на главную страницу

19 Сентября 2002 года

Армия и общество

Четверг

«Учебка» при части

Быть ей или не быть, покажет эксперимент в Ульяновской воздушно-десантной бригаде

Константин РАЩЕПКИН.



3 сентября наша газета рассказала о том, как идет эксперимент по переводу 76-й воздушно-десантной дивизии на профессиональную основу. В это же время в Ульяновске на базе отдельной воздушно-десантной бригады начался еще один эксперимент, в основе которого - создание в боевых частях учебных подразделений. Подробнее об этом - в материале нашего корреспондента.

Сегодняшние реалии, когда большая война считается маловероятной, зато возрастает опасность возникновения на российских границах локальных конфликтов, вопрос о том, какой быть нашей армии, приобретает особую актуальность. В частности, речь идет о том, как сделать ее пусть не многочисленной, но хорошо оснащенной и обученной, способной без каких-либо подготовительных мероприятий сразу же приступить к выполнению боевой задачи. В качестве аргумента в пользу такой армии обычно приводится участие Вооруженных Сил в обеих чеченских кампаниях. Как мы помним, перед первой Чечней редкий мотострелковый полк или батальон был укомплектован хотя бы на семьдесят процентов. В итоге нередко в бой отправлялись наспех сколоченные подразделения. Доходило до того, что порой даже в экипажах солдаты знали друг друга не более двух недель. Ни о какой слаженности во взводах, ротах и батальонах, без чего нельзя рассчитывать на успех в бою, естественно, не могло быть и речи. Все это наряду со слабой выучкой личного состава вело к неоправданным потерям.      Созданные после чеченской кампании части постоянной готовности уже более успешно вели потом боевые действия. Но всех проблем комплектуемой призывниками армии их создание все же не решило. Так, например, перед отправкой частей в Чечню все равно надо было выводить из строя молодых солдат. Для участия в боевых действиях они не имели требуемой подготовки, а их командиры - права посылать в бой отслуживших меньше полугода призывников. Словом, опять пришлось, что называется, ломать строй, добиваясь слаживания подразделений уже по ходу боевых действий. Это уже потом под будущие отправки в Чечню в соединениях создавались сводные батальоны и полки, в которых заблаговременно, в процессе боевой учебы проводилось столь необходимое на войне слаживание.
     Поиск путей повышения боеспособности войск привел к идее создания новой бригадной структуры.
     - В штат бригады дополнительно включен еще один - учебный — батальон, - рассказывает командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Георгий Шпак. - Первые полгода службы в нем по отдельной программе будут обучаться молодые солдаты. А три других батальона, в которых новобранцев не будет, реально станут батальонами постоянной готовности. То есть в любой момент они без дополнительного слаживания штатным составом смогут вылететь в «горячую точку».
     И практика показывает: создание в составе бригады учебного батальона действительно сразу дает несколько ощутимых плюсов. Во-первых, теперь молодые солдаты не два месяца, как раньше, а целых пять будут заниматься по отдельной программе, осваивая азы солдатской науки и воинскую специальность. А учитывая, что количество специальностей, по которым новобранцев готовит учебный центр ВДВ, за последние годы значительно сократилось, наличие собственного учебного батальона актуально вдвойне.
     - Из учебного центра ВДВ мы получаем командиров отделений, механиков-водителей и наводчиков-операторов боевых машин, - делится начальник штаба бригады подполковник Владимир Кочетков. - В советское время, когда учебный центр дислоцировался еще в Литве, этот список был значительно шире. Теперь же разведчиков, зенитчиков, саперов, водителей колесных машин, связистов, ремонтников, а иногда и тех же наводчиков-операторов готовим сами. И за пять месяцев - для себя-то! - мы их подготовим лучше, чем в любой «учебке». Благо, база позволяет. А заодно, прежде чем распределить по боевым подразделениям, успеем их как следует изучить.
     Впрочем, механиков-водителей и наводчиков-операторов, по мнению начштаба бригады, все же лучше готовить в располагающей более солидной и подходящей для этого базой «учебке».
     К плюсам введения можно отнести и то, что теперь исчезает такой негативно влияющий на учебный процесс фактор, как распределение прошедших двухмесячный «курс молодого бойца» новобранцев по подразделениям в разгар периода обучения. А еще – на это обращает особое внимание психолог бригады подполковник Фарид Зарипов – в учебном батальоне, где молодежь пять месяцев занимается по отдельной программе, гораздо лучше проходит адаптация новобранцев к армейской среде. Кстати, в штат учебного батальона введен свой психолог.
     Теперь о боеготовности. Наличие в бригаде учебного батальона, в котором собраны все солдаты первого периода службы, наконец реально делает ее бригадой постоянной готовности. Отправляясь в «горячую точку», уже не надо выводить из строя молодых солдат, тусовать подразделения, формировать сводные батальоны, проводить дополнительное слаживание. Словом, получаем ту самую мобильность, которая так необходима сегодня для армии: возникла напряженность на одной из российских границ - бригада поднялась по тревоге, загрузилась в самолеты и улетела воевать, оставив учебный батальон на охране городка.
     Больше месяца почти весь личный состав бригады был занят подготовкой к сбору, который начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-полковник Александр Скородумов проводил в середине сентября на ее базе с руководителями органов управления боевой подготовки всех уровней. Перед десантниками стояла задача - подготовить образцово-показательную учебно-материальную базу. Строительные работы по оборудованию мини-полигона и приказарменной учебной базы не прекращались даже в выходные.
     - Приходилось, конечно, трудно, - говорит заместитель командира бригады подполковник Хасэн Тенгизов, - зато теперь у нас действительно самая лучшая матбаза для боевой подготовки.
     Итоги эксперимента, по мнению подполковника Тенгизова, можно будет подвести через год. Хотя в хорошей боевой выучке батальонов постоянной готовности и эффективности подготовки молодежи в учебном батальоне он не сомневается уже и сегодня - были бы средства.
     В том, что при хорошей организации боевой подготовки (для этого требуется только достаточное количество ГСМ) солдат по призыву ни в чем не уступит контрактнику, прошедший Афганистан и Чечню подполковник Тенгизов не сомневается. Как, впрочем, и другие офицеры бригады. Опыт первой и второй чеченских кампаний, по их словам, наглядно показал, что после нескольких месяцев боевых действий наш солдат срочной службы - будь то наводчик-оператор, механик-водитель или просто пехотинец - воюет не хуже любого «профи». Конечно, бой - не место для обучения солдата, это надо делать заранее. И при хорошей организации учебного процесса, считают имеющие боевой опыт офицеры бригады, хорошего бойца можно подготовить и за период обучения. Ну а после года полноценной учебы он точно не уступит контрактнику. В частности, своими грамотными действиями во вторую чеченскую кампанию в горах под Ведено и Шатоем ульяновские десантники убедительно доказали это.
     Что же касается дополнительных затрат на проведение ульяновского эксперимента, то они пока сводятся лишь к затратам на капитальный ремонт части казарменного фонда и выделению дополнительного объема ГСМ для учебного батальона, что, кстати, не предусматривалось годовым планом.
     - Обнадеживает, что капитальный ремонт казарменного фонда находится на личном контроле начальника ГлавКЭУ генерал-полковника Виктора Власова, который, понимая всю важность эксперимента, побывал в бригаде и теперь лично следит за тем, как выдерживается график работ, - рассказывает начальник тыла ВДВ генерал-майор Николай Масликов. - В остальном же обеспечение эксперимента идет по общим для ВДВ нормам.
     Да, к сожалению, занятий и всевозможных учений будет не столько, сколько нужно, а на сколько позволят средства. То есть, если ситуация не изменится, мы так и не узнаем истинных боевых возможностей бригады нового типа?
     

На снимке: ульяновские десантники под Шали.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker