на главную страницу

5 Сентября 2002 года

Армия и общество

Четверг

На страже закона и правопорядка

Беседу вел Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



В эти дни свое 80-летие отмечает военная прокуратура Московского военного округа. На протяжении десятилетий она вносит большой вклад в укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах. Еще одним подтверждением успешной работы коллектива является то, что должности главного военного прокурора в последние годы занимают выходцы из МВО – до последнего времени генерал-полковник юстиции Михаил Кондратьевич Кислицын, а сейчас – генерал-лейтенант юстиции Александр Николаевич Савенков. О традициях, задачах и перспективах военных юристов округа рассказывает военный прокурор МВО генерал-лейтенант юстиции Александр ВЕРТУХИН.

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Вертухин Александр Николаевич родился 4 июня 1954 года в Горьковской области. В 1978 году окончил юридический факультет Военного института Министерства обороны РФ. После этого служил на должностях от следователя до военного прокурора округа в ЗабВО. С 1994 по 2002 год – военный прокурор Ракетных войск стратегического назначения. 12 июля приказом Генерального прокурора Российской Федерации назначен военным прокурором Московского военного округа.      Заслуженный юрист Российской Федерации. Почетный работник прокуратуры РФ.
     Женат, два сына. Оба по примеру отца решили стать юристами: Алексей – старший лейтенант юстиции, Константин – студент Российской академии правосудия.


     - Александр Николаевич, с какого события ведет свою летопись военная прокуратура Московского военного округа?
     - Государственная военная прокуратура была учреждена в составе Народного комиссариата юстиции в соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР от 28 мая 1922 года. На военные прокуратуры, состоявшие при военных и военно-транспортных трибуналах, возлагались функции надзора за соблюдением законов учреждениями и должностными лицами военного ведомства, железнодорожного и водного транспорта там, где не было надзора со стороны общих органов прокуратуры. А приказом прокурора республики от 1 августа 1922 года было предписано сформировать военные прокуратуры в семи военных округах, в том числе в Московском военном округе. Она была оперативно создана и к концу августа насчитывала пять человек. С тех пор уже 80 лет выполняет возложенные на нее задачи как в мирное, так и в военное время.
     - Вы долгое время были военным прокурором РВСН. Каковы первые впечатления в новой должности?
     - Специфика работы военной прокуратуры МВО состоит прежде всего в большой разнородности поднадзорных воинских частей, организаций, предприятий и учреждений. Нам поднадзорен не только Московский военный округ, но и Московский округ ВВС и ПВО, Московский округ внутренних войск, многочисленные воинские части центрального подчинения, размещенные на территории 18 субъектов Российской Федерации. Свою деятельность по борьбе с преступностью нам нужно координировать со всеми правоохранительными органами субъектов Российской Федерации, территориальными прокуратурами, руководством силовых структур. Если говорить об объеме работы, то он значительно больше, чем в Ракетных войсках стратегического назначения.
     - Что из прежнего опыта работы вы используете на новом месте?
     - На протяжении последних лет в сложных условиях нам удалось совместно с командованием РВСН сплотить коллектив военной прокуратуры, нацелить его на выполнение ряда конкретных задач. В частности, за счет взаимодействия с командованием, органами воспитательной работы нам удалось резко сократить число скрытых преступлений. Если вы помните, был период, когда в войсках фактически не велась правовая предупредительная работа. В РВСН мы старались сохранить эту форму работы, очень эффективно способствующую профилактике преступлений. Важно ведь предотвратить нарушение закона или пресечь его на ранней стадии. К слову сказать, уровень преступности в Ракетных войсках все это время снижался из года в год. Понемногу, но снижался.
     Теперь уже в Московском военном округе все работники гарнизонных прокуратур и аппарата систематически выезжают в войска, встречаются с личным составом, проводят беседы, отвечают на вопросы.
     - То есть это своего рода «прокурорские десанты», получившие широкое распространение несколько лет назад, только, если можно так выразиться, мирные…
     - Это можно назвать как угодно. Под «десантом» мы подразумеваем тотальную проверку в отдельно взятой части, если в ней сложилась криминогенная обстановка или когда преступление носит масштабный и запутанный характер. Но фактически это лишь одна из форм работы, которую мы использовали и будем при необходимости использовать. В данном же случае речь идет о профилактической работе, ведь очень многие преступления можно предотвратить.
     - Но ведь и в надзорной работе присутствует плановое начало?
     - Естественно. Мы сами планируем и проводим так называемые сквозные проверки от округа до роты, если видим, что та или иная проблема требует обратить на себя особое внимание. Так, в первом полугодии этого года были проведены две масштабные проверки: об исполнении законодательства в области лицензирования и использования (сохранности) наркотических и психотропных средств, а также по вопросам использования воинскими частями находящихся в их распоряжении земель. И в том, и в другом случаях выявлен ряд серьезных недостатков. К примеру, 43 из 53 медицинских учреждений, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом этих «опасных» лекарств, не имели соответствующей лицензии. 758 работников не имели допуска к работе с наркотическими средствами. Имеются факты незаконной продажи земельных участков. В целях исполнения закона внесены представления командующим поднадзорных округов.
     Если говорить в целом о состоянии надзорной работы, то в первом полугодии этого года проведено 3.200 проверок, из них более 2.700 результативных. В результате привлечены к дисциплинарной ответственности более 1.000 должностных лиц, к материальной – около 300. Государству реально возмещен ущерб на сумму 12,9 млн. рублей, восстановлены права свыше 7.800 лиц. По результатам проверок возбуждено 154 уголовных дела.
     - Александр Николаевич, а как вы в целом оцениваете состояние преступности в округе? Какие проверки в связи с этим запланированы на второе полугодие?
     - Уровень преступности постепенно снижается. За семь месяцев этого года учтено 1.672 преступления, что на 56 меньше, чем за этот же период прошлого года. Значительно уменьшилось число тяжких и особо тяжких преступлений, а также правонарушений на почве неуставных отношений. Реже стали преступать закон офицеры.
     Если же говорить о наших ближайших планах, то они определены на заседании коллегии военной прокуратуры МВО 30 июля. Из надзорных мероприятий я бы выделил проверки по соблюдению арендного законодательства, сохранности федеральной собственности. Наша задача – возвратить государству, в том числе в бюджет Министерства обороны, законными методами как можно больше материальных и денежных средств, присвоить которые все еще находится немало желающих.
     Как вы знаете, с 1 июля введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс. В связи с этим на военных прокуроров возлагается очень важная и ответственная задача осуществления уголовного преследования. Генеральный прокурор Российской Федерации на последнем совещании потребовал от руководителей военных прокуратур всех уровней не только учить своих подчиненных, но и самим участвовать в судебных заседаниях, активно нарабатывая практику исполнения нового УПК.
     Несмотря на трудности, новый кодекс уже заработал и, я думаю, скоро принесет свои плоды. Опыт показывает, что при хорошей организации труда, грамотном отношении к делу все его требования могут быть исполнены и уже исполняются. Конечно, жизнь будет вносить свои коррективы, и тут важно, чтобы за ними поспевали законодатели, оперативно внося в УПК необходимые поправки.
     - Скажите, а то, что надзорной работе вы будете уделять меньше внимания или, наверное, на нее просто останется меньше времени, не скажется на защите прав военнослужащих и членов их семей?
     - Нет, это направление работы было и будет для нас приоритетным. К примеру, в первом полугодии этого года проведено более 1.400 проверок по вопросам социальной защищенности людей в погонах и членов их семей. Я приведу только два примера. Так, установлено, что 550 курсантов военно-учебных заведений, работавших с секретными документами, не имели допусков установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну. В 23 вузах выявлены нарушения прав более трех тысяч курсантов, которым не произведены денежные выплаты за работу с такими сведениями на сумму 5,6 млн. рублей. После наших проверок командованием приняты меры по устранению нарушений.
     В 19 поднадзорных высших учебных заведениях в течение длительного времени нарушались права 637 военнослужащих из числа профессорско-преподавательского состава, имеющих ученые звания, ученые степени, которым не выплачивались установленные надбавки к должностным окладам. Общая сумма задолженности превысила 1,2 млн. рублей. По результатам проверок внесено пять представлений и направлено 55 исковых заявлений в суды в защиту интересов военнослужащих.
     Еще одно важное направление нашей работы, тесно связанное с правами человека, - работа по реабилитации жертв политических репрессий. За время действия Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года отделом реабилитации военной прокуратуры МВО пересмотрено 20.266 дел. Реабилитировано 15.179 граждан, остальным отказано в этом праве. Сейчас мы активизируем эту работу, с тем чтобы ее завершить к концу 2003 года. Только за первое полугодие пересмотрено свыше 2.500 дел, а до конца 2002 года это число планируется довести до 8 тысяч.
     - Александр Николаевич, что бы вы пожелали читателям «Красной звезды», среди которых немало представителей военной юстиции?
     - Всем военнослужащим я пожелал бы выдержки и терпения. На мой взгляд, тем, кто носит погоны, все еще не хватает уверенности в завтрашнем дне, отсюда – многие издержки в служебной деятельности. Позитивные перемены в развитии Вооруженных Сил наметились, надо в них верить и всячески поддерживать. Прежде всего своим отношением к службе. Я призываю к строгому соблюдению закона и считаю, что у каждого военного человека это должно быть в крови.
     Работники военных прокуратур выполняют специфические функции и задачи, но фактически они находятся в том же боевом строю. Многие наши сотрудники служили в Афганистане, Югославии, Чечне, десятки из них награждены орденами и медалями. Хочется пожелать им и в дальнейшем с честью выполнять свой долг перед Отечеством.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker