на главную страницу

12 Сентября 2002 года

Армия и общество

Четверг

Надел сапоги - уже на полигоне

О пользе приказарменной учебно-материальной базы

Константин РАЩЕПКИН. Ульяновск - Москва.



С 12 по 14 сентября в Ульяновске на базе бригады Воздушно-десантных войск проходит сбор представителей органов управления боевой подготовки видов Вооруженных Сил, родов войск, объединений и соединений. В центре внимания его участников - опыт использования приказарменной учебной базы в подготовке личного состава. Руководит сбором начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Александр Скородумов. О том, как подготовились ульяновские десантники к этому ответственному мероприятию, рассказывает наш корреспондент.

Больше месяца личный состав Ульяновской воздушно-десантной бригады совершенствует свою учебную базу. Неподалеку от штаба одного из полков десантники оборудуют мишенную обстановку, роют траншеи. А буквально в двух шагах от части создается и вовсе целый полигон – с тиром и небольшим танкодромом. Все это, по словам заместителя командира бригады подполковника Хасэна Тенгизова и называется приказарменной учебной базой.      То, что сбор решено проводить здесь, не случайно. Как заметил командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак, приказарменная материальная база и мини-полигон при части Ульяновской воздушно-десантной бригады больше всего соответствуют современным требованиям. Тем не менее десантникам пришлось немало потрудиться, чтобы сделать ее образцово-показательной и продемонстрировать участникам сбора, как все должно быть.
     - Приходится нелегко, работаем с утра до вечера с полной отдачей, зато в итоге получим первоклассную материальную базу, которая позволит на высоком уровне организовать боевую учебу, – делится начальник штаба бригады подполковник Владимир Кочетков.
     О значении, которое придают десантники созданию приказарменной учебной базы, говорит и тот факт, что всеми работами по оборудованию мини-полигона и других учебных объектов руководит начальник боевой подготовки ВДВ полковник Геворг Исаханян, а контролирует командующий ВДВ.
     Что же такое приказарменная учебно-материальная база и почему ей уделяется теперь такое значение? Обращаюсь с этим вопросом к заместителю командира бригады подполковнику Хасэну Тенгизову, отвечающему за организацию боевой подготовки в бригаде.
     – Все новое – хорошо забытое старое. В советское время элементы этой матбазы можно было увидеть, наверное, в каждом полку. Хотя такой необходимости, как сейчас, в ней тогда не было, – рассказывает подполковник. – После передислокации многих соединений из ближнего зарубежья не всем удалось обзавестись полигонами, скажем так, достаточной емкости. Наш, например, может принять лишь один батальон. А у нас их четыре – три постоянной готовности и один учебный. И это типичная ситуация. Поездки же батальонами и полками на большие окружные полигоны сегодня армии не по карману. Выход – часть программы по боевой подготовке проходить, что называется, при части.
     Один из городков приказарменной учебной материально-технической базы расположен, как уже говорилось, в пятидесяти метрах от штаба бригады. На нем, по словам Тенгизова, одновременно может заниматься парашютно-десантная рота. Городок разбит на девять учебных точек. На каждой занимается отделение. На первой отрабатывается метание ручных гранат в пешем порядке. Гранаты, конечно, учебные, но нужные навыки при правильной организации занятий солдат получает не хуже, чем с боевыми.
     Вторая учебная точка – обучение правильности прицеливания при помощи командирского ящика. Третья - для тренировки личного состава по изготовке к бою и выполнению нормативов огневой подготовки. Четвертое, над оборудованием которого, кстати, десантникам особенно пришлось потрудиться, предназначено для обучения действиям в обороне. Отделение занимает траншею и отрабатывает различные вводные.
     Пятое предназначено «для тренировки в решении огневых задач по применению правил стрельбы»: в пятидесяти метрах от развернувшегося «к бою» отделения - имитирующая противника мишенная обстановка. Тренировки, как рассказал подполковник Тенгизов, будут проходить с использованием лазерных имитаторов стрельбы. На шестом учебном месте под руководством медицинских работников солдаты будут обучаться приемам первой медицинской помощи на поле боя.
     Три оставшиеся учебные точки будут отданы тренировкам по РХБЗ, преодолению инженерных заграждений (в основном из колючей проволоки) и «обеспечению жизнедеятельности в полевых условиях».
     Проведенная подполковником Тенгизовым «экскурсия» убедила, что все упомянутые вопросы без ущерба качеству действительно можно успешно отрабатывать, не выезжая на полигон.
     Второй объект приказарменной учебной базы – мини-полигон. Он расположен через дорогу от ворот части. Здесь уже могут заниматься сразу две роты. Из новых учебных мест сразу обращают на себя внимание трасса для вождения БМД (с горками и препятствиями), тир и «тропа разведчика».
     – Протяженность этой трассы – 650 метров, но она оборудована таким образом, что включает в себя все препятствия зачетного упражнения по вождению, – комментирует подполковник Тенгизов. – Ведь самое трудное при обучении механиков-водителей – научить их преодолевать все эти препятствия. Например, трогаться на подъеме и не скатиться назад. А наличие такой трассы, можно сказать, при части – огромнейшее подспорье для тренировок по вождению в условиях постоянной нехватки ГСМ. Невольно задаешься вопросом: а как быть командирам, у которых нет такого мини-полигона хотя бы из-за отсутствия места за полковым забором? Но это уже не к подполковнику Тенгизову...
     Тир для стрельбы не только из пистолета, но и из автомата тоже очень удобен. Выполняя в нем некоторые упражнения стрельб, уже проще соблюдать требования руководящих документов. К примеру, тех, что предписывают мотострелковым и парашютно-десантным подразделениям иметь не меньше четырех стрелковых тренировок в месяц. Ну а «полоса разведчика», которую, разумеется, преодолевают не только разведчики, очень хорошо тренирует ловкость, уверенность в себе и выносливость.
     Большинство элементов этой приказарменной учебной базы существует в бригаде еще с 1999 года. Через несколько месяцев после начала второй чеченской кампании, по словам офицеров, ее начали оборудовать по инициативе вернувшегося после командировки в Дагестан подполковника Тенгизова. Сейчас же собственными силами вся эта база приводится в состояние, скажем так, близкое к идеальному.
     Для этого, рассказали в бригаде, Главным управлением боевой подготовки ВС РФ десантникам было выделено порядка 300 тысяч рублей. Плюс еще материалы. Чем могут, помогают областные руководители – губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов и его заместитель Михаил Шканов. Но вся эта помощь компенсирует лишь часть расходов на оборудование нужной матбазы, оцениваемых в три миллиона рублей.
     – Строим, как и раньше, в основном «хозспособом» – увидели, на дороге валяется кусок бордюра, взяли и приспособили, – рассказали офицеры бригады. А вообще-то вопрос о средствах на создание подобной базы, увы, остается открытым. Кому-то, может быть, помогут спонсоры, кому-то придется придумывать что-то еще. Обмену опытом по данному вопросу, говорят, на сборе тоже будет отведено время. Но как бы там ни было, при сегодняшнем хроническом недофинансировании боевой подготовки, дефиците ГСМ без такой вот матбазы не обойтись.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker