на главную страницу

24 Сентября 2002 года

События. Комментарии

Вторник

Где тонко — там и рвется

По следам трагедии с вертолетом в Горном Алтае

Вадим КОВАЛЬ, «Красная звезда».



     В нынешнем году шестого мая вертолет Ми-8 МТ отдельного вертолетного полка с бортовым номером 61, привычно оторвавшись от родного аэродрома в Бердске, ушел на свое последнее задание. Официальная цель полета, маршрут которого лежал в Горный Алтай, - совершенствование навыков пилотирования в условиях высокогорья.
     Это уже потом вскрылись обстоятельства, о которых и пойдет речь. Дело в том, что, помимо экипажа, на борту «вертушки» отправилась в полет и... группа новосибирских сноубордистов, которых ожидал очередной тренировочный цикл. Экипажу вертолета предстояло «забрасывать» любителей скоростного спуска с гор из лагеря на стартовую площадку, расположенную среди заснеженных горных вершин.
     Утром следующего дня, седьмого мая, военные вертолетчики осуществили два подъема спортсменов в горы. Никто не думал об опасности и тогда, когда, взяв на борт очередных восьмерых сноубордистов, вертолет вновь отправился к вершинам ледника Большой Актуру. Экипаж вертолета в составе заместителя командира части подполковника Александра Бухарова, командира эскадрильи подполковника Сергея Ивашенкова и борттехника майора Вячеслава Юрьева вышел на контрольную связь с диспетчером Горно-Алтайска в 10.20 местного времени. А уже начиная с 11.48 многократные запросы с земли остались без ответа. В 12.20, после безуспешных попыток связаться с экипажем Ми-8, диспетчер аэропорта Горно-Алтайска сообщил оперативному дежурному МЧС Республики Алтай о возможном происшествии. Вылетевшие на поиски пропавшего вертолета спасатели несколько часов спустя обнаружили в горах обломки винтокрылой машины. И окончательно подтвердили предположения о гибели трех членов экипажа и восьми находившихся на борту пассажиров.
     Очевидно, на высоте более трех тысяч метров при заходе на посадку на высокогорную площадку ледника лопастями несущего винта вертолет задел выступ скалы и уже неуправляемый рухнул вниз с высоты в несколько сотен метров. В такой ситуации, по мнению специалистов, шансов остаться в живых у экипажа и пассажиров не было. Трагедия в горах Алтая вызвала множество вопросов. Ни для кого не секрет, что в период хронического недофинансирования Вооруженных Сил в 90-е годы, в том числе и военной авиации, военно-транспортными самолетами и вертолетами нередко осуществлялась коммерческая перевозка людей и грузов. За счет этого хоть как-то решалась острая топливная проблема, экипажи получали возможность совершенствовать летные навыки. Да и сейчас, когда ситуация с выделением лимитов авиационного топлива военным авиаторам хотя и изменилась к лучшему, горючего не хватает.
     Поэтому сам по себе коммерческий рейс военного вертолета, выполняемый на основе официального договора по обслуживанию любителей экстремальных видов спорта, того же сноуборда, никакой крамолы в сущности не имел. Но все дело в том, что в данном случае... такого договора просто не существовало. В связи с этим сама собой напрашивается мысль о наличии материальной заинтересованности у тех, кто был причастен к организации и проведению рокового полета. Об этом у погибшего экипажа не спросишь. А те, кто шестого мая вылетел на борту вертолета в Горный Алтай и кому посчастливилось не оказаться в составе погибшей группы сноубордистов, молчат, словно в рот воды набрали.
     В нынешней ситуации вполне понятно желание некоторых должностных лиц «списать» все только на частную «инициативу» подполковников Бухарова, Ивашенкова и майора Юрьева: мол, сами втихую от всех решили подзаработать. Что ж, «мертвые сраму не имут». Но почему тогда, шестого мая, никто из командования части не увидел несколько подъехавших и оставленных на стоянке у КПП полка дорогих иномарок. Никто, оказывается, не видел их хозяев, погружавшихся в вертолет со своим снаряжением.
     А остро стоящий сегодня вопрос авиационной безопасности?! В настоящее время следствием выявлены многочисленные факты нарушений в вертолетном полку ведомственных инструкций, регламентирующих правила подготовки и проведения полетов, контроля за ними и штурманского обеспечения. До сих пор спустя больше четырех месяцев следователи не смогли сказать, имели ли члены погибшего экипажа право пилотирования вертолета на высотах свыше 3.000 метров. Не подлежит никакому сомнению высокая квалификация погибших подполковников Александра Бухарова, Сергея Ивашенкова. Оба они были летчиками 1-го класса, имели соответственно 3.658 и 2.198 часов общего налета, обладавших навыками полетов в горах Афганистана и Чечни. Но при этом факт остается фактом: перерыв в пилотировании вертолета в условиях высокогорья к моменту трагедии у каждого из них составлял более полутора лет.
     Разумеется, в округе на трагедию отреагировали сразу. После трагедии командующим войсками СибВО были отстранены от исполнения должностных обязанностей командир части полковник Александр Чибесков, начальник авиации СибВО полковник Анатолий Лукьяненко. Приказом главкома Сухопутных войск за низкое качество организации летной подготовки полка, нарушение установленного порядка и правил подготовки летного состава к полетам и выпуск в полет неподготовленных летчиков, отсутствие контроля за законностью выполнения ими полетов, приведшие к данной катастрофе, и личное участие в несанкционированных полетах в мае нынешнего года к досрочному увольнению в запас представлен заместитель командира части по летной подготовке подполковник Сергей Колотев. На сегодняшний день военной прокуратурой СибВО предъявлено обвинение двум должностным лицам полка и управления авиации округа по статье 285 ч.3 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и статье 293 ч.2 УК РФ (халатность, повлекшая тяжкие последствия).
     Но даже о предварительных результатах продолжающегося расследования говорить пока еще преждевременно. Изначально расследование было сопряжено с большими трудностями, обусловленными особенностями высокогорья, обширным районом поиска обломков вертолета и осмотра места происшествия, изъятием вещественных доказательств. Эта работа подчас велась с риском для жизни самих следственных работников. Следствию еще предстоит установить причинно-следственную связь между трагедией и различными нарушениями ряда должностных лиц, провести ряд сложных экспертиз и других следственных действий. Но, как отметил военный прокурор СибВО генерал-майор юстиции Олег Галлямов, органами военной прокуратуры принимаются все усилия для объективного, полного и всестороннего изучения обстоятельств катастрофы вертолета.
     Нельзя не сказать и еще об одном. Очень бы не хотелось, чтобы данная публикация бросила тень на весь коллектив отдельного вертолетного полка. После майской трагедии здесь постепенно налаживается нормальная жизнедеятельность части. Приступил к исполнению обязанностей командира части подполковник Евгений Яворенко, назначены два новых командира эскадрильи, планируются к назначению и два новых заместителя командира полка. На сегодняшний день за счет комплексирования упражнений план боевой подготовки по ее основным видам здесь выполнен на 70 процентов. В конце августа два звена вертолетов Ми-24 под командованием подполковника Олега Лужкова и майора Сергея Кулакова, а также несколько вертолетов Ми-8 в ходе бригадных тактических учений с боевой стрельбой по наступательной тематике, на которых присутствовал министр обороны России Сергей Иванов, успешно отработали поставленные перед армейской авиацией задачи. Причем в учениях принимали участие не только опытные летчики, но и вновь назначенные и подготовленные к боевой работе командиры экипажей. Совсем недавно при проведении плановых полетов отменную выучку в нештатной ситуации продемонстрировал и экипаж Ми-24 во главе с новым командиром полка, сумевший при отказе одного из двигателей произвести безаварийную посадку боевой машины.
     И все же, где тонко – там и рвется. Майская трагедия в горах Алтая в очередной раз подтвердила эту жизненную истину. Катастрофы могло не случиться, если бы… Дальше можно было бы перечислить вскрывшиеся после произошедшего многочисленные факты нарушений в управлении авиацией округа, по которым военной прокуратурой СибВО в адрес командования готовится к внесению соответствующее представление. Но все это можно заменить и только одним словом: бесконтрольность. Именно она стоит у истоков многих трагедий, связанных с гибелью людей. Именно она позволяет доводить до абсурда пренебрежение законами элементарной безопасности в результате чьего-то попустительства или же во имя чьих-то личных интересов. Чреватая самыми серьезными последствиями на земле и помноженная на людскую самоуверенность в небе она тем более оказывается непростительной. К сожалению, зачастую получается так, что путь к познанию этого непреложного закона пролегает через трагедии и чье-то горе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker