на главную страницу

4 Сентября 2002 года

Ситуация

Среда

Банька на рельсах

Евгений ЛИСАНОВ. Пос. Петровск - Москва.



Поселок Петровск, что в Ярославской области, место по-своему примечательное. Здесь, в железнодорожном тупике Центрального вещевого склада Минобороны РФ, расположился необычный состав - 12-й банно-прачечный дезинфекционный поезд (БПДП). «Баня на колесах» - так окрестили его те, кто прошел первую чеченскую кампанию...

     Вообще БПДП, можно сказать, необычная структура в составе Вооруженных Сил. Аналогов нет ни в одной армии мира. А вот отечественные военные стратеги осознали его значимость для войск, обороноспособности cтраны еще в начале прошлого века. Как рассказали в Военно-медицинском музее Минобороны РФ, впервые баня-поезд появился в России еще в 1904 году и предназначался для нужд Красного Креста. Тогда он состоял из четырех вагонов: прачечные с ручными стиральными машинами и дезинфекционными камерами.
     Во время русско-японской кампании мобильная баня обслуживала госпитали и лазареты на Дальнем Востоке. Хотя штат был невелик - 14 человек, объем работ впечатлял: за 10 часов обрабатывалось до 400 кг белья, что по меркам того времени было немало.
     Со временем потребность Вооруженных Сил в банно-прачечных составах возросла. Если до начала Великой Отечественной в Советской Армии их было всего 9, то в начальный период войны (1941-1942 гг.) - до 100. Обычно эти составы располагались в районах распределительных железнодорожных станций фронтов, где придавались санитарно-пропускным пунктам.
     По сравнению со своими предшественниками несколько видоизменилась и структура БПДП. Кроме банно-дезинфекционного отделения и прачечной, он обзавелся вспомогательными вагонами. В результате состав заметно удлинился. Так, банно-дезинфекционное отделение включало 4 вагона: раздевалка, душевая, дезкамера, одевальня. Один из вагонов был оборудован двумя паро-формалиновыми дезкамерами на 60 комплектов обмундирования. В четырех вагонах-прачечных было установлено механическое оборудование. Во вспомогательные вошли две цистерны для воды, электростанция со слесарной мастерской, кухня, столовая, склад и вагон для личного состава поезда. В результате его производительность заметно увеличилась. За час полную санитарную обработку в нем могли пройти до 100 человек.
     После войны объем банно-прачечных работ несколько снизился. Однако о мобильных банях не забыли. Более того. Их несколько модифицировали. Нынешний БПДП состоит из нескольких сегментов. В административно-хозяйственную группу входят вагон-штаб, вагон-склад, вагон-столовая, цистерны для воды, вагон-электростанция, вагон-общежитие.
     Основная группа - банно-дезинфекционная. Это вагоны-санпропускники, дезинфекционный вагон, душевая и вагон-раздевалка. Прачечная группа включает вагон-склад с чистым и грязным бельем, прачечную, сушилку и гладильный вагон. В общей сложности все хозяйство размещается в 19 вагонах, питающихся паром от паровоза.
     Схема помывки личного состава, санитарной обработки белья, разработанная много лет назад, действует и по сей день. И вот как это происходит. Группа из 30-40 человек заходит в санпропускник, оставляет верхнюю одежду на вешалках, а нижнее белье на полу. Пока личный состав моется, наряд по бане собирает белье и относит на склад грязной одежды. Схема смены белья построена таким образом, чтобы потоки чистого не пересекались с грязным, пояснили в Центральном вещевом управлении. После душа солдаты получают чистое белье из обменного фонда. На все про все - час.
     Офицер медицинской службы определяет степень зараженности белья.
     Бани на колесах пригодились и в мирных условиях. Примечательна судьба 12-го БПДП, которым командует майор Сергей Землянский. С 1985-го по 1989-й он дислоцировался на Байконуре, обслуживая военных строителей, караулы. После капремонта, во время землетрясения в Армении обосновался в Ленинакане.
     В 1991-м он вновь ушел на ремонт в Вологду. И уже через год отправился на новое место приписки в поселок Петровск.
     Новый поворот в судьбе 12-го произошел в конце 1994 года. На Северном Кавказе набирали силу печально известные события. Отметим, что почти одновременно в мятежную республику отправились два поезда: 12-й и 3-й БПДП. Начальника последнему придать почему-то забыли. Так что Землянскому пришлось руководить сразу двумя составами.
     Боевые будни тогда начались с курьеза. На станции Прохладная (Кабардино-Балкария) состав установили в тупике. Но угол наклона железнодорожной ветки, как выяснилось, не позволял сливать воду из вагона. Со временем она скопилась в таком объеме, что чуть было не парализовала работу всего поезда. Решили сделать отверстие в полу злополучного вагона. Во время сварочных работ загорелся утеплитель. Так что солдаты тушили пожар, находясь... по колено в воде.
     Не менее экзотические перипетии происходили и с 12-м. В феврале 1995-го он прибыл в Ингушетию для обслуживания беженцев из Чечни. Комизм же ситуации заключался в том, что у местного населения не набиралось такого количества белья, какое необходимо для полнокровного функционирования бани на колесах. Да и людей раз-два и обчелся. Так что здесь поезд долго не задержался и взял курс на Чечню.
     На станции Червленная подчиненные капитана Землянского, пожалуй, впервые почувствовали особенности военного времени.
     Как-то из проходящего мимо поезда какой-то «шутник» запустил осветительную ракету, которая угодила в яму с мазутом. Пламя охватило паровоз, затем полыхнула цистерна.
     Тушили пожар всем миром: и личный состав, и охрана станции. Только спустя два часа удалось обуздать разбушевавшуюся стихию.
     В Чечне 12-й проработал полгода. Командование пришло к выводу, что держать тут два поезда уже нет смысла. И в июле 1995 года он отправился в пункт постоянной дислокации. А майор Землянский, проводив его в Петровск, принял руководство 3-м.
     Лето 1996 года выдалось тревожным. Особенно «жарко» стало в августе. Боевики предприняли нападение на штаб группировки федеральных войск в Ханкале. Досталось и банно-прачечному поезду. Во время обстрела несколько гранат взорвались под вагонами. Три человека получили ранения. Жертв было бы больше, полагает майор Землянский, попади гранаты в вагоны с людьми. Пока вертолеты, зависнув аккурат над поездом, вели ответный огонь, подчиненные Сергея вгрызались в землю, рыли дополнительные окопы. Атаку отбили. Как напоминание о том страшном инциденте - пробоины от пуль и осколков гранат в обшивке одного из вагонов.
     И сейчас в расположении федеральной группировки в Ханкале работает 27-й банно-прачечный поезд, прибывший сюда в самом начале второй чеченской кампании. Точнее, тут он дорабатывает свой век.
     Дело в том, что ремонт нынешних банно-прачечных эшелонов, убежден майор Землянский, экономически нецелесообразен. Вагоны, изготовленные еще в середине прошлого века, выработали свой ресурс дважды, морально устарели и не отвечают современным требованиям. Да и чеченский опыт выявил ряд существенных недостатков.
     - Когда 12-й выводили из Чечни, - продолжает Сергей Валерьевич, - нешуточные проблемы возникли с вагонами довоенного образца, эксплуатация которых запрещена МПС с 1995-го года.
     На станции Рыбная ходовая часть одного из вагонов вышла из строя. Начальник участка дороги дальше его не пустил. Так что злополучный вагон пришлось навсегда оставить на станции.
     Невыгодны существующие банно-прачечные эшелоны и с экологической точки зрения. За сутки, как показал тот же опыт боевых действий в Чечне, набиралось 200-250 тонн отработанной воды, а подходящего резервуара для ее слива нет. Из-за этого постоянно возникали трения с экологами.
     Но, пожалуй, самый главный недостаток олицетворяет паровоз. При возникновении банно-прачечных поездов он был не только источником пара, но и тягловой силой состава. Со временем железнодорожная промышленность прекратила производство не только паровозов, но и запчастей к ним. Они остались лишь в банно-прачечном хозяйстве Вооруженных Сил. Самому «молодому» сейчас более полувека, остальные и того старше. Уже давно не выпускают и специальный огнеупорный кирпич для топок. Вместо него используют шамотный, который не выдерживает тепловых нагрузок от горения мазута. И как следствие, вместо положенного месяца паровоз может работать всего лишь неделю. В Чечне, пока один находился на ремонте, работал другой.
     И тем не менее отправлять банно-прачечные поезда в утиль рановато, убежден Землянский. Наряду с недостатками у них есть и плюсы. На сегодня БПДП - единственное мобильное средство, цистерны которого способны вмещать 100 тонн воды. Это позволяет бесперебойно функционировать всему банно-прачечному хозяйству в течение полусуток.
     Еще один плюс. Размещаясь на железнодорожных путях, поезд работает в тесном взаимодействии со службами МПС. А значит, различные ремонтные работы можно проводить в специализированных мастерских. В их числе перемотка электродвигателей, выточка валов к насосам, стиральным машинам. В полевых условиях эти и многие другие проблемы не решишь.
     Сейчас на Тверском вагоно-строительном заводе разрабатывается поезд нового поколения - БПДП-2000. Помимо уже имеющихся вагонов, в нем появятся вагон-химчистка, вагон очистки сточных вод. Да и паровоз исчезнет. Вагоны будут оснащены автономным источником пара - котлом КПП-500, работающим на дизельном топливе. В хозяйстве Землянского уже имеются три экспериментальных вагона нового образца. Так что он не без основания надеется, что новенькие баньки на колесах начнут поступать на вооружение уже в обозримой перспективе. Правда, когда именно это произойдет, сейчас не берется предсказывать никто.
     Ну а пока суть да дело, 27-й БПДП, оставшийся в Чечне, работает. На пределе возможного.
     На снимке: заправка цистерны водой.В преддверии зимы


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker