораблей... И в то же время вне общего внимания остаются другие сферы - контакты между молодыми офицерами, помощь в решении проблемы социальной адаптации российских военнослужащих, увольняемых в запас...
     - Что касается контактов между молодыми офицерами, то в 1999 году в Японии побывали 50 российских офицеров, а в 2001 году Россию посетила делегация сил самообороны в составе 30 человек. Я слышал также, что обсуждается программа обменов курсантами военных училищ. Людские контакты между представителями молодого поколения имеют чрезвычайно большое значение в плане дальнейшего построения двусторонних отношений. А взаимопонимание между ними, как мне думается, является залогом будущего развития отношений доверия между нашими странами, а также движущей силой их развития.
     Каждый год происходят обмены по линии оборонных исследований и между преподавателями военных учебных заведений. Более того, я хотел бы подчеркнуть, что обмен мнениями проводится не только на двусторонней основе, что наши страны углубляют взаимопонимание и в рамках многосторонних семинаров и симпозиумов, в частности семинаров по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Я думаю, что контакты на более низком уровне являются важной опорой обменов в области обороны в целом.
     Что же касается проблемы социальной адаптации российских военнослужащих, то японская сторона в целях оказания помощи в их переподготовке и обучении гражданским профессиям с февраля 1998 года провела во Владивостоке и Хабаровске пять семинаров на тему «Продажа и обслуживание автомобилей». В них приняли участие 210 военнослужащих-дальневосточников, уволившихся из Вооруженных Сил. 22 слушателя, показавшие на семинарских занятиях лучшие результаты, получили приглашение посетить Японию.
     - Сегодня человечество непосредственно столкнулось с новыми вызовами, которые со временем могут представлять серьезную опасность. Совершенно очевидно, что для борьбы с ними требуется объединение усилий мирового сообщества. Вместе с тем высказывается мнение, что более эффективно в этом плане могли бы действовать региональные системы коллективной безопасности. Возможно, пришло время в прямую плоскость поставить вопрос о создании такой системы в Северо-Восточной Азии?
     - Как представляется, построение многоуровневой рамочной системы двустороннего и многостороннего диалога является реальным и наиболее подходящим средством, с помощью которого можно содействовать стабилизации условий для обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе в Северо-Восточной Азии. Основываясь на этой точке зрения, Япония путем развития диалога по вопросам безопасности, расширения контактов в области обороны, укрепления отношений взаимного доверия и других мер ведет работу по созданию стабильных условий для обеспечения безопасности.
     Если говорить о двусторонних рамках, то Япония придает чрезвычайно большое значение японо-американской системе безопасности. Данная система, закрепленная договором безопасности с Соединенными Штатами, базируется на идее необходимости обеспечения передового развертывания войск США и гарантий безопасности Японии за счет американской силы сдерживания. Посредством диалога по вопросам безопасности и контактов в области обороны с другими странами, в том числе с Россией, Япония и впредь намерена прилагать неустанные усилия к тому, чтобы японо-американская система безопасности оставалась фактором стабильности в регионе Азии и Тихого океана.
     Что касается многостороннего диалога, то Япония активно работает над улучшением условий для обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, действуя через Региональный форум АСЕАН (АРФ), служащий ареной диалога и сотрудничества в вопросах общерегиональной политики и безопасности и уверенно набирающий силу, в частности, в таких областях, как выработка конкретных мер доверия и подходов к превентивной дипломатии, а также через другие структуры.
     Полагаю, что, размышляя о подходящих рамках для обсуждения проблем мира и стабильности в Северо-Восточной Азии, надо иметь в виду продолжение уже упомянутых усилий.
     - Как сообщалось, Япония приняла предложение США о создании системы противоракетной обороны театра военных действий. Уже начаты совместные исследования в этой области. А почему бы такую систему не сделать региональной?
     - С учетом ситуации, складывающейся после окончания «холодной войны» вокруг проблемы распространения оружия массового уничтожения, в том числе ядерного и баллистических ракет, Япония с 1999 года проводит совместно с США исследования в области создания системы обороны от баллистических ракет средней дальности. Однако эти исследования имеют характер чисто технического изучения, и решение, связанное с переходом к стадиям разработки этой системы и ее развертывания, будет вынесено отдельно. Насколько мне известно, оно будет приниматься на основе тщательного изучения и обсуждения технических возможностей создания системы обороны от баллистических ракет и будущих подходов Японии к вопросам национальной обороны.
     - Господин посол, известно, что впервые в качестве дипломата вы прибыли в нашу страну в 1965 году, а нынешняя командировка в Россию уже третья в вашей биографии. Естественно, за это время многое изменилось в нашей стране. Что вы можете сказать о тех процессах, которые происходят сегодня в нашей стране?
     - Россия преобразилась в государство, коренным образом отличающееся от Советского Союза. Это государство базируется на тех же ценностях, что и Япония, - демократии, рыночной экономике, мире. Можно сказать, что это уже сама по себе большая перемена в историческом плане. За время моей нынешней командировки прямо на глазах ваша страна принимает систему государственного устройства, воплощающую вышеуказанные ценности, и проводит широкомасштабную работу по совершенствованию законодательства. Заметно, что данный процесс построения государства, основанного на новых ценностях, особенно ускорился на фоне изменений международной обстановки, которые вызваны террористическими актами, совершенными 11 сентября прошлого года. Я приветствую дальнейшую интеграцию России в международное сообщество как члена клуба государств, разделяющих упомянутые ценности, и соответствующую роль, которую может играть в нем Россия. Мне думается, что этот процесс принимает все более зримые очертания.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker