на главную страницу

19 Сентября 2002 года

Сегодня

Четверг

...И человеческий фактор

Игорь ХАТНЮК, «Красная звезда».



Авиационное происшествие, катастрофа... К сожалению, в 2002 году эти страшные слова не раз звучали в теленовостях, кричали с газетных страниц. Увы, были среди упавших машин и военные. Что стоит за этими ЧП? Как их избежать? Ответы на эти и другие вопросы прозвучали 17 сентября на брифинге в пресс-клубе Министерства обороны РФ, где перед журналистами выступил начальник службы безопасности полетов авиации ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Солнцев.

Сергей Николаевич - опытнейший летчик. Он командовал авиационным полком, дивизией, был заместителем командующего воздушной армией и фронтовой авиацией. Имеет допуск к полетам на нескольких типах самолетов. Служба безопасности (в прошлом - Инспекция по безопасности полетов при Минобороны), которую он возглавляет, в этом году отметила свое 25-летие. За это время ее сотрудниками было расследовано более 1.200 авиационных происшествий, выдано множество рекомендаций по совершенствованию правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта. Результаты их расследований были учтены при создании нового Воздушного кодекса РФ.      В 1997 году в соответствии с Указом Президента России он был введен в действие. Согласно ему вся авиация была структурно разделена на государственную, гражданскую и экспериментальную. В государственную, например, вошли все летательные аппараты Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, РОСТО, Пограничных войск, Таможенного комитета, Налоговой полиции, Министерства связи.
     На службу безопасности полетов сегодня возложены функции государственного контроля за деятельностью авиационного персонала и расследования авиационных происшествий. Структурно она состоит из двух инспекций: первая занимается профилактикой авиационных происшествий, а вторая - их расследованием. Специалисты службы принимают участие в конференциях по безопасности полетов, работают в тесном контакте с Межгосударственным авиационным комитетом, проводят научные исследования.
     В ходе беседы генерал-лейтенант Солнцев обозначил основные проблемы функционирования государственной авиации. Уровень обеспечения безопасности полетов сегодня, заверил он, не ниже, чем десять или двадцать лет назад. К сожалению, несмотря на все предпринимаемые меры по обеспечению безопасности полетов, авиационные происшествия происходят с удручающей регулярностью. Так, с 1980 по 2002 год произошло 18 авиационных происшествий, в каждом из которых погибло более 20 человек. «Статистические данные говорят о том, что около 80 процентов из них связаны с «человеческим фактором», - сообщил Солнцев. Это ошибки экипажа, недостатки при подготовке авиационной техники, нарушения и ошибки при организации и руководстве полетами. При этом примерно половина из них произошла из-за пренебрежения метеоусловиями. На авиационные происшествия по причине отказа авиационной техники, таким образом, приходится лишь порядка 15 процентов ЧП.
     Несмотря на это, нельзя не отметить то, что техническое состояние летательных аппаратов Минобороны оставляет желать лучшего. Большинство самолетов и вертолетов находятся в строю по 20-25 и более лет и, естественно, требуют замены. Их эксплуатация возможна во многом благодаря самоотверженной работе инженерно-технического состава авиационных подразделений. Поступают и новые образцы авиационной техники, но несоизмеримо меньше, чем потребности в них. «В ближайшее время, например, планируется замена летательных аппаратов и в центре показа авиационной техники в подмосковной Кубинке, - отметил генерал-лейтенант Солнцев. - Что ни говори, а он - своеобразная визитная карточка всей нашей военной авиации».
     В стадии испытаний находится самолет нового поколения Ан-70. Будет ли он запущен в серию, покажет время.
     Одним словом, в авиации, как и во всех ВС, проблем еще хватает. Так, более половины аэродромов требуют капитального ремонта, их боеготовность сегодня поддерживается титаническими усилиями личного состава частей обеспечения. Например, в каждом объединении 1-2 аэродрома находятся в состоянии ремонта. Но радует, что аэродромы дежурных сил, трассовые и перелетные все же содержатся в постоянной готовности.
     Системы связи и радиотехнического обеспечения полетов на многих авиабазах, увы, тоже давно выработали установленные ресурсы, и их работоспособность обеспечивается лишь за счет замены отдельных агрегатов и узлов. Однако эксплуатационные требования, предъявляемые к ним, никто не снижает. Остается надеяться, что, несмотря на сложное экономическое положение, авиация останется предметом гордости, а не печали. Впрочем, на Руси всегда жили надеждой на лучшие времена.
     «Главная задача сегодня - сохранить человеческий потенциал, поддерживать квалификацию летного и технического состава, уделять больше внимания подготовке молодых специалистов, - подчеркнул в завершение Сергей Солнцев. - И мы над этим работаем».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker