на главную страницу

12 Сентября 2002 года

Из путевого блокнота

Четверг

Хождение по морю в стиле «Осьминог»

Капитан 2 ранга Александр ЧЕБОТАРЕВ.



На днях закончилась вторая фаза международных учений Черноморской военно-морской группы БЛЭКСИФОР. А началась она месяц назад в Севастополе, когда боевые корабли из Турции, Болгарии, Румынии, Грузии, России и Украины, составившие единый интернациональный отряд, вышли в море. И сразу же стали действовать по натовским наставлениям, о чем свидетельствовали и наименования ордеров кораблей – «Осьминог» или «Дельфин», и порядок следования в них боевых единиц, и британо-американские системы измерений. Но моряки отряда были к этому готовы, так как подобные мероприятия проводятся уже не впервые.

Оказались на высоте
     В том числе и экипаж российского морского тральщика «Желязняков». Не хотел бы лукавить и утверждать, что на нем в полном соответствии с передовицами еще недавних времен «все и всегда» было в порядке. По итогам прошлого года корабль получил немало замечаний по технической готовности, отмечался не в лучшем контексте в приказе главнокомандующего ВМФ России. И тем значимей заслуга командира и заместителя по воспитательной работе капитанов 3 ранга Александра Вьюркова и Алексея Османова. Рулевой матрос Дмитрий Бондаренко буквально перед учениями прибыл на морской тральщик. Но уже через два дня самостоятельно нес ходовую вахту. Радиометрист старший матрос Андрей Поляков с отменной точностью выдавал информацию о надводной обстановке. Сигнальщики матросы Сергей Радаев и Сергей Рубан профессионально несли свои нелегкие вахты. И безопасность совместного плавания во многом зависела от моряков. С задачей они справились выше всяких похвал.
     Трюмные старшие матросы Сергей Захаров, Евгений Плитинь, Дмитрий Свечников, мотористы старшие матросы Вячеслав Бибуков, Дмитрий Чарунов, Алексей Луцук, матрос Алексей Курамшин обеспечили бесперебойную работу всей корабельной «начинки». Вестовые и коки старшие матросы Сергей Портка, Николай Соломаха, Виталий Малышев, матросы Александр Ефимов, Евгений Митюков на уровне не ниже «Метрополя» проводили приемы, готовили обеды и ужины, а один раз даже умудрились испечь великолепные пироги.
     Благодаря шефам с далекого Севера – муниципального образования «Надым и Надымский район» - наша футбольная команда единственная в отряде обладала прекрасной спортивной формой. А капитан команды старший лейтенант Павел Гридасов сумел проявить дар спортивного организатора и тренера в одном лице. И на фоне поражений нашей сборной на чемпионате мира-2002 сумел хоть в чем-то взять мини-реванш!
     Экипаж до и после выхода в море разительно отличается по уровню практики, по уверенности в собственных силах и по бесценному опыту плавания.
     
«Добро пожаловать» в Эрегли

     Первые дни в море несколько были, к сожалению, омрачены выходом из строя главных двигателей на флагмане группы – украинском корабле управления «Славутич». И вместо проведения неофициального визита в турецкий порт и военно-морскую базу Тузла было принято решение зайти в Эрегли, порт на Черном море.
     Порт и город Эрегли относительно недавно принял турецких военных моряков. В 2000 году на правительственном уровне было принято решение о размещении здесь на постоянной основе боевых кораблей и подводных лодок. Причем каких-либо конфликтов или противоречий с гражданскими властями не возникло. Хотя определенные проблемы, очевидно, возникли, так как военные моряки несколько потеснили местных портовиков, которые заняты обеспечением ввоза железной руды для металлургического гиганта «Эрдемли», занимающего 9-е место по объемам производства в Европе.
     За короткое время для военно-морской базы были построены причальные сооружения, создана необходимая инфраструктура, построен военный городок с прекрасно развитой социальной сферой. Организационно ВМБ подчинена командованию северной части Черного моря, которое возглавляет бригадный адмирал Д. Кутук. Уровень организации службы турецких моряков находится на весьма высоком уровне. Судите сами. Решение о заходе кораблей Черноморской группы в Эрегли было принято буквально накануне. И на подготовку у хозяев оставалось всего несколько часов. Вместе с тем все без исключения вопросы, связанные с обеспечением кораблей отряда, были решены. В том числе справились со своей задачей и судоремонтные мастерские, которые в кратчайший срок самостоятельно изготовили для украинского корабля необходимую деталь.
     Сразу как только корабли ошвартовались у причалов, на «джипе» подкатил патруль и два «мехметчика» (солдата) приступили к охране гостей с оружием в руках от возможных эксцессов. Причем по точности их смены с поста можно было сверять часы. По внутреннему рейду всю ночь патрулировал катер в целях осуществления противоподводно-диверсионной обороны. Подобные меры предосторожности, похоже, были нелишни: турецкая армия продолжает операции против вооруженных формирований курдов, и обстановку в стране в контексте борьбы с сепаратизмом вряд ли возможно назвать спокойной.
     Хозяева любезно разрешили коллегам – военным морякам беспрепятственно посещать прекрасный пляж на территории городка, спортзал, магазины и кафе. Примечательно, что любители «оседлать волну» могли за сумму, эквивалентную примерно пяти долларам в час, арендовать виндсерфинг. Обслуживающий персонал во всей, условно говоря, социальной структуре – матросы, служащие по призыву. Цены в магазинах и в кафе турецкого аналога нашего «Военторга» существенно ниже, чем в городе. Следует отметить, что ежемесячное денежное довольствие офицеров и уоррент-офицеров ВМС нашего южного соседа и в недалеком прошлом противника по Черноморью не столь уж велико по сравнению с его союзниками по НАТО. Скажем, у старшего лейтенанта оно составляет до 600 долларов. Капитан 3 ранга может расписываться в ведомости за сумму примерно в 800 американских «зеленых». Но матрос-призывник довольствуется всего семью «баксами». В общении с некоторыми турками, за «челночное» десятилетие вполне сносно освоивших русский, выяснились и некоторые другие особенности в социальной сфере этой страны. Так, между «низшими» и «высшими» чинами здесь существует огромная пропасть. Если в автобусе находится хотя бы один офицер, матрос не имеет права не то что сесть в его присутствии, а просто в него войти.
     В Эрегли искренне гордятся своим металлургическим гигантом. Поэтому, естественно, в первую очередь экскурсия в город была организована именно на «Эрдемли». Размеры предприятия, уровень компьютеризации поражают воображение. Туркам действительно есть чем гордиться.
     К иностранцам жители относятся приветливо. Но торгуют в полном соответствии с традициями восточных народов – шумно, на первый взгляд чересчур навязчиво, предлагая свой товар. Мусульманские традиции весьма чувствуются в объявленном здесь светском обществе. На улице в открытом виде невозможно пронести, скажем, бутылку пива, не появишься в шортах. Женщины, несмотря на жару, носят длинные одежды, не снимая платков. Хотя вооруженные силы весьма европеизированы. Практически все офицеры владеют английским языком. А на территории военного городка жены военнослужащих позволяют себе выглядеть более практично на летнем солнцепеке. На вывесках – надписи на пяти-шести языках, среди которых русский и украинский. «Добро пожаловать» здесь соседствует с «Ласкаво просимо». А чуть ниже местный «знаток» лингвистики может изобразить нечто вроде рекламы: «Заходите, у нас есть пиво, вотка».
     
«Смели» - это российский «Дельфин»

     90-е годы не прошли бесследно в сознании жителей причерноморских государств. Военные моряки сегодня мыслят и воспринимают историю подчас совершенно иначе, чем еще в недалекие времена Советского Союза и существования Варшавского Договора. Мне как-то попал в руки великолепно иллюстрированный журнал о болгарских военно-морских силах. В историческом экскурсе скрупулезно перечислено число моряков, награжденных в годы второй мировой войны как германским, так и советским командованием. Потопление русского эсминца и советской подводной лодки, постановки мин против наших боевых кораблей, участие болгарских моряков в боях с фашистами в составе Дунайской флотилии в годы Великой Отечественной войны в сем реестре «славных» дел чередуются в соседних абзацах.
     Люди старшего поколения в Болгарии еще хорошо говорят по-русски. Но лейтенант-болгарин уже разговаривал в официальной обстановке либо на родном, либо на английском языках. И лишь после довольно длительного общения признался – учил «великий и могучий» в школе лишь до восьмого класса. Затем как-то все прекратилось. Командир МТЩ «Шквал», представлявший Болгарию в отряде, капитан-лейтенант Павлин Штерев неплохо понимает русскую речь, но ему явно недостает разговорной практики.
     До сих пор основу болгарского флота составляют построенные в России боевые корабли. Содержание их весьма неплохое, ремонт осуществляется на судоремонтном предприятии «Флотский Арсенал» в Варне. Подводные лодки нашего 641-го проекта до сих пор уверенно чувствуют себя в морских глубинах. Флагман ВМС Болгарии фрегат «Смели» - во время своей службы в Поти именовался «Дельфином».
     На болгарских пляжах летом преобладает русская речь. Туристы из Урала и Дальнего Востока, из Москвы и Санкт-Петербурга приезжают отдыхать в эту балканскую страну. Сленчев Бряг становится чем-то похож на крымский или кубанский берег. В Варне вполне возможно купить российские газеты, а русскоязычное издание пикантного «Плейбоя» стоит даже дешевле, чем в Новороссийске. В магазинах, на улицах к нашим морякам по-прежнему относились приветливо. Правда, представители младшего поколения куда прагматичней внешне, даже безразлично относятся к потомкам русских солдат и матросов, некогда принесших их народам свободу.
     Все непросто на берегах моря, некогда звавшегося Русским. Еще десяток лет назад вряд ли кто-нибудь мог даже представить недавних противников в едином ордере боевых кораблей, причем действующем по натовским уставам. И тем не менее Черноморская военно-морская группа показала свою состоятельность, а международная программа сотрудничества моряков разных государств продолжила свою деятельность.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker