на главную страницу

24 Сентября 2002 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Превентивный удар по миру

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



США меняют военную доктрину. Официальный Вашингтон готовится перейти от «доктрины сдерживания», которая использовалась Соединенными Штатами с начала «холодной войны» и до сих пор, к стратегии нанесения превентивных ударов по тем странам, от которых исходит угроза американским интересам. А это значит, что объектом военной операции США может стать любое государство, которое хоть в чем-то не согласится с любым требованием Вашингтона.

     
Без компромиссов

Новая доктрина, как сообщается, сформулирована в подготовленном Белым домом документе, озаглавленном «Стратегия США в области национальной безопасности». Такого рода документы готовит каждый президент США. В них прописываются все основные и актуальные вопросы национальной безопасности США – от военной доктрины до отношения к вопросам глобального потепления и парниковому эффекту. Фактически документ провозглашает внешнеполитический курс, в данном случае администрации Джорджа Буша-младшего, и, опять же в данном случае, как минимум на ближайшие два года – до следующих президентских выборов. «Стратегия США в области национальной безопасности» будет представлена на рассмотрение конгрессу уже в ближайшее время. Разработкой документа занималось ведомство Кондолизы Райс - советника президента США по национальной безопасности. Особенно надо отметить, что все положения этого документа не носят некий абстрактный характер рассуждений, что «надо бы сделать вот так вот», а становятся в принципе обязательными к исполнению в самих США.      Предшественник Буша-младшего, Билл Клинтон, сформулировал последний раз внешнеполитические пристрастия своей администрации в конце 1999 года. Тогда официальный Вашингтон волновали проблемы финансовых кризисов в Азии и России, укрепления целого ряда основополагающих международных договоров и соглашений – от советско-американского Договора по ПРО 1972 года и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) до соблюдения Киотских протоколов. Все это нашло отражение в директиве Клинтона.
     33-страничный документ администрации Буша-младшего попросту отвергает все изыскания клинтоновской команды. Джордж Буш-младший сдержал как минимум одно из своих предвыборных обещаний – полностью пересмотрел внешнюю политику США (примеров только по российско-американским отношениям, отношениям со многими союзниками США, действиям США без оглядки на мнение мирового сообщества достаточно), внедрив к тому же и несколько новшеств.
     Например, отныне США предусматривают возможность «вооруженного вторжения в целях самообороны» на территорию другого государства, откуда, по мнению Вашингтона, исходит или даже может исходить угроза применения химического, бактериологического или ядерного оружия. Идея о превентивных ударах муссируется в военно-политических кругах США уже давно, более того, превентивные удары фигурируют во многих документах и докладах Пентагона, в том числе и высшему руководству страны. Но только теперь они становятся официальными.
     Еще одна новинка. Впервые в такого рода документах прописано утверждение, что США более не допустят возможности какой-либо другой страной или союзом государств оспорить собственное военное превосходство, как это было во времена «холодной войны». А также поставить под сомнение роль мирового арбитра, или, как ее называют сами американцы, «исключительность США и огромную ответственность за будущее мира», которую взяли на себя Штаты после распада СССР. Вместе с тем особый упор в документе делается на то, что, когда речь заходит о национальных интересах США, никакие компромиссы с Вашингтоном по этим вопросам невозможны.
     Официально меняются и угрозы для США. «Мы встали перед лицом новой угрозы и соответственно должны дать ответ», - заявил практически через пару дней после террористической атаки на США глава Пентагона Дональд Рамсфелд. И ответ этот дан: в доктрине продекларировано, что сегодня Соединенным Штатам угрожают не «страны, которые стремятся к завоеваниям» - логика времен раннего противостояния США и СССР, а «государства-изгои и террористы». События 11 сентября 2001 года показали, что «государства-изгои и террористы не стремятся к использованию обычных вооружений для нападения на нас... Они знают, что такие атаки обречены на провал, - говорится в документе. - Вместо этого они полагаются на акты терроризма и, потенциально, на оружие массового уничтожения, которое можно легко скрыть и применить без предупреждения».
     Примечательно, что, еще не приняв новую доктрину, США уже начали перестраивать свои вооруженные силы под ее требования. Эти процессы начались в принципе до 11 сентября. Беспрецедентная террористическая атака на США попросту значительно их активизировала и ускорила.
     Сам Пентагон уже тогда сравнивал грядущие изменения в военной доктрине с таким моментом военной истории, как, к примеру, началом массового выпуска танков и их применением вместо кавалерии. Подобные изменения, по мнению американских генералов, требуют не только тщательной подготовки и не просто изменения тактики и стратегии действий вооруженных сил, но и мышления, культуры и даже психологии, с тем чтобы максимально эффективно применять новейшие технологии. Чего стоит только все более расширяющееся применение цифровых средств связи и получение разведданных в реальном времени, например со спутников, позволяющее своевременно и достоверно выявить слабые стороны противника и принять оптимальное решение.
     К слову, за прошедшее с 11 сентября время Пентагон активно отрабатывал свои действия в рамках будущей доктрины. Только за последний год вооруженные силы США провели и приняли участие в более 40 крупных учениях и маневрах по всему миру. При этом акцент делается на рост американского присутствия на Дальнем и Ближнем Востоке, в Центральной Азии, Латинской Америке, на Балканах, в регионе Каспийского моря - то есть по всему миру, а также на нейтрализацию угроз внутренней безопасности США. Кстати, любопытны сценарии учений, скажем, по «Каспийскому» варианту. Противоречия между странами, заинтересованными в доступе к нефти и газу этого региона, достигли высокой степени напряженности и фактически балансируют на грани войны. После провала попыток урегулировать кризис политическими средствами в регион направляются американские войска. Они занимают ключевые позиции в районах нефтедобычи, берут под охрану нефте- и газопроводы...
     Под подобные превентивные удары меняется структура, например, сухопутных войск США. Начато формирование легких пехотных бригад быстрого реагирования, на вооружении которых будут состоять авиатранспортабельные боевые бронированные машины. Смысл таких соединений – способность быть переброшенными в любую точку мира в пределах 96 часов и решить поставленную боевую задачу. (Вспомним, что в ходе операции «Щит в пустыне», целью которой было наращивание группировки американских войск для удара по Ираку в 1991 году, доставка американских бронетанковых частей в зону Персидского залива заняла почти полгода, а танки М1 «Абрамс» можно было транспортировать только морем, теперь подходы американских военных кардинально меняются). Но основная роль в доктрине превентивных ударов, конечно, по-прежнему отводится ВВС и ВМС США во взаимодействии с аэромобильными силами сухопутных войск и морской пехотой.
     Особое место в доктрине превентивных ударов, видимо, занимает и ядерное оружие. Еще весной этого года в американских СМИ прошли «утечки» о новой ядерной стратегии США, вызвавшей тогда большой дипломатический переполох. Несмотря на все заявления о намерении сократить ядерное оружие, администрация Буша активизирует ядерные силы и огромный исследовательский и промышленный комплекс, который их поддерживает. Кроме того, Вашингтон, по всей видимости, отводит новую роль ядерному оружию не только в продолжающемся сдерживании, которое все равно, несмотря на все новые доктрины США, остается в силе, но и в борьбе против «оси зла» и других государств-«изгоев» и «проблемных стран». Пентагон работает над улучшением современных типов своего ядерного вооружения, а также разрабатывает его новые образцы. Например, ядерные вооружения с изменяемой или малой мощностью, которые будут очень точными и быстро наводящимися на цель.
     
Привет Ираку и «оси зла»

     Возможность США наносить превентивные удары – к примеру, как путем ракетно-бомбовых ударов, так и проведением целых войсковых операций, а не только действий силами специального назначения, по мнению официального Вашингтона, должна стимулировать власти любой страны мира не помогать террористам и не сотрудничать с ними. «Под собственную ответственность руководства страны», - так могут теперь совершенно открыто, прямым текстом, говорить американские дипломаты представителям доброй половины государств мира. Другое дело, что далеко не всем они это говорят…
     Ситуация с Ираком зашла уже настолько далеко и настолько, видимо, уже выходит из-под контроля Вашингтона, что США начинают открыто применять «запрещенные», если таковые бывают во внешней политике, приемы. Констатация факта о превентивных ударах как раз из этой серии. Зачем теперь соблюдать приличия перед международным сообществом, «продавливать» какие-то новые и отдельные резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку, ждать даже первых результатов работы международных инспекторов Объединенных Наций? Они все равно вряд ли удовлетворят Вашингтон… Достаточно просто отдать письменный приказ, и вся американская военная махина сосредоточится на выполнении задачи «в интересах национальной безопасности США», сея смерть и разрушение… Теперь правящий во второй по запасам нефти стране мира режим от силовой акции со стороны США уже, видимо, ничего, кроме добровольного ухода из власти и непротиводействия приходу лояльного США правительства, не спасет.
     Другой вопрос: а что, или, вернее, какая страна будет целью США после Ирака? После американских терактов 11 сентября и ньюсмэйкеры Пентагона, и чиновники самых разных рангов заговорили о целях, в которых США «просто обязаны» выкорчевать инфраструктуру террора. Речь шла тогда и об Афганистане, Судане, Йемене, Сомали, Малайзии, Филиппинах, о многих других бедных и не очень странах мира, в которых у Штатов есть свои интересы – от экономических до геополитических. Позже у президента США появилась и своя «ось зла», против которой он пообещал бороться всеми доступными средствами, в том числе и военными. Проблема лишь в том, что международное сообщество все больше и больше не жалует американскую политику, напор которой уже не могут сдержать ни полярные Джорджу Бушу мнения стратегических союзников Вашингтона по всему миру, ни коллективные протесты и дебаты в ООН, ни даже жестокие предупреждения в виде терактов 11 сентября.
     Впрочем, большинство стран из американского «черного списка» могут не просто избежать силовых акций против себя, но и практически в одночасье стать лучшими друзьями Вашингтона. Для этого надо сделать совсем немного: покаяться в прошлых грехах перед США, которых всегда найдется предостаточно, сменить своих руководителей и разрешить американским компаниям и «государевым людям» без ограничений действовать в собственных и национальных интересах Соединенных Штатов на своей территории.
     
Российские разногласия

     О России в новой доктрине сказано довольно много. Большей частью утверждения Вашингтона, конечно, остаются декларативными. Но, с другой стороны, хорошо, что они вообще есть... Правда, глубоко символично, что «утечка» последней версии документа в американскую прессу произошла именно в ходе визита в США сразу двух ключевых российских министров, отвечающих за внешнюю и военную политику, - обороны и иностранных дел.
     Согласно новой доктрине США и Россия «больше не являются стратегическими противниками» и «новая реальность», отраженная, в частности, в российско-американском Договоре по СНП, дает возможность развития «продуктивных, долговременных отношений России с евроатлантическим сообществом и США». При этом в Вашингтоне считают, что из-за низкого уровня финансирования в последние годы российские Вооруженные Силы уже никогда не смогут сравниться с американской армией (поэтому, как полагают эксперты, особый акцент Вашингтон будет ставить на безопасность от наращивающего обычные и ядерные вооружения Китая).
     США намерены «перенацелить» свои взаимоотношения с Россией на «возникающие и потенциальные общие интересы и вызовы». «Мы расширяем уже существующее наше сотрудничество в глобальной войне с терроризмом», отмечается в стратегии. Вместе с тем «переход от конфронтации к сотрудничеству с Россией принес очевидные дивиденды», говорится в документе. Среди них – «окончание балансирования на грани взаимного устрашения, разделявшего нас; историческое сокращение ядерных арсеналов обеими сторонами; сотрудничество в таких областях, как борьба с терроризмом и ПРО, что было немыслимо до последнего времени».
     Вашингтон, подчеркивается в «Стратегии США в области национальной безопасности», выступает за прием России во Всемирную торговую организацию на общих основаниях для развития взаимовыгодных двусторонних торговых и инвестиционных отношений. Российско-натовская «двадцатка» позволяет «углубить сотрудничество в области безопасности» между Москвой, Вашингтоном и его европейскими союзниками. В документе особенно отмечается, что США «будут продолжать укреплять независимость и стабильность государств бывшего Советского Союза в надежде, что независимые и процветающие соседи усилят растущую приверженность России интеграции в евроатлантическое сообщество».
     Одновременно в документе признается наличие сохраняющихся разногласий между двумя странами, из-за которых России и США потребуется время для «строительства долгосрочных отношений партнерства». И эти разногласия, к сожалению, присутствуют практически по всем пунктам, которые изложены в новой американской доктрине.
     Новая американская доктрина ставит перед определенным выбором не только Россию. Не в восторге от «узаконенных» в США военных действий против практически любой страны, от которой может исходить угроза интересам Вашингтона, например, Европа. «Старый Свет» всегда относился с определенной боязнью к действиям американских ковбоев. В Европе стараются не забывать уроков Югославии, отмечают стремление США оградить своих военнослужащих и просто американских граждан от юрисдикции созданного Международного уголовного суда, не понимают бездействия Вашингтона в сфере защиты экологии и борьбы с бедностью в «третьем мире»... Есть еще Китай, есть нарождающийся полюс силы – Индия. Всем странам мира придется теперь учитывать американскую доктрину. И пытаться не стать целью США.
     

На снимке: американские солдаты ждут команды.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker