на главную страницу

24 Сентября 2002 года

События. Комментарии

Вторник

«Бот» выручит и спасет

Карманный навигатор для моряков и спецназовцев

Роман Фомишенко.



Уникальный малогабаритный навигационно-связной комплект (МНСК) в ближайшее время поступит в морские части ФПС России. Новейший прибор с кодовым названием «Бот» разработан на базе новейших достижений микроэлектроники специалистами ОАО «Оборонительные системы» в кооперации с ЗАО «Транснетсервис». Карманный, весом чуть более полукилограмма, автономный комплекс способен обеспечить контроль и безопасность перемещения небольших групп военнослужащих в любых районах моря, а также их связь с командованием или службами спасения.      Автором идеи создания «Бота» выступили сами пограничники. Около года назад главный штурман Морского департамента ФПС контр-адмирал Дмитрий Штефанов обратился в «Оборонительные системы» с предложением разработать в инициативном порядке прибор для экипажей малых катеров и моторных лодок, которые в настоящее время практически не имеют надежного навигационного оборудования и не всегда оснащены даже маломощными средствами связи.
     Выбор стражей морской границы пал на московское акционерное общество не случайно. Ранее представители Морского департамента ФПС уже имели дело со специалистами «Оборонительных систем» и остались довольны качеством исполнения заказов. В частности, именно «оборонщики» разработали для ФПС автоматизированную систему «Полоса», которая позволила объединить в единую «цепь» береговые пограничные радиолокационные посты наблюдения.
     Как отмечает директор центра разработки и реализации систем контроля подвижных объектов ОАО «Оборонительные системы» Алексей Степанов, под руководством которого в итоге шла работа по созданию «Бота», новое предложение пограничников сразу заинтересовало его подопечных. И прежде всего с научной точки зрения: для решения поставленной задачи предстояло объединить воедино сразу несколько последних мировых разработок в области радиоэлектроники. В дополнение к высоким техническим параметрам контр-адмирал Штефанов просил учесть при разработке МНСК ряд других немаловажных для морских пограничников моментов. В частности, комплекс должен был обеспечивать автономную двустороннюю связь, навигацию самого катера (моторной лодки), отображение его маршрута следования на своем дисплее и мониторе компьютера на ГКП корабля или береговом КП. При этом «Бот» должен был легко монтироваться в спасательный жилет моряка и не затруднять его действий.
     - Как вы понимаете, наши военные партнеры поставили перед нами задачу не из легких, - рассказывает Алексей Степанов. – Нам предстояло, образно говоря, уместить весь свой опыт, накопленный при создании навигационных систем на базе мощных вычислительных машин, в миниатюрном компьютере. Самая большая сложность состояла в том, что в карманную ЭВМ предстояло «загрузить» настоящие морские карты и впоследствии научить ее работать с ними.
     Долгие месяцы работы не прошли даром. Творческий коллектив центра и ЗАО «Транснетсервис» сумел создать уникальный комплекс расчетных навигационных задач, способный выполнять все задачи навигации с быстродействием, сопоставимым с мощными персональными компьютерами. В роли компьютерной составляющей был использован портативный персональный компьютер японской фирмы «Casio». Правда, в его память «оборонщики» загрузили новое программное обеспечение.
     Для обмена информацией и определения местоположения с помощью спутниковых навигационных систем, длительного хранения информации и ее передачи на большие расстояния придумали специальный регистратор навигационной и телеметрической информации (РНТИ) со встроенным радиомодемом. РНТИ можно использовать также и в режиме «черного ящика», что позволяет контролирующему органу принудительно считывать информацию о маршруте катера или моторки.
     В начале сентября на базе Азовской государственной морской инспекции прошли испытания МНСК. По их результатам подписан акт, согласно которому после небольших доработок уже в ноябре начнется серийный выпуск «Бота». Ориентировочная стоимость МНСК 120 тысяч рублей.
     Новая разработка «Оборонительных систем» еще на этапе испытаний привлекла внимание ряда силовых ведомств. В связи с этим «Бот» доработали для использования в сухопутных условиях. Наземный вариант МНСК получил название «Тропа». В память «Тропы» введены сухопутные карты, изменен комплекс расчетных задач. РНТИ дополнен функциями сопряжения со спутниковой системой связи «Глобал-Стар» и сотовой телефонией стандарта GSM. Такая техника просто незаменима в организации различного рода экспедиций и путешествий.
     После незначительной доработки на программном уровне с учетом военной специфики «Тропу» могут использовать специальные подразделения. В развитии этого направления сейчас подопечные Алексея Степанова начали работу по созданию мобильного диспетчерского пункта, с которого возможно координировать действия групп, оснащенных «Тропой».
     

На снимке: один из основных блоков МНСК «Бот».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker