на главную страницу

5 Сентября 2002 года

Ситуация

Четверг

Наступление на «калининградском фронте»

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



     Наступление России на «калининградском фронте» продолжается в полном соответствии с известной мыслью о том, как долго русские запрягают и как быстро потом едут. Похоже, что у европейских политиков уже захватывает дух от этой стремительности. Действительно, Москва не просто умело выдвигает новые инициативы, но шаг за шагом разворачивает многообразие смыслов, заложенных в них. Очередной такой шаг сделал глава российского государства Владимир Путин на переговорах с президентом ФРГ Йоханнесом Рау. Президент России разъяснил детально суть позиции Москвы по проблеме транзита в Калининградскую область. Она состоит в том, что собственно транзит - это первоочередная задача, требующая решения в ближайшее время, а режим безвизового перемещения граждан России и государств ЕС является вторым этапом решения проблемы. Такого поворота Брюссель явно не ожидал. Стремясь свести дело к тому, что вопрос о калининградском транзите - лишь частная проблема во взаимоотношениях с Россией, еврочиновники и в страшном сне не могли предположить, что русские представят миру суть этой проблемы максимально доступно: Калининград является поворотным моментом, когда Евросоюз должен ясно и четко показать, согласен он на дальнейшую интеграцию России в Европу или все ограничится воспоминаниями о деголлевской «Европе от Атлантики до Урала».
     В этой связи особое звучание приобрели слова российского Президента о том, что государственный визит в Россию Йоханнеса Рау поможет «еще дальше продвинуться на пути построения отношений нового типа и внесет позитивный вклад в строительство Европы без разделительных линий». Владимир Путин отметил, что не видит причин, препятствующих решению калининградской проблемы. «На данный момент ничего не нужно, кроме политической воли. надеюсь, что ее проявим с двух сторон», - заявил он, подчеркнув, что проблема Калининграда - «очень острая для России». При этом возможно добиться такого решения, которое «абсолютно не нарушает Шенгенскую визовую зону, европейскую безопасность». Несложно понять, что Россия прилагает большие усилия, для того чтобы именно так, с максимальным учетом интересов стран Евросоюза, решить нашу общую проблему.
     Йоханнес Рау со своей стороны выразил надежду, что к концу сентября Европа подготовит ответ по Калининграду. «Мы не можем говорить сейчас, как выглядит это предложение, но надеемся, что будет соответствовать интересам и ЕС, и законам России», - заявил германский президент.
     Следует отметить, что в то же самое время проблема Калининграда была озвучена и в Германии, где находится с визитом министр МВД РФ Борис Грызлов. На совместной пресс-конференции его коллега Отто Шили дал оптимистическую оценку перспективам решения проблемы Калининграда, напомнив о послании Президента России Владимира Путина лидерам государств ЕС. По словам германского министра, в нем содержатся «интересные суждения» и они помогут поиску «практического решения», которое, по его мнению, возможно найти, хотя, отметил он в то же время, Шенгенское соглашение «нельзя ослаблять».
     Эта позиция характерна в целом для всего европейского политического истеблишмента, оказавшегося перед необходимостью сочетать «шенгенский эгоизм» с интересами российского партнера. Неразрывно увязав вопрос о Калининграде с вопросом дальнейшей европейской интеграции России, Москва поставила перед Евросоюзом сложную проблему. Именно поэтому, очевидно, представители Европейской комиссии пока воздерживаются от комментирования полученных в понедельник новых предложений Москвы. Пресс-секретарь ведомства по внешним связям Еврокомиссии Эмма Адвин смогла сообщить лишь то, что в течение «ближайших недель» эксперты нескольких ведомств ЕК будут внимательно изучать «российский меморандум», дополняя его собственными предложениями. 20 сентября «предварительный вариант ответа» должен быть представлен в коллегию ЕК, а затем направлен в Совет министров иностранных дел стран ЕС, где будет рассмотрен в начале октября. Одновременно пройдут обсуждения этих предложений с Вильнюсом, Варшавой и другими заинтересованными сторонами. Это разительным образом расходится с заявлением, которое буквально накануне сделал министр иностранных дел Дании Пер Стиг Меллер. Глава внешнеполитического ведомства страны, председательствующей в Совете глав внешнеполитических ведомств стран Европейского Союза, пообещал, что решение проблемы Калининградской области будет найдено уже в конце сентября. В то же время весьма показательно, что он также подчеркнул оправданность надежд на то, что «стороны все же придут к такой ситуации, когда будет действовать безвизовый порядок перемещения между Россией и ЕС».
     По словам Эммы Адвин, Евросоюз известит Москву о своей позиции еще до саммита в Брюсселе, который запланирован на конец октября этого года. Однако похоже, что ответ «не обязательно будет предан гласности». Такая «конспирация» в общеевропейском вопросе наглядно демонстрирует, сколь щекотливой оказалась ситуация, когда европейские чиновники должны практически доказывать приверженность честному партнерству в отношениях с Россией.
     Черчилль когда-то назвал Россию «окутанной тайной головоломкой внутри загадки». Сегодня Россия показывает, что готова помочь Европе с разгадкой. Дело за Европой.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker