на главную страницу

7 Сентября 2002 года

Славься век, Бородино

Суббота

«Сжигать себя в этой игре»

Президент Военно-исторической ассоциации России Олег СОКОЛОВ, кандидат исторических наук



- Наша Военно-историческая ассоциация - единственная организация, официально имеющая статус всероссийской. Она зарегистрирована Минюстом и объединяет десятки клубов в разных городах страны - они занимаются историей и реконструкцией как Русской и Французской армий эпохи наполеоновских войн, так и другими эпохами.      - Почему сейчас все больше людей увлекается военно-исторической реконструкцией?
     - Прежде всего это необычайно красивая, прекрасная вещь. Можно как бы перенестись в другое время, почувствовать себя «в шкуре» людей той эпохи… Узнать, что такое на тебе мундир – в жару или в холод, что такое быть на коне в течение целого дня, что такое кавалерийская атака или ночь на бивуаке…
     Военно-историческая реконструкция – яркое, красочное, очень увлекательное зрелище. Это военно-исторический спектакль, имеющий прикладное значение – показать людям, как оно было, привлечь их.
     - Но мы как-то больше привыкли узнавать историю из книг…
     - Согласитесь, что книги в основном будут читать специалисты. Вот я - автор книги «Армия Наполеона»…
     - …ставшей событием в кругах любителей военной истории.
     - Я делал эту книгу 15 лет, она получилась очень красивой, но за счет того она очень дорогая и вышла тиражом 5 тысяч экземпляров. Многие ли ее прочитают?
     Нет, книга - это не то, что может привлечь массового зрителя. А такие исторические зрелища привлекают людей к истории. К истории своего Отечества, к истории Европы… Мы занимаемся эпохой Наполеона – это блистательная пора для русской и французской истории и культуры, здесь есть что позаимствовать и для сегодняшнего дня.
     - Кто будет участвовать в военно-историческом празднике, посвященном 190-летию Бородинского сражения?
     - Участники должны быть, во-первых, со всей России: Москва, Петербург, Череповец, Ростов-на-Дону, Петрозаводск, Смоленск, Красноярск, Канск Красноярской области, Шахты Ростовской… Во-вторых, из ближнего зарубежья. Прежде всего, наши друзья-белорусы - сейчас в Белоруссии широко развивается военно-историческое движение, появляются замечательные клубы. Украина, разумеется, - у нас и в Киеве, и в Севастополе, и в других городах есть отряды. Затем – Литва и Латвия. В общем, все ближайшие республики, кроме Эстонии, где нет ничего…
     Заграница более дальняя – Польша и Германия. Из Франции, надеюсь, приедут гвардейские конные егеря. Из Голландии – кирасиры. Из Лондона прилетит с несколькими своими солдатами Мартин Ланкастер, командир 9-го легкого полка Французской армии - лучшего полка военно-исторической реконструкции мира...
- Кстати, какие российские клубы вы можете выделить?
     - К сожалению, у нас нет ни одного по-настоящему большого клуба. Есть клубы, где очень хорошая униформа – например, лейб-гвардии Павловский полк в Санкт-Петербурге. Там же сейчас появились Преображенцы, а в Москве – Семеновцы. То есть, первая гвардейская – «Петровская» бригада. И те, и другие очень хорошо обмундированы, но и тех, и других очень мало… А когда мало народу, многого показать нельзя.
     Очень хорош по качеству обмундирования, по духу во Французской армии – 18-й линейный полк. Наверное, это один из самых лучших наших клубов. Командует им Сергей Беляев из Череповца – кстати, подполковник Российской армии, преподаватель военной истории. Он создал прекрасный полк. И там же в Череповце очень хороший Белозерский пехотный полк – у них единая организация. Кстати, 18-й полк к 40 человекам приближается, белозерцы – уже за 20. Серьезные группы по численности…
     - Все это – пехота. А из конных клубов?
     - Из кавалерии, конечно, Литовский уланский полк Сергея Улановича. Всегда замечательный! У них свои лошади, они тренируются, они прекрасно сидят на конях, реально могут атаковать в линию. Во «Французской армии», с точки зрения экипировки, очень выделяются кирасиры - 5-й кирасирский полк под командованием Алексея Рощина.
     Это элитная часть, но она маленькая, и в этом смысле похожа на Преображенцев и Семеновцев – это элитные люди, но их очень мало, потому что экипировка одного кирасира стоит примерно 4.000 $. Немногие, согласитесь, себе это могут позволить, и нужно очень и очень желать стать кирасиром.
     На недавнем военно-историческом фестивале «Литва 1812» для меня настоящим открытием стала прусская артиллерия из Литвы. Очень хорошие и пушка, и группа, и дух людей…
     - Вы все время подчеркиваете «дух людей». Почему? Ведь разговор у нас идет совсем не о настоящей армии…
     - И все же дух очень важен. Ведь можно одеть великолепный мундир, можно сделать все точно по истории, но… Я видел один такой клуб – не буду его называть – люди делали мундиры, гордились тем, что все у них на руках изготовлено, а потом приезжали на Бородинское поле, тут же с ходу напивались - все...
     Просто диву даешься! Зачем тратить такую энергию, так создавать мундир? Да даже не то что напиться, а просто можно ли в мундире стоять вразвалочку, показывая всем своим видом, что тебе все «по барабану»? Уж если ты оделся в русского солдата, если ты хочешь быть русским солдатом – елки-палки! - ты же должен понимать, что взял на себя определенную роль, ответственность и должен выполнять установленные правила этой игры для взрослых людей! Стой по стойке смирно, ешь глазами начальство, салютуй, приветствуй, ломай шапку перед старшим. А если не хочешь этого делать – так и не надо! Не надо! Занимайся рыбалкой или марки собирай…
     - Согласен. Ну а что вы посоветуете тому, кто все же твердо решил стать «униформистом»?
     - Прежде всего нужно определить, кем ты хочешь быть: французским кирасиром, русским гусаром, гренадером 18-го линейного или Киевского гренадерского полка… Что тебе ближе по духу. Ведь, действительно, очень разный был дух не только по армиям, но и по полкам. Разумеется, очень различается дух гусар или кирасир, гренадер или артиллеристов... Порой даже два полка, входящих в состав одной бригады, очень разнились между собой: возьмите, например, кавалергардский полк и лейб-гвардии конный… Разные корпоративные привычки, разные традиции.
     Определившись, надо обратиться с рапортом к командиру группы военно-исторической реконструкции и вступить. А дальше – все делать. Своими руками или за свои деньги создавать экипировку, выходить на мероприятия. Все очень просто!
     - Ну, если все действительно было бы так просто, то, думаю, клубы были бы в несколько раз больше по своей численности.
     - Действительно, на практике все несколько сложнее. Участие в движении военно-исторической реконструкции требует огромных вложений – и материальных, и, главное, временных...
     Вот лично для меня это стало практически смыслом всей жизни... Согласен, военно-историческая реконструкция – это игра. Но играть в нее нужно очень серьезно. Я бы даже сказал так: нужно полностью сжигать себя в этой игре... Только тогда и можно проводить мероприятия, подобное тому, которое вы завтра увидите на Бородинском поле.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker