на главную страницу

18 Сентября 2002 года

Пульс планеты

Среда

Военная полиция предупреждает...

Майор Олег ГОРУПАЙ. Ереван.



     Штатное подразделение военной полиции министерства обороны Армении отметило свое 10-летие. За это время оно превратилось в одну из самых эффективных и оперативно действующих спецструктур не только военного ведомства, но и государства в целом. Свидетельством может служить тот факт, что во время трагических событий 27 октября 1999 года, когда в здании Национального собрания Армении были убиты премьер-министр Вазген Саркисян и спикер парламента Карен Демирчян, наиболее успешно и профессионально действовали именно сотрудники военной полиции, первыми оказавшиеся на месте происшествия и блокировавшие террористов.
     Необходимость создания внутри военного ведомства такой структуры была продиктована складывавшейся в 1992 году ситуацией в стране и нарождающейся армии. Как известно, это был период жесткого противостояния между двумя закавказскими государствами. В условиях вооруженного конфликта достаточно затруднительно одновременно вести боевые действия и заниматься строительством вооруженных сил - ощущалась острая нехватка как техники, так и людских ресурсов. Помимо этого, порой не всеми и не всегда соблюдались законодательные нормы и на передовой, и в тылу, а командиры полевых отрядов самообороны часто неадекватно реагировали на вмешательство представителей органов внутренних дел и военной прокуратуры в ход расследования тех или иных происшествий и преступлений, совершенных военнослужащими.
     Возникли проблемы с призывом на службу военнообязанных, участились случаи дезертирства и самовольного оставления частей, увеличилось количество преступлений, совершенных военнослужащими, и происшествий с их участием. Такое положение дел негативно сказывалось не только на общем уровне дисциплины, но и значительно снижало боеготовность частей и подразделений армянского министерства обороны. Ни МВД, ни прокуратура, ни сами командиры частей уже не справлялись с нарастающим комом проблем. Назрела необходимость принимать срочные меры.
     Проанализировав зарубежный опыт, министерство обороны Армении приняло решение о создании аппарата военной полиции с привлечением к службе в ней людей, пользующихся заслуженным авторитетом в армии и участвовавших в боевых действиях. Требовалось не столько усиление вооруженных сил еще одной, пусть и весьма подготовленной, спецструктурой, сколько создание единой системы обеспечения законности и правопорядка в гарнизонах, местах размещения воинских частей и приграничных районах.
     Если изначально, в период создания, в ее работе наблюдалась некоторая стихийность и неупорядоченность, то в последующем все встало на места, и военная полиция смогла добиться значительных результатов по всем направлениям своей деятельности. В результате за прошедшие годы в частях и подразделениях минобороны более чем в четыре раза сократилось число совершенных военнослужащими преступлений и происшествий, втрое уменьшилось количество преступлений и происшествий со смертельным исходом и связанных с нанесением телесных повреждений. Особого внимания заслуживает тот факт, что все это в первую очередь коснулось частей и подразделений, находящихся на боевых позициях, а также то, что приведенные выше цифры стабильны из года в год. Принципиально важно, что данные показатели достигнуты с привлечением к работе весьма незначительных сил и средств. Если по мировым стандартам для достижения подобного результата численный состав военной полиции должен составлять в военное время 8-10 процентов, а в мирное - 4-6 процентов от общей численности вооруженных сил, то в настоящее время в Армении этот показатель составляет меньше 1 процента. В общем, армянская военная полиция «воюет» не числом, а умением.
     БлагодарЯ чему был получен подобный эффект в работе? По мнению начальника управления военной полиции министерства обороны РА генерал-майора Владимира Гаспаряна (и не только его), это оказалось возможным потому, что военная полиция сумела стать органом, не противостоящим командирам в вопросах укрепления правопорядка и дисциплины и не только карающим, а верным и последовательным их помощником. Сегодня офицеры имеют больше возможностей и времени уделять вопросам боеготовности вверенных им частей и подразделений, зная, что за их спиной есть люди, держащие под контролем все и вся. Во-вторых, сами военнослужащие твердо убеждены в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения, даже если непосредственный начальник все же постарается «прикрыть» своего подчиненного. И в-третьих, военная полиция уже давно не работает по принципу пожарной команды (где загорелось, там и тушим), а ведет большую аналитическую и профилактическую деятельность.
     Аппарат военной полиции напоминает собой единый организм, в котором каждый выполняет строго определенные функции. Основные отделы управления - оперативный по борьбе со случаями самовольного оставления частей и дезертирством, уголовный, охраны имущества армии и т.д. - имеют свои специализированные отделения, в которых одни разыскивают самовольщиков и дезертиров, другие занимаются раскрытием краж, третьи - убийствами, четвертые - аналитической работой, пятые - профилактикой правонарушений... Такая узкая специализация позволяет добиться весьма неплохих результатов.
     В деятельности военной полиции предусмотрено все - от аналитической работы до исполнения наказания за совершенные преступления и правонарушения (структурно в ее состав входят дисциплинарные части - «дисбат»). Исключение составляют разве что функции следствия и определения степени вины подозреваемых - это прерогатива прокуратуры и суда.
     В состав военной полиции также входит и подразделение специального назначения, которое обеспечивает беспрепятственную работу как самих полицейских при проведении в частях плановых и внеплановых проверок порядка хранения и сбережения военной техники и вооружения, обеспечения военнослужащих всеми полагающимися видами довольствия, правил ведения хозяйственно-экономической и финансовой деятельности, так и выполнение своих обязанностей представителями военной прокуратуры и суда.
     Сегодня военная полиция в оперативном отношении охватывает более 80 процентов всех частей и подразделений национальной армии. В каждом регионе республики созданы свои региональные управления, причем с учетом не только общего числа военнослужащих, находящихся на его территории, но и численности гражданского населения. За каждой частью закреплены оперативные сотрудники, проводящие в них непосредственную работу. Исключение составляют разве что небольшие отдельные воинские части и подразделения, но и они замыкаются непосредственно на региональные управления. Создана и эффективно работает сеть внештатных сотрудников военной полиции. Фактически любой военнослужащий находится под неусыпным контролем этой структуры со дня получения повестки для призыва в армию и до постановки на учет в военном комиссариате после увольнения в запас.
     Сталкиваясь с такой мощной и обладающей широкими полномочиями организацией, невольно задаешься вопросом: а не стала ли военная полиция своеобразной «маленькой армией» внутри вооруженных сил, не подконтрольной никому? На самом деле, помимо своего отдела собственной безопасности, за действиями военнослужащих военной полиции осуществляется жесткий контроль со стороны министерства обороны и верховного главнокомандующего - президента страны. В придачу стараниями генерала Гаспаряна деятельность военной полиции по возможности максимально открыта для общественности, в том числе и путем тесного сотрудничества со СМИ. К тому же обратиться за правовой помощью в военную полицию имеют право не только военнослужащие, но и любые другие граждане страны. Для этой цели все основные должностные лица как центрального, так и региональных управлений имеют специальные приемные дни (не реже одного в неделю) и принимают посетителей лично.
     Все это может свидетельствовать о том, что военная полиция является состоявшейся и эффективно действующей структурой министерства обороны. Необходимо также отметить, что для обмена опытом, наработанного армянской стороной в деле организации деятельности военной полиции, в Ереван приезжали представители военных ведомств Греции и Грузии, высказывали желание о сотрудничестве Беларусь и Киргизия. И в этом нет ничего удивительного - любой положительный опыт заслуживает внимания.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker