на главную страницу

14 Сентября 2002 года

Оборонно-промышленный комплекс: проблемы и решения

Суббота

ОРУЖИЕ РОССИИ

Материалы полосы подготовил Александр Маркушин



Оснащение Российской армии современной боевой техникой и оружием в последнее десятилетие имеет несколько специфических тенденций. Одна из них заключается в том, что в условиях недофинансирования Вооруженные Силы имеют крайне ограниченные возможности по закупке новых образцов вооружения и военной техники (В и ВТ), которые уже сейчас готова предложить оборонная промышленность страны. Исходя из этого, руководство Министерства обороны, заказывающие управления совместно с предприятиями оборонно-промышленного комплекса пошли по наиболее рациональному пути повышения боевого потенциала частей и подразделений, в основе которого лежит модернизация существующих и находящихся на вооружении серийных образцов вооружения. Установка на базовые модели бронемашин, самолетов, кораблей и другой техники современных двигателей, нового вооружения, появившихся в последние годы средств связи, навигации, управления и наведения оружия позволяют при минимальном расходовании финансовых ресурсов успешно решать задачи повышения боеготовности и боеспособности частей и подразделений. Еще одно направление – сокращение расходов на содержание вооружения и военной техники за счет их унификации. К тому же уменьшение разнотипности В и ВТ обеспечивает их взаимозаменяемость. Среди оборонных предприятий, которые работают над этими проблемами, – Нижегородское автомобильное предприятие «Техносервис-Н». Предоставляем слово его генеральному директору Евгению КУДРЯШОВУ и заместителю гендиректора по НИОКР – главному конструктору завода Игорю ЛЕБЕДЕВУ, которые рассказывают о работе предприятия по модернизации и унификации бронемашин для армии.

     

А вместо сердца – дизельный мотор


     
Визитная карточка

Кудряшов Евгений Михайлович. Родился в 1960 году. Окончил Горьковский политехнический институт. Был преподавателем на кафедре ГПИ «Автомобили и тракторы». В 1993 году перешел работать в «Техносервис» инженером. С 2002 года – генеральный директор Нижегородского автомобильного предприятия «Техносервис-Н».
     - «Техносервис» в этом году отметил свое 10-летие. Становление нашего коллектива пришлось на самые трудные и противоречивые для отечественной экономики и всего оборонно-промышленного комплекса 90-е годы, когда ставился вопрос о выживании не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Мы сделали ставку на тюнинговом направлении, разработке и установке новых моделей бензиновых и дизельных двигателей на технику не только горьковского производства, но и на машины Ульяновского автозавода. Причем в последнем случае речь идет о комплексной работе - установке силового агрегата в сборе: мотора, коробки передач, раздаточной коробки с заменой некоторых элементов трансмиссии. То есть автомобиль проходит достаточно глубокую модернизацию. И как показала практика, такие машины пользуются повышенным спросом.
     Постепенно мы развивали и другое конверсионное направление работы. В частности, нами разработан автомобиль для перевозки людей под землей. Этот автомобиль для шахтеров создавался, как говорится, с нуля, и сейчас идут его серийные поставки потребителям.
     Три года назад по просьбе Горьковского автозавода мы занялись автомобилем «Водник». Судьба у этой машины была непростая. Изначально «Водник» разрабатывался под дизельный двигатель воздушного охлаждения. Этот мотор был разработан на ГАЗе под средние грузовики, в том числе и для «Водника». Но его доводка, освоение серийного производства пришлись на трудные 90-е годы. Из-за финансовых проблем работы по двигателю были закрыты, и «Водник» оказался... без мотора.
     В тот критический период нас попросили проработать возможность установки замещающего силового агрегата на эту уникальную машину. С этого, собственно, началось наше сотрудничество с Министерством обороны. На прошедшей в конце августа этого года выставке автомобилей двойного применения в Бронницах «Техносервис» показал семь образцов модернизированной военной техники. В том числе три варианта автомобилей «Водник», автомобиль «Драгун», созданный на базе «Водника», а также БТР-60 и БТР-70 с модернизированными силовыми агрегатами.
     С чем связан интерес Минобороны к «Техносервису»? Дело в том, что это очень мобильная организация. Мы в состоянии достаточно быстро разрабатывать, изготавливать опытные образцы военной техники. Для ее серийного производства мы установили партнерские отношения с Муромским машиностроительным заводом «Муромтепловоз», на базе которого предполагается освоение тех или иных модификаций техники. То есть мы разрабатываем конструкторскую документацию, изготавливаем опытные образцы, испытываем их, сами проводим сертификацию.
     На выставке в Бронницах были представлены два «Водника» с новыми двигателями Ярославского моторного завода, а один – с импортным силовым агрегатом. Все машины сейчас находятся на государственных испытаниях в 21-м Научно-исследовательском испытательном институте Минобороны РФ в Бронницах. Мы надеемся, что до конца этого года они завершатся успешно.
     

     

БТР еще послужит


Предлагаемая автомобильным предприятием «Техносервис» схема модернизации бронетранспортеров БТР-60 и БТР-70 заключается прежде всего в замене двух бензиновых двигателей общей мощностью 180 л.с. (2 по 90 л.с.) на один дизельный силовой агрегат производства ярославского ОАО «Автодизель». Это двигатель ЯМЗ-236Д аналогичной мощности 180 л.с., но с большим крутящим моментом. Преимущества дизельного двигателя по сравнению с бензиновым для военной техники известны и очевидны. Наряду с высокой мощностью и неприхотливостью в эксплуатации они пожаро- взрывобезопасны в бою.      Кроме того, применяя дизельный силовой агрегат, увеличиваем пробег автомобиля без дозаправки топливом с 500 км до 800 км, улучшаются тяговые характеристики на слабых грунтах, сильно пересеченной местности и на горных дорогах.
     Напомним, что силовая установка серийных БТР-60 и БТР-70 содержит два бензиновых двигателя, каждый из которых приводит во вращение колеса двух осей автомобиля независимо от другого, в то время как на плаву их крутящие моменты объединяются в редукторе привода водомета. А кинематическая схема трансмиссии модернизированных БТР содержит лишь один дизельный двигатель, приводящий во вращение колеса всех четырех осей, и дополнительную раздаточную коробку, распределяющую крутящий момент двигателя между двумя штатными раздаточными коробками и осуществляющую привод водомета.
     При установке нового дизельного двигателя пришлось решать проблемы с размещением его в корпусе БТР. Силовой агрегат ЯМЗ-236 имеет больший габарит по высоте, чем штатные силовые установки БТР. Для обеспечения монтажа нового силового агрегата была изменена съемная крыша над двигателем. Модернизированная крыша оборудована крышками и приводами воздухопритока, заимствованными с БТР-80. Она выполнена из броневых листов с углами наклона, соответствующими общим обводам корпуса БТР.
     Для уменьшения переделок корпуса, моторной перегородки и сохранения объема обитаемого отделения было принято решение провести доработку корпуса водомета, которая позволяет разместить силовой агрегат без принципиальных изменений компоновки моторного отделения.
На модернизированных БТР установлена дополнительная раздаточная коробка (ДРК), которая перераспределяет крутящий момент двигателя между двумя штатными раздаточными коробками машины, и, таким образом, трансмиссия базового автомобиля сохраняется в первоначальном виде.      В самой ДРК крутящий момент двигателя поступает на дифференциал, а с него на два соосных вала, которые передают момент на ведущие мосты. С одного из валов ДРК крутящий момент передается на карданный вал привода водомета. Дифференциал ДРК имеет принудительную блокировку. Конструкция ДРК основана на шестернях ОАО «КамАЗ», благодаря чему ее конструкция максимально унифицирована с действующим производством.
     Трансмиссия модернизированного БТР построена по агрегатному принципу. Силовой агрегат (двигатель, сцепление, КПП) и агрегат охлаждения (радиатор и центробежный вентилятор) размещены на единой раме и монтируются в силовое отделение в сборе. ДРК устанавливается в корпус на своей подвеске и соединяется с выходным валом коробки передач промежуточным карданным валом. Такое построение трансмиссии позволило максимально сократить доработку корпуса и изменения в компоновке моторного отделения, а кроме того, облегчить замену силового блока и отдельных его элементов при эксплуатации.
     Модернизация БТР-70 проводится по аналогичной схеме, что и БТР-60. Разница заключается лишь в приводе водометного движителя, так как в трансмиссии БТР-60 применен одновинтовой водомет, а в трансмиссии БТР-70 - двухвинтовой.
     Предлагаемая схема модернизации БТР позволяет сохранить посадку экипажа практически неизменной. Несколько смещено вправо сиденье среднего бойца у моторной перегородки, что вызвано местным подъемом пола над дополнительной раздаточной коробкой.
     Следует отметить, что модернизация БТР-60ПБ и БТР-70 не только сохраняет их общий дизайн и восприятие, но и придает им завершенный вид благодаря более ровной линии крыши над двигателем. Кроме того, повышение уровня крыши позволяет выходить боевым машинам из водоема под большим углом, не допуская заливания моторного отделения водой.
     

     

Бронемашины от «ТЕХНОСЕРВИСА»


     
Визитная карточка

Лебедев Игорь Александрович. Родился в 1947 году. В 1970 году окончил Горьковский политехнический институт по специальности «вездеходные машины». На Горьковском автомобильном заводе прошел путь от инженера-конструктора до заместителя главного конструктора. В 2001 году назначен заместителем генерального директора на НИОКР - главным конструктором «Техносервис-Н».
     - Руководство Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ поставило перед нами задачу сделать «Водник», отвечающий современным армейским требованиям. Конечно, серийным производителем этой машины наверняка будет ГАЗ. Но так сложилось, что основные разработчики «Водника» сейчас работают в «Техносервисе» и им, как говорится, карты в руки. Поэтому мы сейчас и занимаемся реализацией тех возможностей, которые может дать эта машина армии и другим силовым структурам.
     Изначально «Водник» сконструирован в двух компоновках. В первой, ГАЗ-3937, командир машины располагается за водителем. Справа от них находится двигатель. Эта компоновка характерна тем, что передний угол свеса у машины практически отсутствует, что позволяет ей легко преодолевать чуть ли не вертикальные стенки. Вторая же компоновка, на ГАЗ-39371, выполнена по автомобильному «сценарию» - командир находится рядом с водителем. В этом случае двигатель расположен за водителем, кабина выдвинута вперед и экипаж получает прекрасный обзор.
     «Водник» создавался как бронеавтомобиль для сил быстрого реагирования. Наличие съемных модулей позволяет иметь на одной базе машину управления, боевой вариант, оснащенный вооружением, а также машину для тыловых нужд. Так как «Водник» автомобиль скоростной, то и общая скорость выдвижения колонны к месту выполнения боевой задачи подразделением будет значительной.
     Важен и такой момент. Сейчас автозаводы предлагают на рынок массу машин различных типов и модификаций. С точки зрения потребителя этой продукции, это, конечно же, хорошо, есть выбор. Тем не менее любой хозяйствующий субъект стремится, чтобы у него в автопарке были однотипные машины. Это значительно удешевляет ремонт, обслуживание, эксплуатацию.
     В принципе, по мнению специалистов, в армии должно быть три-четыре базовых автомобильных шасси. На них может строиться все многообразие оборудования, которое используют Вооруженные Силы. «Техносервис», например, разрабатывает для армии базовое шасси грузоподъемностью от 1 до 5 тонн. Это шасси будет на единой элементной базе, на единых запчастях.
Я знаком с главными конструкторами Уральского, Камского, Брянского автозаводов. Они тоже считают, что нужна единая техническая политика в создании модельного ряда автомобилей для армии. Допустим, УралАЗ и КамАЗ могут создать базовую машину от 6 до 11 тонн, а Брянск должен делать автомобиль особо высокой грузоподъемности - 12, 15, 20 и более тонн. Если к этому добавить легковые базовые шасси, тогда получится максимум четыре типа машин не только для Вооруженных Сил, но и для других силовых ведомств, которые наверняка также заинтересованы в решении данной проблемы.      К тому же мы можем делать уазики с хорошим мотором, с усиленной подвеской, с внутренним каркасом безопасности.
     Теперь о том, почему мы занялись модернизацией бронетранспортеров. БТР-60 выпускался с 1957 по 1987 год вначале на Арзамасском, а потом и на Курганском машиностроительных заводах. БТР-70 выпускали с 1975 по 1987 год. Их произведено многие тысячи штук. Например, БТР-60 состоит на вооружении 28 стран. По той модернизации, которую делаем мы, а она получается достаточно дешевой, эти бронемашины еще могли бы служить и служить. По оценкам экспертов, рынок модернизации оценивается в 1 млрд. долларов. Работы хватило бы на 5–6 лет и Арзамасскому, и Курганскому, и Муромскому машиностроительным заводам, и ремонтным заводам Минобороны РФ.
     Модернизацию бронетранспортеров мы делали по заказу «Муромтепловоза». Сравнительные испытания проводятся в 38-м НИИИ в Кубинке. Та модернизация, которую мы предлагаем, не в последнюю очередь рассчитанная и на зарубежных заказчиков, ведь она получается наиболее рациональной и дешевой. На международном рынке новые бронетранспортеры сейчас стоят порядка 200–250 тысяч долларов в зависимости от комплектации. А чтобы модернизировать, довести готовый БТР до современного уровня, по оценкам специалистов, надо затратить около 20–25 процентов его стоимости, то есть до 70 тыс. долларов. «Техносервис» же готов проводить такую модернизацию за 35–40 тысяч долларов, то есть в два раза дешевле. Чувствуете разницу?
     Для зарубежных заказчиков мы предлагаем и импортные, например, английские дизельные двигатели. Испытания с ними наши «Водники» и БТРы уже проходят. Словом, все те работы, которые проводит «Техносервис» по созданию новых бронированных машин и модернизации существующих образцов техники, сулят значительное повышение боеготовности и боеспособности частей и подразделений.
     

     

Арсенал «Водника»


Тактико-технические характеристики      Колесная формула 4х4
     Полная масса, кг 6.600-7.500
     Боевой расчет, чел. 10-11
     Двигатель дизельный жидкостного охлаждения с турбонаддувом
     Мощность двигателя, кВт (л.с.), не менее 117(160)
     Радиус поворота, м 10
     Угол преодолеваемого подъема, град 30
     Угол преодолеваемого косогора, град 25
     Максимальная скорость движения, км/ч
     по шоссе не менее 112
     на плаву 4-5
     Запас хода по топливу по шоссе, км 1.000


     Учитывая опыт локальных вооруженных конфликтов последних десятилетий, нижегородские автомобилестроители разработали концепцию нового семейства военных автомобилей, призванных решать боевые задачи, требующие быстрого развертывания, мобильности и огневой мощи. Так появились автомобили семейства «Водник» ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371.
     Это высокомобильные многофункциональные армейские машины, предназначенные для создания на их базе специальных автомобилей как боевых, так и автомобилей обслуживания. Они способны быстро перемещаться по дорогам и пересеченной местности, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в количестве 10 человек. Для защиты личного состава проработано несколько вариантов бронирования автомобиля.
     В основу конструкции «Водника» положена модульная схема. Сварной корпус имеет два съемных модуля - передний и задний. Передний модуль включает в себя силовое отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой.
     Основное преимущество «Водника» перед другими автомобилями заключается в том, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и корпуса возможна оперативная замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины, так как при выходе шасси из строя боевой модуль может быть переставлен на другой автомобиль, несущий, допустим, модуль обеспечения, что позволяет значительно дольше сохранять боевой потенциал подразделения.
     В отделении управления имеются 2 или 3 посадочных места в зависимости от модификации. Удобная посадка, эргономичный интерьер, системы поддержания микроклимата (кондиционер и отопитель) обеспечивают удобство управления автомобилем и комфорт водителю и пассажирам.
     Задний транспортный модуль может быть выполнен как в боевом, так и в гражданском исполнении. В боевом исполнении сиденья для 8 членов экипажа расположены вдоль оси машины спинками друг к другу. В гражданском исполнении в целях повышения комфорта количество посадочных мест может быть несколько уменьшено.
     Помимо транспортировки личного состава, задний модуль может, в зависимости от исполнения, обеспечивать автомобилю выполнение боевых, хозяйственных и прочих функций. Это может быть бронированный модуль с возможностью установки пулемета ПКТ, модуль с башенной пулеметной или пулеметно-пушечной установкой, хозяйственный блок с полезным объемом до 12,5 кубического метра, позволяющий разместить командно-штабной пункт, передвижную операционную, походную кухню и т.д. Кроме того, наличие функционального заднего модуля обеспечивает широкое применение машины в конверсионных целях с сохранением возможности оперативной мобилизации.
     Автомобили семейства «Водник» сочетают в себе качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля. Это позволяет в сжатые сроки транспортировать вооруженные формирования на большие расстояния своим ходом и обеспечивает возможность с ходу включиться в боевые действия.
     Благодаря большой удельной мощности автомобиль может развивать максимальную скорость по шоссе от 112 до 140 км/ч в зависимости от установленного двигателя. В то же время благодаря независимой подвеске, большому радиусу колес и большому дорожному просвету автомобиль способен двигаться с высокими скоростями в условиях полного бездорожья.
Благодаря компоновке «двигатель в базе» автомобиль имеет малые передний и задний свесы, что в сочетании с большим радиусом колес и высоким клиренсом обеспечивает автомобилю высокую геометрическую проходимость. Колея автомобиля незначительно отличается от базы. Такой выбор параметров существенно увеличивает устойчивость автомобиля как при повороте, так и при движении по косогору.      Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя.
     У автомобилей семейства «Водник» все четыре колеса ведущие. Он обладает поистине уникальной проходимостью. Это стало возможным благодаря использованию в конструкции автомобиля большого количества узлов и агрегатов, хорошо зарекомендовавших себя в составе бронетранспортера БТР-80. Мощная энергоемкая подвеска БТР-80 позволяет автомобилю двигаться с высокими скоростями по сильнопересеченной местности. Ведущие мосты от БТР-80 с кулачковыми дифференциалами повышенного трения обеспечивают уверенное движение автомобиля по слабонесущим грунтам.
     Колесные редукторы БТР-80, раздаточная коробка, рулевое управление, централизованная система подкачки шин, имеющих высокую степень унификации с БТР-80, делают «Водник» надежным и удобным в эксплуатации.
     Подвижность автомобиля обеспечивается установкой силового агрегата на базе дизельного двигателя жидкостного охлаждения. Компоновка силового отделения и системы охлаждения обеспечивает возможность установки различных двигателей как российского, так и импортного производства мощностью от 160 до 220 л.с. На сегодняшний день «Техносервис» отработал установку трех различных силовых агрегатов.
     Наряду с уникальной тактической подвижностью автомобили семейства «Водник» обладают высокой стратегической мобильностью. Кроме того, что машины могут самостоятельно перемещаться с высокой скоростью на расстояния до 1.000 км без дозаправки, их конструкция обеспечивает возможность транспортирования водным, железнодорожным и воздушным транспортом. В том числе самолетами Ил-76, Ан-22, Ан-124 и вертолетом Ми-26.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker