на главную страницу

10 Сентября 2002 года

Армия и общество

Вторник

Вуз - молодой, традиции - вековые

Беседу вел Олег БОРИЧЕВСКИЙ.



У русской артиллерийской школы большая, славная история. Но есть в числе ее представителей и совсем молодые военно-учебные заведения. Например, Казанский филиал Военного артиллерийского университета, который изначально готовил авиаторов, потом специалистов для стратегических, а затем оперативно-тактических ракет и лишь с 90-х - пушкарей. О буднях самого юного артиллерийского вуза рассказывает его начальник генерал-майор Александр Бородин.

- Сегодня мы готовим, - сообщил генерал Бородин, - для Сухопутных войск офицеров по военной специальности «Применение подразделений артиллерии» в течение 5 лет. Из стен, будем по старинке называть, училища выходят лейтенанты, умеющие грамотно эксплуатировать практически все типы отечественной самоходной, буксируемой и реактивной артиллерии. Впрочем, упор сделан на подготовку специалистов для САУ «Мста-С». Это одна из лучших артиллерийских систем, хорошо зарекомендовавшая себя в войсках, в том числе и при ведении боевых действий.      Достигнуть такого уровня позволил подбор профессорско-преподавательского состава и офицеров-воспитателей. В нашем «активе» 8 докторов и 79 кандидатов наук, 7 профессоров, 65 доцентов.
     - Как известно, на базе филиала одно время проводили обучение и по ускоренной, трехгодичной, программе. Как вы оцениваете результаты этого эксперимента?
     - Неоднозначно, ведь это мера вынужденная. С одной стороны, удалось в короткие сроки подготовить специалистов для армии. Как вы помните, на Северном Кавказе начались события в Дагестане и Чечне, и Вооруженные Силы испытывали нехватку артиллеристов-профессионалов.
     С другой стороны, давайте задумаемся о дальнейшей служебной карьере такого офицера. Например, дослужился он до майора, состоялся как командир и хочет поступать в академию. Но там ему говорят: «У вас среднее профессиональное образование, и оснований даже для приема документов нет». Как быть дальше? Снова учиться?.. То же самое можно сказать и о курсах младших лейтенантов. В войсках их выпускники невольно испытывают дискомфорт рядом со своими сверстниками, окончившими военные вузы, поскольку понимают, что перспективы их служебного роста ограничены. На мой взгляд, необходимо продумать систему, которая помогла бы заинтересовать их в необходимости получения полноценного высшего образования уже в процессе службы, допустим в заочной форме.
     - Александр Ильич, возвратимся к теме Северного Кавказа. По существу, там Российская армия училась воевать заново. Вносятся ли коррективы в учебные программы, исходя из опыта конфликта?
     - А как же! Ведение боевых действий в горных условиях всегда было самым сложным элементом подготовки для всех родов войск, тем более для артиллерии. И мы здесь стараемся идти в ногу со временем.
     Большую помощь филиалу в этом деле оказывает начальник штаба ракетных войск и артиллерии 58-й армии СКВО, которая фактически и воюет в горах, полковник Смоловой. Еще недавно он был преподавателем нашего вуза, имеет ученую степень.
     Также с его помощью мы следим за служебным ростом наших выпускников в этом регионе, знаем об их успехах и недостатках. Такая практика, кстати, распространена и на другие округа. Так что в вузе есть полный банк данных на всех бывших курсантов КФВАУ.
     - Как и в любой большой организации, в училище наверняка существуют проблемы. Какие из них особенно влияют на качество учебного процесса?
     - Прежде всего - полигон. В наследство от ракетчиков, учившихся здесь раньше, нам досталось одно учебное поле. Однако оно не позволяет решать специфические задачи артиллеристам. Несколько лет назад курсантам и офицерам приходилось даже выезжать в Тоцкое на дивизионный полигон для проведения стрельб.
     Сейчас вузу принадлежит часть учебного поля Казанского филиала Челябинского танкового института. Своими силами мы оборудовали там парк на 40 единиц техники, мишенное поле, тир, учебные классы, КТП, заправку, казарму, провели освещение, возвели столовую. В общем, создали всю инфраструктуру. И теперь есть возможность стрелять штатным снарядом из всех типов буксируемой и самоходной артиллерии калибром от 76 до 152 миллиметров, а также ПТУРов и стрелкового оружия.
     Очень интересные учения на этом полигоне были проведены в мае - июне этого года совместно с танкистами. Мы решали свои задачи, они - свои, на практике отрабатывая вопросы взаимодействия...
     Вторая проблема, стоящая перед КФВАУ, - отсутствие квартир для офицеров. Не обеспечены жильем на сегодняшний день 194 человека.
     Впрочем, руки опускать у нас не принято. Мы вышли на командование ПУрВО с ходатайством отдать часть пустующей земли на территории училища частной фирме для возведения пяти пятиэтажных домов. За это филиал получит 13 процентов квартир в каждом доме, да к тому же нам бесплатно отремонтируют крыши учебных корпусов. А это, согласитесь, тоже немало. Вопрос находится в стадии проработки.
     - Как у филиала складываются отношения с местной властью?
     - Очень хорошо. В училище часто бывают представители администраций и военкоматов Татарстана и Казани и знают о положении вещей не понаслышке.
     

На снимке: генерал-майор Александр БОРОДИН наблюдает за ходом стрельб.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker