на главную страницу

10 Сентября 2002 года

Пульс планеты

Вторник

США готовятся к «акции возмездия»

Сергей CУМБАЕВ.



В начале XIII века в Англии была принята Великая Хартия вольностей, в которой говорилось, что «ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму… иначе, как по законному приговору равных его или по закону страны». Позже, уже в конце XVII века был принят Habeas Corpus Act (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного), согласно которому никто без решения суда не мог подвергнуть кого-либо задержанию или аресту, то есть наказанию. Таким образом, еще в средневековом праве, а затем в буржуазном, была оформлена презумпция невиновности, ставшая основой законодательств большей части стран. В полной мере этот принцип относится также к системе международных отношений.

     
В поисках поддержки

     Приверженность закону постоянно декларируют и Соединенные Штаты. Однако на практике их поведение на международной арене не всегда, мягко говоря, соответствуют этому принципу. Нынешняя политика Вашингтона в отношении Ирака яркое тому свидетельство. Вот уже почти год со стороны Вашингтона звучат призывы покарать Ирак американской десницей. При этом США объявили Ирак угрозой региону, миру, себе и своим союзникам. Дошло до того, что в начале августа президент США Джордж Буш-младший заявил: «Мы должны разобраться с режимом Хусейна. Это наша историческая миссия. Мы будем защищать свободу от любой угрозы».
     Что эта за угроза, внятно объяснить мировому сообществу американцы не могут. Так, одним из расхожих обвинений Ирака являются утверждения Вашингтона, что Багдад обладает оружием массового уничтожения и готовится его применить. При этом никакими конкретными фактами США не располагают. Все основано на догадках и фразах вроде «у нас нет доказательств того, что у Ирака есть оружие массового уничтожения, но у нас нет и доказательств, что оружия у него нет». Более того, официальные лица в Вашингтоне не раз заявляли, что в настоящее время идет постоянное изучение разведывательных отчетов, чтобы получить полную информацию. Судя по таким заявлениям, достоверной информации пока нет, но, зная упорство американцев, можно не сомневаться, что информацию они найдут. И тогда начнется война.
     Ее, кстати, в США уже активно планируют, намечая нанесение удара по Ираку уже в ближайшее время. Однако, по оценке экспертов, война может начаться только после некоторых событий, которые должны произойти до этого. Америка, которая на словах готова самостоятельно провести операцию против Ирака, воевать в одиночку не будет. Ей нужна хоть какая-то видимость международной поддержки. А сегодня операцию против Ирака не поддерживает треть населения земли, даже такой верный союзник США, как Великобритания, и тот колеблется.
     На прошлой неделе Буш позвонил президентам России и Франции и председателю КНР. Как сообщается, в ходе разговора обсуждалась и проблема Ирака. Если учесть, что эти страны являются членами Совета Безопасности ООН, то можно сделать вывод, что США продолжают искать поддержку мирового сообщества своей будущей военной операции. В качестве же предлога для удара по Ираку американцы намерены использовать проблему допуска на иракскую территорию ооновских инспекторов. Если на сей счет будет резолюция ООН, а Ирак откажется ее выполнять, то Вашингтон как бы получит моральное и юридическое обоснование своей «акции возмездия».
     
Европа: что делать?

     29 сентября в Великобритании должна пройти конференция лейбористской партии, на которой выступит премьер-министр страны Тони Блэр. Одной из основных тем конференции станет проблема Ирака, причем, как утверждают некоторые британские газеты, она готова разделить партию на две части. Британская газета «Миррор» сообщила, что Блэру для выступления будет представлен доклад, подготовленный группой юристов, в котором отмечается, что удар по Ираку будет нанесен в нарушение норм международного права. Причем изначальной целью данного доклада было как раз доказать обратное, но юристы решили не идти против истины.
     Сам же Блэр никак не может определиться с тем, как ему поступить. Лично он не прочь поддержать США в борьбе с Хусейном. Но мнение британской общественности ему далеко небезразлично. А общественность как-то не выражает особого желания отправляться на войну.
     На одной из недавних своих пресс-конференций Блэр заявил следующее: «Люди задаются вопросами, как можно сменить режим в Ираке? Кто придет после Саддама? Какова роль ООН? Как это повлияет на ближневосточный мирный процесс? Как это отразится на отношениях с арабскими странами? На некоторые вопросы уже сейчас можно дать ответ, но я повторяю, что на данный момент мы считаем, что режим Саддама является угрозой. Он нарушает решения ООН, разрабатывая оружие массового уничтожения, и правящему режиму в Ираке, и Саддаму Хусейну в частности не может быть позволено поступать так, не может быть позволено нарушать резолюции. Если мы позволим ему нарушать резолюции, то это будет явной угрозой не только региону, но и миру в широком понимании этого слова».
     Другой европейский союзник по НАТО – Германия также пребывает в раздумьях. 22 сентября в Германии пройдут выборы федерального канцлера, и внешнеполитические вопросы, особенно иракская тема, сейчас стоят чуть ли не на первом месте, являясь ожесточенным предметом споров. Действующий канцлер Герхардт Шредер не раз заявлял, что Германия не поддержит военную акцию США против Ирака, если она не будет одобрена Советом Безопасности ООН. Министр обороны ФРГ Петер Штрук в свою очередь сказал, что даже если такое одобрение и будет получено, то «каждая страна самостоятельно будет определять, подключаться ли ей к операции». При этом Шредер отметил, что совместные действия с США в борьбе с международным терроризмом продолжают оставаться основой современной внешней политики Германии. А вот противник Шредера – Эдмунд Штойбер пока что уклоняется от прямого ответа на вопрос, пошлет ли он германские войска в Ирак в случае победы на выборах, называя такие вопросы гипотетическими.
     Согласно статистическим данным, 82 процента германских граждан поддерживают в этом вопросе позицию Шредера. Хотя ряд аналитиков уже заявили, что Шредер слишком резко возвысил голос и потерял поддержку за океаном, что вряд ли устроит Германию. Вообще же внешняя политика ФРГ не только в данном вопросе, но и в общем гораздо интереснее и любопытнее, скажем, политики британской или французской. Нынешняя Германия стремится укрепить свое международное влияние, в том числе и военным присутствием в различных частях света. Это и направление войск в Афганистан, и активное участие транспортных самолетов люфтваффе в миротворческих операциях, и присутствие на Балканах.
     Что касается внешней политики Франции, то если характеризовать ее в общих чертах, то Париж выступает против необоснованного применения силы в отношении Ирака, а также против нарушений международного права. По большому счету, такую позицию занимают большинство европейских стран. Они готовы поддержать США только в том случае, если будут получены достоверные факты о причастности Ирака к международному терроризму и об исходящей из этой страны угрозе мировому сообществу, а также если силовая акция против Багдада получит одобрение СБ ООН.
     
Открывая «врата ада»

     К другой категории относятся страны ближневосточного региона. Они занимают достаточно важное стратегическое положение, и в теории без их согласия США не смогут разместить свои войска вблизи Ирака, чтобы в нужный момент устремить их на смену режима в Багдаде.
     В начале августа министр обороны США Дональд Рамсфелд, находясь, видимо, в оптимистичном настроении, заявил, что страны Персидского залива окажут поддержку Вашингтону. «Я думаю, эти государства найдут способ - публично или в приватном порядке – оказать помощь Америке», – сказал Рамсфелд. Но министр также напомнил, что многие из арабских государств региона «меньше по размеру и намного слабее» Ирака, а потому вынуждены «быть достаточно осторожными в выборе выражений».
     Наибольший интерес из арабских стран представляют позиция Египта – как лидера среди арабских стран и Саудовской Аравии, как страны, считавшейся до недавнего времени ближайшим соратником США в регионе. Египет на протяжении долгого времени выступает против любого силового решения иракской проблемы, при этом умудряясь сохранять нормальные отношения с Вашингтоном. А вот политика Саудовской Аравии явно претерпевает изменения. Заявления Эр-Рияда о готовности изъять свои средства из американской экономики заставили многих задуматься не только о последствиях такого шага, но и о его причинах. Дело в том, что Саудовское королевство, являясь богатым и сильным региональным государством, все же не имеет влияния на международную политику или экономику. И это положение сегодня не устраивает Эр-Рияд, который хотел бы иметь голос и влиять определенным образом на мировую политику и уж тем более на политику арабских государств. Поэтому, думается, не случайно Саудовская Аравия высказывает сомнения в необходимости силовой акции против Ирака и в то же время открывает в Багдаде свою торгово-промышленную выставку, развивает с этой страной экономические связи.
     Следует отметить, что на прошлой неделе министры иностранных дел арабских государств встретились в Каире для обсуждения двух тем: арабо-израильского конфликта и выработки стратегии поведения в случае нападения США на Ирак. Все арабские страны высказали неодобрение американских инициатив, однако многие предложили Ираку все же допустить в страну инспекторов ООН. Лидеры арабских стран прямо заявили, обращаясь к Бушу, что нападение на Ирак откроет на Ближнем Востоке «врата ада». Как отмечают аналитики, встреча в Каире окончательно похоронила надежды на создание антииракской коалиции наподобие той, что появилась в 1991 году.
     На данный момент Саудовская Аравия, Бахрейн и Катар отказались предоставить США возможность использовать расположенные на их территории базы для ударов по Ираку. Однако нельзя исключать, что если американцы все же вознамерятся ударить по Ираку, то страны Залива никто спрашивать не будет. Более того, вполне может оказаться, что согласно подписанным соглашениям эти базы либо являются собственностью США, либо могут использоваться без согласия местных властей.
     
Начинают Турция и Израиль

     Судя по сообщениям, лучше всех о планах США осведомлен Израиль. Премьер-министр страны Ариэль Шарон отдал приказ привести войска в состояние полной боевой готовности к 1 ноября. Хотя американцы и не назвали точной даты начала войны, но, как сообщают зарубежные СМИ, Израиль сделал подобный вывод на основании анализа ситуации в американских вооруженных силах, в частности в тыловых подразделениях.
     При этом некоторые израильские эксперты полагают, что операция может быть отложена или перенесена, если Саддам в последний момент согласится впустить в страну международных инспекторов. В качестве возможного срока называется весна следующего года. Как бы то ни было, но Раанан Гиссин, советник Ариэля Шарона, отказался комментировать приготовления Израиля, сказав, что в любом случае США предупредят его страну о начале любых военных действий. Израиль, кстати, остается единственной страной региона, готовой безоговорочно поддержать США. Но приготовления к возможной войне проводятся не столько из желания помочь США, сколько из опасения оказаться неготовыми к иракскому возмездию, каковое может последовать в случае американской операции.
     В начале августа появились сообщения о захвате турками стратегически важного аэродрома на севере Ирака. Тогда же, по некоторой информации, руководство генштаба Турции подготовило план действий турецкой армии на случай операции против Ирака. Согласно ему, турецкая армия занимает часть северных территорий, создавая своего рода коридор безопасности. Кроме того, турецкие части будут предотвращать прорыв в Турцию беженцев, которые неминуемо возникнут. Но стоит отметить, что весь боевой запал Турции моментально угасает, как только речь заходит о курдской автономии. Даже бывший премьер-министр Израиля Экуд Барак писал в газете «Нью-Йорк таймс»: «Турция никогда не поддержит усилий по свержению Саддама Хуссейна, если только ей заранее твердо не пообещают, что не будет допущено образования курдского государства на севере Ирака».
     
Поедешь на север, поедешь на юг…

     Как бы там ни было, однако Пентагон уже приступил к подготовке проведения войсковой операции против Ирака. Согласно плану, расписанному в «Нью-Йорк таймс», американские войска намерены атаковать Ирак с воздуха, моря и суши с трех направлений - севера, юга и запада. Десятки тысяч солдат и морских пехотинцев начнут наступление предположительно с территории Кувейта. Сотни самолетов, базирующиеся в восьми странах, в том числе в Турции и Катаре, подвергают бомбардировке наземные цели. В то же время силы специальных операций уничтожают секретные лаборатории и базы хранения ОМУ.
     В свою очередь журнал «Ньюсуик» в начале августа также опубликовал план свержения Саддама. В нем предусмотрено шесть вариантов операции от высадки десанта в столице до военного вторжения. В последнем случае силы вторжения должны были составить не менее 200 тыс. военнослужащих. Наступление будет вестись с территорий соседних арабских стран. При этом в журнале подчеркивалось, что ни один из вариантов не выглядит убедительно.
     Тогда же президент Буш заявил о наличии трех вариантов. Первое – повторение «Бури в пустыне», когда основной упор делается на воздушные налеты. Второй – аналог операции в Афганистане, когда основную роль играют войска специального назначения. Третий вариант, названный новым, был предложен командующим Центральным командованием ВС США генералом Томми Фрэнксом и предусматривал стремительный захват Багдада и свержение иракского президента.
     Что в самом деле готовят в Пентагоне, не знает никто. Хотя если рассмотреть опыт войны в Заливе в 1991 году, то перед началом активной фазы боевых действий американцы организовали специальную операцию по переброске войск в регион. Переброска войск происходила в течение нескольких месяцев. И только после этого началась военная фаза операции. Есть ли сейчас подобные сведения? Только частичные. Скажем, летом из Пентагона звучали заявления о том, что тысячи морских пехотинцев из 1-го экспедиционного корпуса начинают усиленную подготовку на базе Кэмп Пенделтон в Калифорнии. Сообщалось, что эти части будут направлены в район Персидского залива. Говорилось и о строительстве новых баз в Заливе, в том числе и аэродрома Аль-Удейд в Катаре.
     Конечно, после 1991 года американцы создали в Заливе сеть военных баз, большая часть из которых является по сути пунктами хранения военной техники и пунктами материально-технического обеспечения. Интерес представляет район Кабал на севере Кувейта, который находится в 50 км от границы с Ираком. Находящиеся там американские подразделения патрулируют район, передовые их части находятся в 30 км от границы. Однако имеющихся сейчас сил в регионе явно не хватит для начала войсковой операции. А сообщений о массовой переброске в регион личного состава американских соединений, повторюсь, пока нет.
     В этой связи многие эксперты делают выводы, что говорить о крупномасштабной операции против Ирака в ближайшие месяцы не стоит. Будут продолжаться авианалеты, подобные тому, который состоялся в минувшую пятницу, когда около 120 американских и английских боевых самолетов нанесли удары по наземным объектам Ирака. Возможно проведение специальных операций в северных курдских районах Ирака. Однако наиболее вероятным остается вариант, что все действия американской администрации направлены на поддержание нестабильной обстановки в регионе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker