на главную страницу

7 Сентября 2002 года

Славься век, Бородино!

Суббота

Жизнь за Отечество

Председатель Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года Александр НАРЫШКИН



"Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое Отечество"М.И. Голенищев-Кутузов - Александру I.

Бородинская битва - один из наиболее ярких и блистательных эпизодов Российской истории. Упорное сражение началось в 4 утра и длилось пятнадцать часов - почти до темноты... Все это время полки "Великой армии" беспрерывно атаковали, ломились вперед, но русские стояли неколебимо. Задача одних была пройти, других - устоять во что бы то ни стало. И те, и другие сделали все, что могли: "Французы показали себя достойными одержать победу, а русские - называться непобедимыми", - сформулировал потом мастер афоризмов Наполеон.      Пятнадцать часов Бородинского сражения воистину сотканы из сотен и тысяч подвигов - известных и неизвестных.
     ...Подхватив упавшее знамя, повел в контратаку батальон бригадный командир генерал-майор Тучков 4-й - и исчез среди гранатных разрывов.
     Занесенный конем в неприятельские ряды, кавалергардский поручик Римский-Корсаков отказался сдаться и рубил врагов палашом, пока не был застрелен.
     В момент кирасирской атаки дерзко вышел из пехотного каре фельдфебель Лихнов и метким выстрелом сбил на землю командира французского полка - атака расстроилась, всадники повернули лошадей...
     Русские полки стояли под непрерывным артиллерийским огнем, встречали очередную атаку, отражали ее, контратаковали - и продолжали стоять. Вывести батальоны из-под огня было нельзя - на их место сразу вступил бы противник... Вот почему столь велики оказались наши потери: в 6-м егерском полку убиты 364 рядовых, ранены 510; в Виленском пехотном убиты 372 солдата, ранен 301 и 155 пропали без вести; в лейб-гвардии Литовском убиты 400, ранены 143, без вести пропали 100. Кстати, по штату военного времени в полках армейской пехоты полагалось порядка 1.400 человек, гвардейской - 2.100. Но это по штату. Что же в действительности оставалось тогда от полков?
     И все равно они стояли на Бородинском поле, дрались и умирали. Иного просто не было дано - впервые за два столетия враг топтал Русскую землю, подходил к Москве... Сердца русских воинов не могли с этим смириться - в памяти каждого жил еще славный XVIII век, время знаменитых баталий и громких побед. Россия под знаменами Петра I вышла к берегам Балтийского моря, под штандартами Елизаветы Петровны она сокрушила гордую Пруссию. Затем, в царствование Екатерины II, были покорены Крым и Таврия, взяты самые грозные турецкие крепости, наведен порядок в Польше... Век XVIII завершился Альпийским походом Суворова, когда Русская армия показала свое превосходство не только над сильным противником, но и над самой природой.
     И вот после всех этих побед - поражение при Аустерлице в 1805-м, две "потерянные" кампании против французов, позорный Тильзитский мир 1807 года. Век XIX начинался ужасно, но продолжение развития событий совсем еще недавно вряд ли кто мог представить: соединенные силы Европы вторглись на Русскую землю, сданы Вильно и Минск, горит Смоленск, а неприятель находится в сотне верст от Москвы. Битва на Бородинском поле - то самое генеральное сражение, которого долго ждали обе противоборствующие стороны, - решала судьбу не только древней столицы, но и всей кампании, и России.
     Конечно, Наполеон не имел намерений - да и возможности - оккупировать "Северную империю". Однако он рассчитывал, что, разгромив Русскую армию и дойдя до Москвы, сможет включить Россию в сферу своей "общеевропейской" политики, превратить царя в покорного исполнителя своих указаний, заполнить "русский рынок" французскими товарами, а из России получать дешевое сырье... В принципе, подобные варианты, только без видимой агрессии, отрабатывались разными зарубежными политическими силами и впоследствии.
     Отвага, опытность и алчность французов и их союзников наткнулись на поле Бородина на стойкость и мужество русских войск. Если для первых это сражение казалось завершением кампании, последним препятствием на пути к богатейшему древнему городу, то для вторых Бородино представлялось возможностью расплатиться за Аустерлиц и Тильзит, за поругание родной земли. Народ наш терпелив, даже излишне медлителен, однако в подавляющей своей массе он не переносит захватчиков - и потому все они неминуемо находят бесславный конец на российских просторах.
     ...Русские выстояли при Бородине. Представители всех сословий российского общества, воины всех родов оружия, всех чинов и званий проявили равную степень патриотизма, небывалую дотоле самоотверженность в едином для всех деле защиты Отечества. Да, наши батальоны подалсь назад, оставив свои сровненные с землей и заваленные грудами трупов позиции, но они не бежали и были готовы продолжать сражение на следующий день. Однако главнокомандующий князь Голенищев-Кутузов распорядился иначе, понимая, что прежде всего ему следует сохранить армию.
     От Бородина шли в сторону Москвы полки, состоявшие из нескольких сотен, а порой и десятков израненных солдат под командой капитанов и поручиков. Но все они сохранили свои боевые знамена - ни та ни другая сторона не взяла в том ожесточенном сражении ни одного знамени.
     ...Через полтора года осененные этими знаменами русские полки освободят Европу от наполеоновского ига и придут к Парижу.

     
"Здесь сражались наши предки"

- Счастливая мысль учредить в память пережитых Россией славных дней общество, имеющее целью объединение потомков участников войн 1812 - 1814 годов как в армии, так и в государственном ополчении, родилась в дни торжественного празднования столетия Отечественной войны. Устав общества был утвержден определением Московского особого городского по делам об обществах присутствия от 11 февраля 1913 года. Разумеется, после революции его деятельность была прекращена до 1962 года...
     - Тогда его возродил удивительный человек - Владимир Алексеевич Казачков, который в 1912 году юным кадетом участвовал в торжествах на Бородинском поле и с тех пор "заболел" Отечественной войной...
     - Огромная заслуга Казачкова состоит в том, что он долгое время - в том числе и в годы репрессий - продолжал собирать сведения о потомках. В его списке состояли более шестисот фамилий.
     - Покойный Владимир Алексеевич мне рассказывал, как во время "перестройки", когда стали возрождаться разного рода дворянские общества, ему предложили вступить в одно из них. Посмотрев список, он категорически отказался: "Простите, но это списки для Колымы..." Он прекрасно понимал, что увлечение "дореволюционной" историей у нас в стране тогда, мягко говоря, не приветствовалось, но активно им занимался. Если бы не Казачков, то потомки участников Отечественной войны уже никогда бы не встретились...
     - Местом наших постоянных встреч в первое воскресенье сентября стал тогда Бородинский музей-заповедник, а в другие памятные дни - Бородинская панорама. Здесь же проходили и традиционные ежемесячные собрания, участники которых готовили сообщения и доклады, посвященные своим предкам, забытым страницам истории Отечественной войны...
     - Да, мне приходилось наблюдать, как люди, чуть ли не случайно пришедшие сюда в первый раз, постепенно становились квалифицированными историками...
     - Не случайно, что сейчас с Обществом охотно сотрудничают многие музеи, архивы, крупные ученые. Трое из его членов - С.А. Сапожников, Т.В. Тизенгаузен и я - входят в ученый совет Бородинского музея-заповедника.
     Кстати, десять лет тому назад общество совместно с Российским дворянским собранием решительно выступили за сохранение федерального статуса Бородинского музея-заповедника. Вы знаете, что его очень хотели понизить... Ну, а о том, что мы дружим с этим замечательным музеем и каждый год приезжаем сюда в середине июня - в очередную годовщину начала Отечественной войны, "Красная звезда" писала уже не единожды.
     - Так же, как мы рассказывали и про ваши военно-исторические исследования, и военно-патриотическую работу...
     - Да, с 1989 года общество создает картотеку и генеалогический банк данных по семьям участников войны с наполеоновской Францией периода 1805 - 1815 годов. Мы продолжаем некогда заложенные Владимиром Алексеевичем Казачковым контакты с Московским суворовским училищем, с воинскими частями, участвуем в праздничных торжествах на Бородинском поле.
     

На снимке: потомки участников Отечественной войны 1812 года у Центрального монумента Бородинского поля. Снимок сделан 12 июня 2002 года.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker